Работа с уровневой структурой русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Отличие словарной работы в школе заключается в том, что она реализуется на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Согласно данным из разных источников, первоклассники имеют в своём словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы тезаурус учащихся насчитывает от 8 до 15 тысяч слов. Это свидетельствует о том, что ежедневно словарь школьника пополняется в среднем 5-8 новыми словами. Зафиксировано, что более половины новых слов ученик получает благодаря урокам русского языка и литературного чтения.

Таким образом, для стабильного обогащения словаря школьника на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над полисемией, над оттенками значений, сочетаемостью. Следует помнить, что усвоение новых слов не должно происходить стихийно, учитель должен координировать этот процесс, облегчать его для учащихся, обеспечивая правильность, полноту усвоения новых номинаций.

Словарная работа в школе складывается из четырех направлений: во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых значений слов; во - вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже, возможно, ранее известных слов, выяснение их коннотативной семантики, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности; в-третьих, активизация лексикона, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в тексте; в-четвёртых, устранение нелитературных слов из речевого оборота. Все четыре направления работы взаимосвязаны и способствуют расширению словарного запаса ребенка.

1. Работа с синонимами

Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Действительно, понятие о предмете, о действии, о признаке имеет множество почти эквивалентных вариантов. Важно пояснить ребятам, что чем больше в их словарном запасе синонимов, тем многообразнее и выразительнее их речь.

На начальной ступени обучения, учащиеся имеют представление о синонимах – словах, по-разному называющих одно и то же понятие, различающихся по эмоциональной окраске и по сферам употребления. Кроме того, синонимы выражают различные оттенки одного и того же значения, например, «реализовывать речевую деятельность», т.е. сказать, произнести, проговорить, молвить и т.п.

В начальных классах дается мало теоретических сведений о синонимах. Система практических упражнений формируется из таких элементов, как:

а) обнаружение в тексте синонимов, объяснение различий в значениях этих слов;

б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов;

в) упражнения на употребление синонимов в речи.

Работу над синонимами полезно начинать с первого класса. Приведу основные типы упражнений с синонимами, которые применяю на своих уроках русского языка.

а) Выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова какой-либо одной части речи (например, глаголы).

Задание заключается в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даётся 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова, например: бежит, глядит, спит, мчится, несётся, глаз не сводит, смотрит. Одна группа синонимов: бежит, мчится, несётся; вторая группа: смотрит, глядит, глаз не сводит; лишнее слово спит. Или соотнести пары синонимов: магазин, светлица, комната, лавка; спать, лечить, врачевать, почивать.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся, упражнение может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2-3 лишних слова, могут быть даны разные части речи.

б) Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака. Ученикам даются группы синонимов: скорый, быстрый, стремительный; громадный, огромный, большой; ветер, ураган, вихрь. Дети составляют ряды по степени увеличения признака. С этими словами составляются предложения, например: В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.

в) Подбор синонимов к исходному слову. Предлагаются слова, например: смешной, работать, метель. Дети подбирают: смешной - забавный, потешный; работать - трудиться; метель - вьюга, буран, пурга. Составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.

г) Замена синонима в контексте (в предложении). Цель такого упражнения заключается в выборе более точного, наиболее подходящего по смыслу слова. Например: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Пограничники стреляют метко (бьют без промаха). Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся). Такая работа практикуется в процессе подготовки к творческим работам.

д) Выбор одного из ряда близких по смыслу слов.

1. Небо (закрыло, заволокло) тучами.
2. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.
3. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.
4. Наступило (жаркое, тёплое, знойное, горячее) лето.

Дети должны обосновать выбор синонима, руководствуясь своим языковым и читательским чутьем, речевым опытом и словарной работой.

2. Работа с антонимами

 Специальные мониторинги и опыт показывают, что дети успешно овладевают синонимами, при условии систематических тренировок на уроках словесности. Стоит обращать внимание и на работу с другим лексическим пластом – с антонимами. Известно, что антонимы - слова с противоположным значением. Они используются в речи для создания речевого контраста, антитезы. Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в первом классе и, усложняясь, проводится регулярно, главным образом, в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами, без углубленного изучения теории.

Прием антитезы (противопоставления) наблюдается во многих пословицах:

  • «Труд кормит, а лень портит»;
  • «Легко друзей найти, да трудно сохранить»;
  • «Дружбу помни, а зло забывай»;
  • «Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль»;
  • «Умный себя винит, а глупый своего товарища».

На уроках русского языка в связи с изучением частей речи ученикам предлагаю следующие упражнения с антонимами.

а) Группировка антонимов по парам.

Дается перечень слов (например, имён прилагательных), которые могут образовать антонимические пары. Могут быть лишние слова. Задание: выписать пары слов с противоположным значением (холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой).

Или предлагается отрывок из художественного текста, в котором нужно подчеркнуть слова-антонимы:

И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.С. Пушкин)

Упражнение может быть осложнено составлением предложений с антонимами. Приведу примеры, составленные второклассниками: «Снег уже тает, на светлом поле появляются темные проталины. Старые волки обучают юных волчат охотиться».

б) Подбор антонимов к словам. Упражнения даются в связи с изучением частей речи, орфографических тем ( тьма - ...; твёрдый - …; пустой - …; поднять - …; купить -…; направо -…; вверх - ...; зима - …; сильный - …).

Или вписать в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову:

 1) В книге есть вопросы и …;
2) кто хочет много знать, тому надо …. спать;
3) настал вечер, и шум сменился ….;
4) Живут в соседстве грусть и …;
5) Лучше горькая …., чем красивая ложь.

в) Замена антонимов в данном предложении.

Даны предложения:

1. Пустой колосок лёгок, он стоит прямо.
2. Наступила морозная снежная зима.
3. Зимой рано смеркается.
4. Заяц бегает быстро.
5. Весной птицы летят с юга на север.

Приведу примеры перестроенных предложений учениками второго класса.

1. Полный колос тяжел, он к земле гнётся.
2. Наступило жаркое цветущее лето.
3. Зимой поздно рассветает.
4. Черепаха ходит медленно.
5. Осенью птицы летят с севера на юг.

Замена антонима в предложении требует его синтаксической перестройки, добавления или замены слов, приходится включать ещё одну или даже две антонимические пары. В этом состоит развивающая цель упражнения.

г) Дополнение начатого предложения антонимами.

Предложены начальные фразы предложений:

1. В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике... .
2. Настала весна, всё ожило: и огромные дубы, и высокие сосны, и кустарники, и … .
3. На юге нашей страны уже цветут сады, … .
4. Летом дни увеличиваются, зимой же … .
5. Солнце только что село. В поле ещё светло, но … .

Слова, дополняющие данные предложения: (Тепло и спокойно; крохотные кустики брусники; на севере ещё свищут метели; они уменьшаются; в лесу сумрачно). Задание носит творческий характер, поэтому каждый ученик может дать собственное продолжение начатого предложения, внести собственные дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.

д) Подбор синонимических групп антонимов. Нередко говорящий или пишущий использует рядом 2-3 синонима и достигает таким образом большей выразительности речи.

Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную…
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
 (А. Прокофьев)

 Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Школьники с интересом составляют подобные противопоставленные ряды: Солнце яркое, жгучее; луна… (бледная, холодная). В лесу тихо, спокойно; в лесу… (шумно, тревожно).

е) Подбор антонимов к словам

холод

 

ночь

 

добрый

 

кричать

 

друг

 

скучно

 

синоним

 

сырой

 

громкий

 

слёзы

 

хвалить

 

большой

 

плохо

 

редкий

 

 Как и в других словарных упражнениях, в данном случае желательна активизация подобранных антонимических групп в контекстах, т.е. составление предложений или словосочетаний с ними. Приведем примеры предложений, составленных учащимися третьего класса: «Степные реки текут медленно, спокойно, а горные реки, наоборот, быстрые, бурные, шумные». «До дождя листья были пыльные, увядшие, будто усталые. Дождик прошёл – они стали блестящие, весёлые, зашелестели на ветру».

Основная цель упражнений с антонимами, как и с синонимами – реализация их употребления в устной и письменной речи. Антонимы встречаются в речи учеников редко, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьника.

3. Работа с фразеологией

Младшие школьники обычно понимают значение фразеологизмов, но в собственной речи используют их крайне редко: 3-5 случаев на 1000 слов текстов сочинений в среднем, т.е. один случай на 3-4 сочинения в третьем классе. Однако если учитель даёт задание употребить фразеологизм в пересказе или сочинении, то такое задание выполняется удовлетворительно.

Программа начальных классов не предполагает целенаправленной работы над фразеологизмами. Следовательно, встречающиеся в читаемых художественных произведениях обороты должны быть разъяснены без анализа их внутренней структуры, без выделения типов, без введения терминов и определений. Как правило, они метафоричны, т.е. опираются на иносказательное значение входящих в них слов. В связи с этим, объяснение удобнее всего проводить способом замены оборота синонимом, синонимическим сочетанием или способом развёрнутого объяснения.

Фразеологизмы встречаются в художественных текстах. Обратившись к басням И. Крылова, мы видим обилие фразеологизмов, например: отколе не возьмись; совсем без драки попасть в большие забияки; Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!; зло не так большой руки. Поскольку басни обычно заучиваются наизусть, то меткие выражения «на слуху», и легко запоминаются учениками. Полезно создавать коммуникативные ситуации, при которых бы ребята употребляли эти выражения в разговорной речи. Образцы такого словоупотребления предлагаются учителем, чтобы не допустить возможных оскорбительных для учащихся случаев использования данных оборотов.
Особенно благоприятные условия для работы над фразеологией создаёт фольклор, и, в частности, пословицы и поговорки.

В учебниках русского языка даётся много пословиц на самые разнообразные темы, например: Нет друга – ищи, а нашёл – береги; Маленькое дело лучше большого безделья; Свет победит тьму, а мир – войну; Мир строит, война разрушает. Школьники не просто заучивают пословицы, встретившиеся в текстах, они связывают их с содержанием и темой прочитанного произведения, с жизненными ситуациями, уясняют их смысл, и, запоминая, используют в своих творческих работах.

Фразеология обеспечивает богатые словесные возможности для поисково-творческих работ: ученики охотно собирают пословицы и поговорки, записывают меткие выражения, в результате самостоятельной поисковой деятельности находят и объясняют значение и происхождение фразеологизмов: «не ударить лицом в грязь!», «делать из мухи слона», «витать в облаках» и т.п.

Чтобы у детей не возникало проблем с употреблением того или иного фразеологического оборота, можно предложить творческие задания, например, составить предложения с фразеологическими сочетаниями. Для класса с более высоким уровнем подготовки стоит предложить написать эссе-миниатюру, лингвистическую сказку или стихотворение, где были бы использованы знакомые или изучаемые фразеологизмы. С одной стороны, этот прием позволяет школьникам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество.

Например, в рабочей тетради по русскому языку для 3-го класса из УМК «Школа России» Предлагаются такие задания:

1) Составить из данных слов все возможные словосочетания: верный, язык, товарищ, повесить, гласный, русский, нос, звук, длинный, пальто. Выяснить, какие из составленных словосочетаний являются фразеологизмами.

2) Работа с семантикой фразеологизмов в тексте: «Каша в голове у дяди Саши, И ботинки просят каши» (А. Шибаев). Так же предлагается задание, направленное на сопоставление фразеологизма с его значением:

Набрать в рот воды

Обманывать

Сидеть сложа руки

Победить

Одержать победу

Глядеть по сторонам

Кривить душой

Ничего не делать

Ворон считать

Молчать

Советуем устно составить предложение с любым фразеологизмом.

Также предлагается упражнение, которое представляет собой текст, в котором нужно не только вставить пропущенные буквы, но и найти фразеологизмы.

«Как свои пять пальцев»

Что значит знать как свои пять пал_цев? Во-первых, уметь считать, во-вторых, знать название каждого пал_чика: б_льшой, ук_зательный, средний, безымянный, мизинец. А чтобы так же х_р_шо знать любой другой предмет, нужно постараться, потрудиться, чтобы иметь право ск_зать: «Знаю как свои пять п_льцы».
(Г.Ставская)

Полезно дать ребятам понятие о школьных словарях синонимов, антонимов, о сборниках пословиц и крылатых выражений, познакомить с некоторыми изданиями, объяснив, как ими пользоваться. Современные учебники по русскому языку, например, по программе «Школа России» включают в себя мини-словари синонимов-антонимов, что в значительной степени облегчает деятельность учителя, однако, для детей с более высоким уровнем подготовки, является недостаточным по количеству справочным материалом.

Степень эффективности словарной работы зависит от того, насколько целесообразно она построена, системно и планомерно проводится ли она на протяжении всех лет обучения, носит ли случайный характер. Важно обращать внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно важных им слов, встречающихся в текстах учебной и художественной литературы, можно связать различные виды словарной работы с содержанием уроков. Работа с лексикой должна являться обязательным элементом в структуре занятия по любому предмету, а не только по русскому языку и литературному чтению.

Список литературы.

1. В.П. Канакина и др. Русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».