Информационно-практико-ориентированный, творческий проект по речевому развитию «В театр играем – речь развиваем»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, старший воспитатель, родители группы.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц

Количество участников проекта: 10 человек

Возраст детей: 5-7 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность

Выбор нашего проекта не случаен. Дети любят театрализованные игры, любят обыгрывать различные сценки сказки, приключения различных героев, а события их жизни, измененные детской фантазией, - становятся  сюжетом детской игры. Но на вопрос «Что такое театр, как создаются спектакли?» дети не смогли дать ответ. Мы решили изучить эту проблему и выяснить, что такое театр, кто работает в театре, как создаются спектакли, какие игры или куклы  можно использовать в детском саду, как самим показать спектакль. Так мы  узнали о профессиях актер, сценарист, режиссер, костюмер, и т.д. Дети задавали вопросы, и были очень удивлены, когда узнали, как много людей задействованы в создании спектакля. Проект «В театр играем – речь развиваем» актуален, прежде всего, потому, что в настоящее время важнейшими задачами дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, развитие внимания, мышления, расширение словаря, общего кругозора, формирование у воспитанников творческих способностей.

Цели и задачи проекта

Цель педагогическая: Совершенствовать самостоятельную связную речь  детей с ОНР в процессе  театрализованной игры.

Цель детская: узнать, как создают спектакли, что для этого нужно?

Краткое содержание проекта:

Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе подготовки и создании спектакля. Работа над проектом будет  способствовать расширению кругозора и развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Ожидаемые результаты: расширены представления дошкольников о театре, созданы афиши, программы, подобраны сценарии,  костюмы,  декорации и реквизиты к спектаклю; участниками проекта представлена сценка: «Ушки-неслушки», спектакль по сказке Сутеева «Ёж и яблоко» детям из других возрастных групп. В процессе театрализованной игры обогащён словарный запас; улучшена связная речь и её выразительность, родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена  их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми.

Оценка  результатов проектной деятельности будет отслеживаться через: беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе создания проекта в  совместной и самостоятельной  деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской, совместную деятельность родителей и детей).

Продукт проекта: Показ детского спектакля в группах ДО, создание афиш к спектаклям.

Проблема педагогическая: Организация  театрализованной деятельности для речевого развития детей.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, что такое театр, кто в нем работает, как создаются спектакли, как можно самим поиграть в театр.

Задачи педагогические:

  • Приобщать детей к театральному искусству в театрализованных играх.
  • Расширять кругозор дошкольников о театре: представление о работе артиста, режиссера, театрального художника, сценариста, декоратора; виды театра.
  • Создать условия для развития поисково-познавательной, творческой, театральной  деятельности дошкольников.
  • Использовать театрализованную игру для социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития, активности и нормализации психо-эмоционального состояния детей.
  • Активизировать практическое усвоение  лексико-грамматических средств языка,  используя элементы театрализованных игр.
  • Совершенствовать общее звучание  речи (темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность).
  • Способствовать умению сопереживать героям произведений и применению накопленного опыта  в доброжелательных взаимоотношениях  с окружающими.

Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе самостоятельной деятельности при создании сценариев, афиш, программ к  спектаклям.

Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Гипотеза: Если дошкольники создадут совместно со взрослыми спектакль по предложенному сценарию, с самостоятельным подбором декораций и костюмов то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, улучшится речь, разовьются творческие способности.

Формы презентации проекта: создание афиш к спектаклям, показ в группах сценки: «Ушки-неслушки», спектакля: «Ёж и яблоко».

План действий: Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности, планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта, совместное выполнение проекта детьми и взрослыми, обсуждение результатов, определение перспектив проектирования.

Схема реализации проекта

Формы работы

Задачи

1

Проблемная ситуация: Что мы знаем о театральных спектаклях?
Введение «модели трех вопросов».
Что мы знаем о театре?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач для реализации темы проекта.

2

Просмотр детских спектаклей   совместно с родителями.
Уточнение информации об имеющихся театрализованных играх. Обыгрывание игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр.

Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта.

3

Совместный поиск родителями и детьми различных сказок, рассказов, инсценировок подходящих по возрасту детям данной группы.

Развивать у детей исследовательскую деятельность, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о разнообразии  театральных произведений и их авторов.

4

Разработка, планирования занятий по развитию связной выразительной речи для детей средней и старшей  групп ДОУ на основе сказок.

Организация работы над реализацией проекта.

5

Чтение и обыгрывание сказок  Сутеева: «Капризная кошка», «Веселый карандаш», «Ёж и яблоко».
Подбор декорации и атрибутов к сценке: «Ушки-неслушки».

Формировать умение дошкольников входить в образ, развивать выразительность речи

6

Слушание дисков с записью сказок, мини-спектаклей, просмотр мультфильмов, театральных спектаклей.

В ходе просмотра дать представление дошкольникам о многообразии театрализованных  сказок, рассказов, пьес.

7

Составление описательных рассказов о героях прослушанных сказок.

Тренировать детей в составлении характеристик сказочных героев для лучшего вхождения в образ.

8

Организация конкурса рисунков: «Создание афиши к спектаклю»

Создать афиши к выбранным сказкам, сценкам. Организовать выставку  в группе.

9

«День  театральных героев»: беседа «Что такое театр? Кто там работает?»; творческое задание «Оживающая сказка, пьеса»; викторина «Моя любимая сказка»;
отгадывание загадок о сказочных героях;
продуктивная деятельность «Поспеши на помощь краскам – нарисуем дружно сказку»; дидактическая игра «Угадай героев сказки»; разучивание песенок и стихов из  сказок; кукольный театр, настольный театр, игры-драматизации.

Помочь дошкольникам открыть для себя секреты  написания сказок.
Предложить детям нарисовать героев сказок.
Развивать у дошкольников речевую активность, творческие способности, фантазию в ходе отгадывания загадок о героях, в театрализованных играх.

10

Анкетирование родителей:

  • Нравится ли Вашему ребенку слушать сказки?;
  • Как часто вы рассказываете своему ребенку сказки?
  • Как вы считаете, нужно ли ребенку слушать сказки? Почему?
  • Устраиваете ли вы совместные с ребенком просмотры сказок с последующим обсуждением?
  • Используете ли вы сказку с целью воспитания в ребенке доброты, сострадания, желание помочь другу?
  • Какие качества личности, на Ваш взгляд, должны развивать сказки?
  • Вы осуществляете отбор сказок или же читаете то. что первое попало?

Анкетирование родителей с целью выявления зрительских предпочтений дошкольников

11

Консультации для педагогов и родителей: «Развитие  связной, выразительной речи в театрализованной игре»

Познакомить родителей и педагогов с особенностями развития речи в театрализованных играх.

12

Подбор стихов, загадок  о театре, театральных героях.

Развивать познавательную активность, психические процессы. Формировать умение находить совместно с родителями заданную информацию.

13

Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) «Театр будущего».

Развивать конструктивные способности при создании театра из материала на выбор.

14

Лепка: театральных героев.

Развивать способность передавать в лепке театральных героев.

15

Сюжетно-ролевые игры: на вхождение в образ и формирование связной, выразительной речи: «Город», «Гараж», «Магазин», «Автобус», «Больница» и т.д.

Формировать связную, образную речь дошкольников.

16

Прослушивание и разучивание  песенок, музыкальных произведений, которые встречаются в сказках, театральных пьесах.

 Посредством приобщения к музыкальному искусству развивать умения детей находить в музыкальном произведении различные грани характеров театральных героев сказок.

17

Театрализованная деятельность.
Игровые упражнения: «1,2,3 героя изобрази», «Кто выразительнее передаст образ?», «Сравни двух героев». Кукольный, пальчиковый театр, игры- драматизации.

Развивать речевую активность дошкольников.

18

Конкурс пьес, сказок для создания в дальнейшем альбома сказок, пьес.

Создать книжку-самоделку состоящую из пьес, сказок подобранных родителями и детьми.

19

Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок к своей пьесе или сказке.

Развивать фантазию, творчество, умение согласовывать свои действия в совместной деятельности со взрослым.

 20

Рисование персонажей к своим пьесам, сказкам.

Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц сказок. Объяснить детям, что сначала нужно нарисовать основной фон, место, где будут происходить события сказки.

21

Создание сказок с помощью родителей и педагога: придумывание замысла пьесы, героев будущей сказки: тренировка детей в создании различных событий, которые будут происходить с героями сказки; формировать умение эмоционально, выразительно рассказывать свои сказки; создать костюмы, декорации и афиши к выбранной сказке.

Развивать умение договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата.
Развивать творческое рассказывание, выразительность речи.

22

Составление альбома пьес, сказок: "Мои любимые сказки»

Составить альбом из готовых текстов к спектаклям.

23

Оформление книжки-самоделки со сказками, пьесами подобранными детьми и родителями: «Театр рядом с нами»

Развивать умение договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата.

24

Подготовка  представления сказки Сутеева «Ёж и яблоко". Показ родителям. Демонстрация детям младшей группы. Сценка: «Ушки-неслушки»

Привлечь дошкольников к защите проекта.
Формировать умение презентовать продукт проектной деятельности

Значение проекта

Данный проект повысил речевую активность детей, улучшил выразительность связной речи. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими спектакли. Они не только сами с удовольствием принимали участие в театрализованных играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате проектной деятельности было отмечено улучшение психо-эмоционального состояния, познавательно-речевого развития (связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность), дети проявляли чувства сопереживания, сотрудничества, они приобрели уверенность в своих силах.