«Здоровье — способность человека сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях
резких изменений количественных и качественных
параметров триединого потока сенсорной,
вербальной и структурной информации».
И.И. Брехман
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании". Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Цель: описание системы работы учителя по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни у учащихся в образовательном учреждении.
Задачи:
- Раскрыть основные принципы здоровьезберегающих технологий в образовательном учреждении.
- Показать основные направления и этапы здоровьезберегающей деятельности.
- Представить формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (Приложение 1)
1. Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
В основу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен;
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
– последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
– системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.
2. Основные направления и этапы здоровьесберегающей образовательной деятельности:
- сохранение здоровья;
- укрепление здоровья;
- формирование здоровья всех участников образовательного процесса.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями
Цель — сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
- Сформировать смысловое представление об элемен тарных правилах здоровьесбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попыт-ках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения
Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Добиться сознательного выполнения элементарных; правил здоровьесбережения.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублен но познать основы здоровьесбережения.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).
Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;
б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического ис пользования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.
Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников, родителей).
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений).
- Утренники, праздники здоровья.
- Игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д, («В гостях у Мойдодыра», «Светофор», «Малая Спортландия», «Ученическая скорая помощь»), игры - путешествия. (Приложение 2)
- Представления кукольного театра, театрализованные представления. (Приложение 3)
- Устные журналы («Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «Почему мы здоровы?»), урок - игра. (Приложение 4)
- Смотры-конкурсы на лучшее санитарное состояние класса (проводятся по параллелям среди учащихся начальных классов.)
- Санитарные рейды по школе, квартирам, дворам.
- Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней («Советы доктора Айболита», «Про тебя самого»).
- «Клубы Юных Санитаров», «Школа здоровья».
- Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы — здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркально, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» и др.
- Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью и др. (конкурсы)
- Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты не забыл носовой платок?», «Стираю сам», «Одеваюсь по погоде» и т.д.
- Юмористическая разминка «Смешинка».
- Коллективная работа над проектом «Чистота — залог здоровья».
Литература.
- В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако» 2004 г.
- Ю.К.Бабанский «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», Москва «Просвещение» 1982 г.
- В.В.Ильющенков, Т.А.Берсенева «Здоровье и образование», Санкт-Петербург, 1993 г.
- А.И.Киколов «Обучение и здоровье», Москва, 1988 г.
- Г.К.Селевко «современные образовательные технологии», Москва, 1998 г.