Последнее время всё больше родителей сталкиваются с тем, что их дети не читают или читают очень медленно, искажая слова. Мы сейчас не говорим о тех случаях, когда наблюдаются тяжёлые интеллектуальные нарушения. Напротив, ребёнок старается, прикладывает усилия, но результаты не оправдывают ожидания. При чтении сложных слов речь ребёнка становится смазанной, он старается проглотить окончание сложного непонятного слова, произнести слово тихо, пропустить или вовсе угадать по сходству написания с другим словом. Появляется негативное отношение к самому процессу чтения.
В чём же причина? Качественное чтение - залог успешного обучения по всем предметам. Чтение способствует формированию личности ребёнка, расширяет его кругозор, развивает познавательные способности. В школе книги становятся его постоянными спутниками. Часто ученику сложно решить задачу лишь потому, что он не может правильно её прочитать, соответственно, не понимает смысл вопроса. Низкая скорость чтения ведет к тому, что дети затрудняются выделить главное в прочитанном тексте, неправильно интонируют, не могут пересказать текст, тратят много времени на подготовку домашнего задания. Вид чтения, при котором читающий нацелен на понимание содержания текста, называют смысловым. Современная стадия развития технологий и информационная избыточность требуют навыков быстро находить нужную информацию, осмысливать и структурировать большое количество текстов, анализировать и систематизировать полученные знания.
За последние годы продолжает увеличиваться количество детей с трудностями овладения навыком чтения. В некоторых случаях специалисты употребляют термин «дислексия». Под дислексией понимают частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера.
Она встречается в той или иной степени у одного из 10 учащихся. В России о трудностях обучения чтению такого характера знает лишь узкий круг специалистов (логопеды, дефектологи, психологи). Для многих педагогов и родителей ребёнок, который плохо читает и как следствие может иметь плохие отметки в школе, становится «необучаемым», «ленивым», «невнимательным», «медлительным», «неуспевающим». Тем самым взрослые сами навешивают ярлыки и формируют низкую самооценку у ребёнка, отбивая всякое желание учиться.
Плохие навыки чтения могут стать и следствием неправильной методики родителей. В основе процесса чтения лежит не буква, а звук. При обучении чтению следует называть буквы так, как звучит звук, а не так, как называется буква в алфавите. Это только дезориентирует ребенка и вместо «ма-ма» мы получим «мэа-мэа». Еще один подводный камень – это побуквенное чтение. Читая отдельные буквы длинного слова, ребенок забывает, какие звуки назвал и «не слышит», какое слово получается. Пусть сколько угодно долго тянется первый звук, пока не придет понимание, какой звук следующий. В начале обучения чтение только слогами! Кроме того, стоит отметить несоответствие звуков и букв в русском языке, сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков, наличие йотированных гласных, наличие слабых позиций звуков.
Причиной трудностей может быть физиологическая или психологическая незрелость ребенка. Например, не видит слова целиком, слабо развита память, незрелый артикуляционный аппарат. Особо стоит отметить нарушенное звукопроизношение. Иногда родители начинают учить чтению достаточно рано, когда ребенок еще не может правильно произносить все звуки родного языка. Как следствие – замена одних звуков на другие, закрепляется неправильная звукобуквенная связь, и в дальнейшем это влияет и на чтение, и на письмо. Например, если у ребенка еще нет звука [р], то в процессе чтения он может заменять его на звук [л]. В последствии потребуется помощь специалиста для дифференциации графем.
Пропуски согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов могут быть следствием нарушения слоговой структуры слов. Замены звуков, сходных по звучанию, говорят о недоразвитии фонематического слуха. Сложности в формировании графического образа букв свидетельствуют о недостаточной сформированности оптико-пространственных представлений.
Чтение - очень сложный психический процесс, в котором требуется координированная работа различных отделов головного мозга. К 5-6 годам у ребенка формируется способность распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв родного алфавита. Но иногда скорость созревания отдельных участков головного мозга запаздывает, и способность читать появляется после 8 лет.
Для того, чтобы обучение чтению было успешным, обязательно должны быть сформированы: фонематическое восприятие (дифференциация фонем) и фонематический анализ, зрительный анализ и синтез (дифференциация графем), пространственные представления, зрительный мнезис (запоминание букв).
Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедические проблемы и трудности с самооценкой.
Литература
1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Нарушение чтения и письма у младших школьников» Ростов-на Дону, «Феникс», СПб, «Союз», 2004г.
2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л.С., М. «Владос», 2003г.
3. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», СПб «Союз», 1998г.
4. Русецкая М.Н. «Нарушения чтения у младших школьников», Изд-во «Каро», СПб, 2007г.
5. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция», Т.Ц. Учитель,2001г.