Педагогическое сопровождение проектной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность


Проектный метод обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает креативное мышление, формирует поисковые навыки, развивает умения систематизировать полученную информацию и применять ее в практической работе. Учитель, применяя метод проекта в процессе обучения, выступает в роли консультанта, координатора и помощника в процессе познания.

Педагогическое сопровождение проектной деятельности

Метод проекта сегодня актуален. Он активно используется на уроках, его применяют во внеклассной работе.

Метод – категория дидактическая. Это способ организации процесса познания, овладения определенной областью практического или теоретического знания. Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. А это – технология.

Технология - целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей, умение их творчески применять для получения новых знаний, развитие самостоятельного креативного мышления школьника – вот проблема, реализация которой требует принципиального нового взгляда на технологию обучения и на теорию. Речь идет о необходимости развития личности. Значит, приоритет должен быть за личностно – ориентированными технологиями.

Многочисленные исследования показали, что успешность человека определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Поэтому актуальность метода проектов в наши дни обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, что как раз находит отражение в проектной деятельности.

Метод проектов способен решить проблемы формирования личности, обладающей перечисленными качествами, который, в силу своей дидактической сущности, помогает решению ряда задач:

  • развитию умений отбирать необходимые материалы, анализировать, систематизировать и обобщать полученные данные (умение работать с информацией);
  • развитию исследовательских умений, обеспечивая механизм творческого мышления;
  • развитию у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата (развитию коммуникабельности);
  • работая в коллективе, уметь адаптироваться.

Успех реализации метода проектов зависит от того, насколько технологично он проработан, от правильной организации работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях.

Если для учащихся проектная деятельность - это способность и возможность решить проблему, то перед учителем стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Учитель заранее продумывает весь ход работы над проектом, развитие любой ситуации при внесении в нее тех или иных изменений. Этот, невидимый план для учащихся, весьма важен для учителя.

Если педагог решил использовать при изучении какого – то раздела программы метод проектов, он должен тщательно разработать, просчитать последовательность всех действий.

Когда предполагается, что учащиеся по предлагаемой им ситуации должны сами сформулировать проблему, учитель сам прогнозирует несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учеников, либо к которым он будет их вести наводящими вопросами и ситуациями. Преподаватель должен показать, насколько значима рассматриваемая проблема, в какой степени она волнует его, что и ему интересно, поэтому он готов включиться в поиск для ее решения.

Задача педагога – заинтересовать учащихся актуальностью данной проблемы, направить их мыслительную, коммуникативную и практическую деятельность на актуализацию имеющихся у них знаний и умений на приобретение новых.

Учитель должен для себя четко определить учебные задачи для учеников (т.е. что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников, подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, в том числе и из электронных источников)), к которому он предложит обратиться.

Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию занятий, на которых предполагается использовать метод проектов.

Педагогу необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используется возможность самоконтроля и взаимоконтроля.

Роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (помощника, консультанта, наблюдателя). Каждый учитель имеет собственный стиль обучения. В зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на занятии, педагог ведет и поддерживает самостоятельность учащихся. Роль учителя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда ученикам необходимы исходные сведения, когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов урока.

Роль наблюдателя важна в тот момент, когда школьники работают самостоятельно в парах или в подгруппах. В это время педагог может помогать отдельным ученикам или всей подгруппе Учитель принимает роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется совет или определенные источники информации.

Таким образом, современный учитель – это прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник. Это человек, который поможет выбрать правильный путь в мире знаний. Степень активности учителя и учащихся на разных этапах и стадиях различна. Степень включенности учителя в деятельность учеников зависит от ряда факторов: от этапа и стадии проекта, типа проекта, сформированности у учащихся умений и навыков проектной деятельности, предметных знаний.

В любом случае, школьникам нужна помощь учителя, которая гарантировала бы им длительный процесс обучения.