Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, старший воспитатель, родители группы.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 10 человек
Возраст детей: 5-7 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
Выбор нашего проекта не случаен. Дети любят театрализованные игры, любят обыгрывать различные сценки сказки, приключения различных героев, а события их жизни, измененные детской фантазией, - становятся сюжетом детской игры. Но на вопрос «Что такое театр, как создаются спектакли?» дети не смогли дать ответ. Мы решили изучить эту проблему и выяснить, что такое театр, кто работает в театре, как создаются спектакли, какие игры или куклы можно использовать в детском саду, как самим показать спектакль. Так мы узнали о профессиях актер, сценарист, режиссер, костюмер, и т.д. Дети задавали вопросы, и были очень удивлены, когда узнали, как много людей задействованы в создании спектакля. Проект «В театр играем – речь развиваем» актуален, прежде всего, потому, что в настоящее время важнейшими задачами дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, развитие внимания, мышления, расширение словаря, общего кругозора, формирование у воспитанников творческих способностей.
Цели и задачи проекта
Цель педагогическая: Совершенствовать самостоятельную связную речь детей с ОНР в процессе театрализованной игры.
Цель детская: узнать, как создают спектакли, что для этого нужно?
Краткое содержание проекта:
Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе подготовки и создании спектакля. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора и развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Ожидаемые результаты: расширены представления дошкольников о театре, созданы афиши, программы, подобраны сценарии, костюмы, декорации и реквизиты к спектаклю; участниками проекта представлена сценка: «Ушки-неслушки», спектакль по сказке Сутеева «Ёж и яблоко» детям из других возрастных групп. В процессе театрализованной игры обогащён словарный запас; улучшена связная речь и её выразительность, родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через: беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе создания проекта в совместной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской, совместную деятельность родителей и детей).
Продукт проекта: Показ детского спектакля в группах ДО, создание афиш к спектаклям.
Проблема педагогическая: Организация театрализованной деятельности для речевого развития детей.
Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, что такое театр, кто в нем работает, как создаются спектакли, как можно самим поиграть в театр.
Задачи педагогические:
- Приобщать детей к театральному искусству в театрализованных играх.
- Расширять кругозор дошкольников о театре: представление о работе артиста, режиссера, театрального художника, сценариста, декоратора; виды театра.
- Создать условия для развития поисково-познавательной, творческой, театральной деятельности дошкольников.
- Использовать театрализованную игру для социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития, активности и нормализации психо-эмоционального состояния детей.
- Активизировать практическое усвоение лексико-грамматических средств языка, используя элементы театрализованных игр.
- Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность).
- Способствовать умению сопереживать героям произведений и применению накопленного опыта в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими.
Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе самостоятельной деятельности при создании сценариев, афиш, программ к спектаклям.
Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.
Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
Гипотеза: Если дошкольники создадут совместно со взрослыми спектакль по предложенному сценарию, с самостоятельным подбором декораций и костюмов то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, улучшится речь, разовьются творческие способности.
Формы презентации проекта: создание афиш к спектаклям, показ в группах сценки: «Ушки-неслушки», спектакля: «Ёж и яблоко».
План действий: Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности, планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта, совместное выполнение проекта детьми и взрослыми, обсуждение результатов, определение перспектив проектирования.
Схема реализации проекта
№ |
Формы работы |
Задачи |
|
1 |
Проблемная ситуация: Что мы знаем о театральных спектаклях? |
Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач для реализации темы проекта. |
|
2 |
Просмотр детских спектаклей совместно с родителями. |
Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. |
|
3 |
Совместный поиск родителями и детьми различных сказок, рассказов, инсценировок подходящих по возрасту детям данной группы. |
Развивать у детей исследовательскую деятельность, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о разнообразии театральных произведений и их авторов. |
|
4 |
Разработка, планирования занятий по развитию связной выразительной речи для детей средней и старшей групп ДОУ на основе сказок. |
Организация работы над реализацией проекта. |
|
5 |
Чтение и обыгрывание сказок Сутеева: «Капризная кошка», «Веселый карандаш», «Ёж и яблоко». |
Формировать умение дошкольников входить в образ, развивать выразительность речи |
|
6 |
Слушание дисков с записью сказок, мини-спектаклей, просмотр мультфильмов, театральных спектаклей. |
В ходе просмотра дать представление дошкольникам о многообразии театрализованных сказок, рассказов, пьес. |
|
7 |
Составление описательных рассказов о героях прослушанных сказок. |
Тренировать детей в составлении характеристик сказочных героев для лучшего вхождения в образ. |
|
8 |
Организация конкурса рисунков: «Создание афиши к спектаклю» |
Создать афиши к выбранным сказкам, сценкам. Организовать выставку в группе. |
|
9 |
«День театральных героев»: беседа «Что такое театр? Кто там работает?»; творческое задание «Оживающая сказка, пьеса»; викторина «Моя любимая сказка»; |
Помочь дошкольникам открыть для себя секреты написания сказок. |
|
10 |
Анкетирование родителей:
|
Анкетирование родителей с целью выявления зрительских предпочтений дошкольников |
|
11 |
Консультации для педагогов и родителей: «Развитие связной, выразительной речи в театрализованной игре» |
Познакомить родителей и педагогов с особенностями развития речи в театрализованных играх. |
|
12 |
Подбор стихов, загадок о театре, театральных героях. |
Развивать познавательную активность, психические процессы. Формировать умение находить совместно с родителями заданную информацию. |
|
13 |
Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) «Театр будущего». |
Развивать конструктивные способности при создании театра из материала на выбор. |
|
14 |
Лепка: театральных героев. |
Развивать способность передавать в лепке театральных героев. |
|
15 |
Сюжетно-ролевые игры: на вхождение в образ и формирование связной, выразительной речи: «Город», «Гараж», «Магазин», «Автобус», «Больница» и т.д. |
Формировать связную, образную речь дошкольников. |
|
16 |
Прослушивание и разучивание песенок, музыкальных произведений, которые встречаются в сказках, театральных пьесах. |
Посредством приобщения к музыкальному искусству развивать умения детей находить в музыкальном произведении различные грани характеров театральных героев сказок. |
|
17 |
Театрализованная деятельность. |
Развивать речевую активность дошкольников. |
|
18 |
Конкурс пьес, сказок для создания в дальнейшем альбома сказок, пьес. |
Создать книжку-самоделку состоящую из пьес, сказок подобранных родителями и детьми. |
|
19 |
Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок к своей пьесе или сказке. |
Развивать фантазию, творчество, умение согласовывать свои действия в совместной деятельности со взрослым. |
|
20 |
Рисование персонажей к своим пьесам, сказкам. |
Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц сказок. Объяснить детям, что сначала нужно нарисовать основной фон, место, где будут происходить события сказки. |
|
21 |
Создание сказок с помощью родителей и педагога: придумывание замысла пьесы, героев будущей сказки: тренировка детей в создании различных событий, которые будут происходить с героями сказки; формировать умение эмоционально, выразительно рассказывать свои сказки; создать костюмы, декорации и афиши к выбранной сказке. |
Развивать умение договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата. |
|
22 |
Составление альбома пьес, сказок: "Мои любимые сказки» |
Составить альбом из готовых текстов к спектаклям. |
|
23 |
Оформление книжки-самоделки со сказками, пьесами подобранными детьми и родителями: «Театр рядом с нами» |
Развивать умение договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата. |
|
24 |
Подготовка представления сказки Сутеева «Ёж и яблоко". Показ родителям. Демонстрация детям младшей группы. Сценка: «Ушки-неслушки» |
Привлечь дошкольников к защите проекта. |
Значение проекта
Данный проект повысил речевую активность детей, улучшил выразительность связной речи. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими спектакли. Они не только сами с удовольствием принимали участие в театрализованных играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате проектной деятельности было отмечено улучшение психо-эмоционального состояния, познавательно-речевого развития (связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность), дети проявляли чувства сопереживания, сотрудничества, они приобрели уверенность в своих силах.