Тип урока: урок закрепления знаний (урок №51 раздела «Сложение и вычитание в пределах 100)
Форма урока: урок-экскурсия
Цели:
- cовершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;
- умения решать задачи;
- развивать логическое мышление, внимание учащихся, самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
- Учащиеся научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
- Узнают о животных своего края, занесенных в Красную книгу РФ.
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная.
Оборудование: сообщения о животных, карточки с заданиями, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания Слайд 1
Учитель: Урок сегодня необычный. Вы, наверное, слышали, что 2017 год – Год экологии.
Слайд
Мы совершим экскурсию по нашему Большечерниговскому району, по местам обитания животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В Самарской области обитает не менее 35 видов животных, занесенных в Красную книгу. В основном это птицы, а также рыбы и млекопитающие.
Учитель: Прописать число 35. Записать в виде суммы разрядных слагаемых.
Учитель: Повторим правила безопасного поведения в автобусе и во время экскурсии (ответы детей).
Учитель: А теперь в путь!
Арифметический диктант.
Учитель: Нас встречает степной житель.
Чтобы жителя узнать,
Нужно вычислить и расшифровать.
- Запишите число, в котором 4 дес.8 ед.
- Первое слагаемое 23, второе 3. Найдите сумму.
- Увеличить 17 на 3.
- Запишите самое большое двузначное число.
- На сколько нужно увеличить 30, чтобы получилось 70?
- Найдите разность чисел 90 и 40.
- 15 уменьшить на 8.
Слайд 3
Учитель: Запишите под числами буквы. Если вы посчитали правильно, у вас получится слово.
26 |
40 |
20 |
50 |
48 |
99 |
7 |
у |
в |
р |
л |
ж |
а |
ь |
У детей получилась запись:
48 26 20 99 40 50 7
ж у р а в л ь
Слайд 4
- А теперь посмотрите на полученный числовой ряд. Скажите, какое число лишнее?
Дети: Лишнее число – 7, оно однозначное, а все остальные – двузначные.
Учитель: Какое слово получилось?
Дети: Журавль
Слайд 5 – журавль Красавка
Учитель: Вот, оказывается, кого можно встретить в нашем районе.
Ученик (чтение сообщения по карточке, подготовленной учителем)
Степной журавль один из самых красивых птиц, недаром в народе его называют Красавкой. Он гораздо меньше обыкновенного журавля и весит немного больше двух килограммов. Высота этого красавца приблизительно 89 см. В большинстве случаев голова и шея черные, а позади глаз очень заметны длинные пучки белых перьев.
Журавль-красавка – птица перелетная. В конце лета и в начале осени журавли сбиваются в стаи и отправляются зимовать в Африку, Индию, а возвращаются к местам гнездований ранней весной.
Учитель: Запишите высоту журавля - 89 см, выразите в дм и см. (8 дм 9 см)
Слайд 6
III. Работа по теме урока
Задача. Учебник стр. 72 №5 (1 ученик у доски, остальные в тетрадях)
(9+3)+9 = 21(ж).
Ответ: всего 21 журавлик.
Решение выражений
Учитель Мы отправляемся дальше. А чтобы не скучать в автобусе, решим несколько примеров.
Слайд 7
На слайде примеры для класса. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
20+35= 55 38+2= 40 46- 8 = 38 64-30= 34 26+8= 34 40-18= 22 |
Карточки для индивидуальной работы на доске – 3 человека
1 уч. 90-(80-69)= 79 2уч. 40+28+2=70 3уч. 45+ ? (15) = 60
70-(32+8)=30 100-(28-2)=74 90 - ? (20)= 70
75+25-9=91 20+56+4= 80 66+ ? (14)= 80
IV. Музыкальная физминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Слайд 8
- Мы прибыли с вами к истокам реки Большой Иргиз, здесь нас встречает Выхухоль.
Ученик: Выхухоль – близкий родственник крота. За свои способности прекрасно плавать и рыть длиннющие подземные норы она получила еще одно название – водяной крот. На сушу этот зверек выходит только в случаях крайней необходимости. Его внешний вид немного необычен, особенно удлиненная мордочка и перепончатые когтистые лапки. Из-за красивого меха она едва не исчезла с лица Земли.
Учитель: Подобно родственникам-кротам, выхухоли слепы. И в точности, как родня, обожают рыть норы и траншеи. Вход в нору выхухоли всегда под водой, сама же нора располагается выше входа, под берегом. Недвижимости у выхухоли много: к одной основной норе-квартире она любит добавлять еще несколько временно посещаемых. Это ее столовые и гостиные. А между норами выхухоль роет канавы-траншеи длиной в двадцать пять-тридцать метров – как раз на минуту ее плавания.
Слайд 9
Задача. Выхухоль вырыла канаву - траншею до двух норок-квартир длиной 56 метров. До первой норки - 26 метров. Сколько метров она вырыла до второй норки?
- Сделать чертеж и решить задачу.
56-26=30(м)
Ответ: 30 метров
Слайд 10
- Продолжаем экскурсию, и мы на Поляковском водохранилище. Здесь водится Орлан-белохвост.
Ученик: Высоко в небе парит над прудом огромный хищник. Снизу он кажется черным. Вот он молниеносно упал в воду, вытянув вперед лапы, и поднялся, уже держа в когтях крупную рыбу.
Это наш знакомый – орлан-белохвост, крупнейший из всех обитающих у нас хищников. Он одним из первых, еще в марте, наперекор всем невзгодам и капризам погоды, появляется у наших водных рубежей.
Селится орлан-белохвост всегда в самых глухих местах, близ крупных, богатых рыбой водоемов. Он любит простор и тишину, соседства с человеком избегает. Строгая и очень осторожная птица.
Орлан кормится млекопитающими средней величины - зайцами, сусликами, хомяками; из домашних животных нападает зимой на собак и кошек. Из птиц орланы нападают на гусей, как домашних, так и диких, на уток, цапель, чаек, белых куропаток, тетеревов, глухарей и даже дроф, лебедей и фламинго. Очень любит рыбу.
VI. Рефлексия
Составление и решение выражения. Слайд 11
- Составьте выражение и вы узнаете размах крыльев орла
1) Из суммы чисел 34 и 8 вычесть 40. (ответ: 2 метра, (34+8)- 40=2)
Слайд 12
- Возвращаемся домой. Посмотрите на наш путь. На какую геометрическую фигуру он похож? (Дети: треугольник).
- Сколько километров мы проехали? Как посчитать? (Дети: Найти периметр)
(Самостоятельная работа в тетрадях, устная проверка)
Р= 20+36+44=100км
VII. Итог урока
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие трудности у вас возникли?
Домашнее задание.
Учебник стр. 74 №22, 23 Слайд13
- Хочется закончить нашу экскурсию стихотворением:
Слайд14
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А.Смирнов)