Мы предлагаем в изучении темы «Животные Севера» использовать оригами в сочетании с сочинением историй, драматизацией, динамическими упражнениями для языка и подвижными играми, соревнованиями.
Оригами (с японского «сложенный лист бумаги») – искусство конструирования объемных фигур из бумаги.
Сделанная фигурка поможет не только запомнить названия животных Севера, но и является своеобразным портретом автора.
Сам процесс изготовления фигурки способствует развитию мелкой моторики рук (точность, четкость и ловкость движений), развивает речь. Работа руками позволяет детям познавать кинестетически (сенсорно) окружающий мир: чем больше дети узнают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет учиться в школе.
Основываясь на общепринятой структуре коррекционно-развивающей деятельности, мы предлагаем следующее:
- Погружение в тему «Животные Севера», беседа про животных.
- Динамические упражнения для языка «Превращалка».
- Исследовательский эксперимент (опыт).
- Индивидуальная работа – создание оригами-животных.
- Сочинение истории («по кругу»).
- Итог занятия, рефлексия.
- Соревнования животных Севера (в спортивном зале).
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных холодных стран;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развитие артикуляционных движений языка и мимики лица;
- снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество, развитие способов коммуникации;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
1. Погружение в тему «Животные Севера», беседа про животных
- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на Северный полюс (В Арктику). Воспитатель показывает это место на глобусе.
- Ребята, а как мы попадем на Северный полюс?
- на самолете, на корабле и т.д.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Это цветик-семицветик. Из какой сказки?
- Сказка «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный Полюс.
- Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.
- Белого цвета.
- Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Давайте вспомним слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.. .
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.
- Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Это часть Земли - царство вечной мерзлоты. Там воды Северного Ледовитого океана закованы во льды, которые никогда не тают. В Арктике целую зиму длится полярная ночь и солнце не показывается на небе.
- Ребята, на северном полюсе есть необыкновенное явление. Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, что это такое?
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Небо часами очень красиво переливается разноцветными огнями.
Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути (показ картинок с изображением животных Севера) - это морж.
Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде морж никогда не замерзает, так как его спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
- Моржи питаются рыбками, червяками, рачками, моллюсками.
- Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.
Олени.
- Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?
- Это олень.
- Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?
- Длинные рога.
- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег и помогают зимой добывать из-под снега себе пищу.
- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
- Чем же питаются северные олени?
- Мхом, травой.
- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Вот я вижу тут еще одно животное Севера. Кто же это?
- Это тюлень.
- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
- Плавники.
- Верно, плавники, а не ласты.
- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
- Тюлень питается рыбой.
- Правильно, он питается рыбой и разными мелкими морскими животными.
- А почему детёныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
- Для того чтобы быть незаметным для хищников.
- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.
- Что спасает от холода тюленей?
- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
- Верно, молодцы!
Белый медведь
- Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?
- Белый медведь.
- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?
- Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.
- У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
2. Динамические упражнения для языка «Превращалка» (авторская разработка Орлова Л.В.)
- Я буду волшебницей. По моему указанию ваш язычок будет «превращаться» в то животное, которое я назову.
МОРЖ
Упражнения для языка – «Моржи»
Надуть две щеки, затем надувать по очереди. Поднятие верхней губы, «фырканье».
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Упражнения для языка – «Вкусная рыбка для медведя»
Наш медведь съел рыбку и облизывается. Облизываем по кругу губы кончиком языка. Чистим зубы: облизываем зубы под верхней и нижней губами.
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
ПОЛЯРНАЯ СОВА
Мимическое упражнение – «Сова»
Мимика глаз: «выпучивание», движение шеи вперед-назад, голова в статическом положении.
ТЮЛЕНИ
Упражнения для языка – «Тюлени»
Наши тюлени при движении переваливаются из стороны в сторону.
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Упражнения для языка – «Олень»
Олени копытами и рогами расчищают землю, ищут себе пропитание мох или ягель. Он является основной пищей для северных оленей.
Сейчас мы будем упираться «рогами в землю».
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.
Теперь «откапываем ягель».
Широко открываем рот, опускаем язык за нижние резцы (он превращается в копытце оленя) и начинаем «откапывать» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается).
3. Исследовательский эксперимент
- Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги.
- А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
- Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).
Опыт
- В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем).
Снова опустите руку в воду и выньте ее.
- Что вы заметили?
- Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
4. Индивидуальная работа – создание оригами-животных
Схема медведя
Детские работы
Дети складывают фигурки, приклеивают глаза и наклеивают на коллективную работу. Заранее сделана картина «Льдины в океане» (бумага черного цвета, на неё наклеены льдины – куски из белой бумаги).
5. Сочинение истории «по кругу»
Дошкольники по очереди (по предложению) придумывают про белого медведя.
- Наш медведь живет на Севере.
- Он питается рябой.
- Он охотится, плавает.
- В воде медведя защищает толстая кожа и подкожный жир.
- Он выныривает из воды и забирается на льдину.
- Там он отряхивается, и капельки воды разлетаются в стороны.
- Медведь не замерзает потому, что его шерсть покрыта тонким слоем жира.
- После обеда наш медведь ложится спать.
- А после сна он играет с другими медведями.
6. Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся с вами домой с помощью нашего цветика - Семицветика (повторяем слова-заклинания).
7. Рефлексия
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Какие животные живут на северном полюсе?
- Понравилось вам наше путешествие?
Соревнования животных Севера (в спортивном зале)
Задачи:
- повышать двигательную активность ребенка;
- развивать в ребенке умение общения и взаимодействия со сверстниками в игре;
- формировать у ребенка такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность;
- воспитывать в ребенке волевые качества.
Разминка
«Моржата» (ходьба: колени прижаты друг к другу, касание пяток, носки врозь)
Разминка 1: «Моржата»
«Постучи копытом». Дети, стоя на месте, изображают оленя, поднимая одну ногу, стучат ею по полу.
Разминка 2: «Постучи копытом»
«Бег оленя» (подскоками)
Игры и упражнения
«Передай рыбку». На мяч (пластиковую бутылку) наклеивается картинка рыбки. Дети строятся в колонну по одному, поднимают руки вверх и на поднятых руках передают «рыбку» от начала колонны в конец.
«Передай рыбку»
«Поймай больше рыбок». У ориентира ставятся две коробки, в одну из которых положены маленькие мячики - «рыбки». Дети по одному подбегают к коробке, берут одну «рыбку» и перекладывают ее в другую коробку. Побеждает команда, «поймавшая» (переложившая в другую коробку) больше рыбок.
«Поймай рыбок»
«Полярная сова». Пока звучит музыка, «мышки» бегают, когда музыка останавливается, «мышки» замирают на своих местах, а сова просыпается и ловит пошевелившихся «мышек».
Сова и мышки
«Найди рыбку». По одному человеку с завязанными глазами, дети подходят к ящику и на ощупь определяют форму выбранного предмета (например, круглых, гладких «рыбок»).
Найди рыбку
«Удержи рога оленя». На голову положить книгу, с приклеенными пластилином двумя карандашами (рогами), и пройти по прямой от линии старта до ориентира, как вариант можно использовать по два мешочка.
Рога оленя
«По ягоды». Дети, разделившись на две команды, собирают малые пластиковые шары синего и красного цветов (каждая команда свой цвет), изображающие северные ягоды: морошку и бруснику. Побеждает команда, выполнившая правильно и быстро задание.
По ягоды
«Подарок». На стойках закреплена палка, к которой на ниточках привязаны конфеты. Детям завязывают глаза. Задача ребенка: вытянуть руку вперед и поймать конфетку.
Подарок
- Ребята, вы все молодцы! Вы справились со всеми испытаниями. И теперь, вам не будет страшно даже в Арктике.
Литература
- Дягелева М.А., Ковалева Л.Л., Орлова Л.В. Оригами в изучении темы «Зимующие птицы» / Дошкольное образование N01 (362), 1-31.01.2018 (Другие горизонты).
- От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп.- М., Мозаика-Синтез, 2013. – 336 с.
- Орлова Л.В., Помазенкова С.А. Оригами в сказкотерапии / Школьный психолог №2 (508), 2013. С.7-11.