Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении»

Разделы: Начальная школа


«Здоровье — способность человека сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях
резких изменений количественных и качественных
параметров триединого потока сенсорной,
вербальной и структурной информации».
И.И. Брехман

Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании". Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Презентация.

Цель: описание системы работы учителя по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни у учащихся в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Раскрыть основные принципы здоровьезберегающих технологий в образовательном учреждении.
  2. Показать основные направления и этапы здоровьезберегающей деятельности.
  3. Представить формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (Приложение 1)

1. Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

В основу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

– доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен;

– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

– последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

– системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

– сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.

2. Основные направления и этапы здоровьесберегающей образовательной деятельности:

  • сохранение здоровья;
  • укрепление здоровья;
  • формирование здоровья всех участников образовательного процесса.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

Цель — сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • Сформировать смысловое представление об элемен тарных правилах здоровьесбережения.
  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попыт-ках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения

Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Добиться сознательного выполнения элементарных; правил здоровьесбережения.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублен но познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;

б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического ис пользования.
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников, родителей).
  2. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений).
  3. Утренники, праздники здоровья.
  4. Игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д, («В гостях у Мойдодыра», «Светофор», «Малая Спортландия», «Ученическая скорая помощь»), игры - путешествия. (Приложение 2)
  5. Представления кукольного театра, театрализованные представления. (Приложение 3)
  6. Устные журналы («Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «Почему мы здоровы?»), урок - игра. (Приложение 4)
  7. Смотры-конкурсы на лучшее санитарное состояние класса (проводятся по параллелям среди учащихся начальных классов.)
  8. Санитарные рейды по школе, квартирам, дворам.
  9. Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней («Советы доктора Айболита», «Про тебя самого»).
  10. «Клубы Юных Санитаров», «Школа здоровья».
  11. Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы — здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркально, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» и др.
  12. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью и др. (конкурсы)
  13. Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты не забыл носовой платок?», «Стираю сам», «Одеваюсь по погоде» и т.д.
  14. Юмористическая разминка «Смешинка».
  15. Коллективная работа над проектом «Чистота — залог здоровья».

Литература.

  1. В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако» 2004 г.
  2. Ю.К.Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», Москва «Просвещение» 1982 г.
  3. В.В.Ильющенков, Т.А.Берсенева «Здоровье и образование», Санкт-Петербург, 1993 г.
  4. А.И.Киколов «Обучение и здоровье», Москва, 1988 г.
  5. Г.К.Селевко «современные образовательные технологии», Москва, 1998 г.