Влияние СМИ и рекламы на самосознание и поведение современных детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В настоящее время средства массовой информации играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их жизни и продолжается всю жизнь. По сути в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Естественно в этом есть свои минусы и плюсы. Этой проблемой занимаются много разных авторов.

Когда человек, сам лично не сталкивавшийся с определенной проблемой, благодаря возможностям СМИ и рекламы, может  познакомиться с самыми разнообразными путями решения и проявлять к ним определённое отношение.

Особо сильное воздействие СМИ и рекламы способны оказать на формирование личности современных детей. СМИ традиционно влияет на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению определенных целей.

Современные дети - это такая социальная группа, которая очень много использует СМИ и получает информацию разного содержания. Потому что дети очень любознательны. Несмотря на быстрое развитие средств коммуникации в начале века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

В последние годы родители и педагоги все чаще сталкиваются с главной проблемой от использования коммуникаций: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас очень бедный и примитивный.

Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.

Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализированию. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им взрослые читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не обсуждается сказка, и не развивается желание как можно быстрее  научиться читать. В последствие это очень негативно скажется в будущем.

В наше время распространена проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие, которое очень влияет на психику детей.

Нельзя не забывать об особой чувственности  и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают  после просмотра видеофрагментов с насилием, убийствами, драками, войнами. Взрослые могут не сразу заметить изменения в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его во сне, повышении тревожности или различных нервных симптомов.

Регулярный просмотр сцен с насилием  притупляет эмоции, и в следствии развивается жестокость. Если регулярно  на экране показывается насилие, то через какое-то время это начинает восприниматься это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе формируется  сценарий агрессивного поведения. Попадая в настоящий мир, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает этому подражать.

Конечно, в настоящее время очень трудно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить плохие последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно пользоваться им.

В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного.

В наши дни СМИ становится всё более коммерческим. Это заставляет все больше  уделять огромное внимание  рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая просмотр на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у современных детей, так как им она не очень обходима.Но особенно неблагоприятное влияние реклама оказывает тогда, когда она "идет или прерывает" в ходе просмотра интересных мультфильмов и фильмов. В этом случае у них теряется внимание и осознание увиденного ранее.

Это приводит к испытыванию чувства досады и раздражения в связи с таким вмешательством, и у детей возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость.

Очень много родителей, пытаються "завлечь" ребенка телефоном или просмотром мультфильмов, что бы заняться "более важными взрослыми" делами. Не задумываясь, что тем самым они подрывают психику ребенку.

А мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым детям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в просмотр телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что очень плохо для межличностного общения и  усиливает "тягу" к одиночеству. Телевидение способно моделировать поведение "потребителей" информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком.

Наверное, не стоит и говорить о том, что в данное время  и телевизор, и интернет вызывают огромную  зависимость - каждый ребенок тратит много времени на видеоигры и  на общение с компьютером чуть более часа в день, а телевизор смотрит 2-3 часа в день, что превышает положенную норму на 1,5-2,5 часов.

Многие родители и педагоги задаются такими вопросами: "Но все ли так страшно? Что можно сделать для того, что бы уменьшить отрицательное влияние СМИ на детей?" Ответ на такие вопросы самый простой - взрослые должны уделять своим детям должное внимание. Во-первых, тщательно отбирать то, что смотрит ребенок (например, не допускать просмотр  современных мультфильмов, где герои не говорят почти), во-вторых следить, что бы не сидели за компьютером  больше двух часов в сутки. И, самое главное, чтобы родители прививали своему ребенку умение правильно выбирать ту информацию, которая формировала и развивала мотивацию на получение новых знаний, и хотя бы пытаться стать для детей моральным авторитетом. Ведь дети берут пример со взрослых, а значит, что и самим взрослым нужно стараться как можно меньше проводить времени за современными гаджетами и СМИ. Тогда детей и не будет тянуть к запретному.

Список используемой литературы

1. Статья «СМИ: пропаганда жестокости и вредных привычек» - И.Чичикова, 2002.

2. Статья «Дети делают то, что видят: воздействие современных СМИ на детей и подростков» - В.Косьяненков, 2009.

3. Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей» - О. Филлипова, 2008.

4. Статья «Влияние ТВ на детей», И.Медведева, Т.Шишова.

5. Статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент.