Педагогическая цель | Способствовать закреплению знаний о словообразовании; содействовать развитию умения классифицировать слова по способу образования. |
Тип урока | Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий. |
Планируемые результаты (предметные) Личностные результаты |
Применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как буква, часть слова, часть речи. Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения; осуществляют анализ, сравнение, классификацию по самостоятельно определённым критериям; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Способы образования имён существительных. Словообразование имён существительных. Приёмы различения слов по способу их образования. Анализ слов, образованных сложением целых основ без соединительных гласных. Классификация имён существительных по способу образования. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент | - Ребята, встали красиво, улыбнулись гостям. - Что мы возьмём с собой на урок для успеха? - Потренируем ваше внимание с помощью игры "Запретные слова». Если вы слышите одушевлённые имена существительные -встаёте, если неодушевлённые - остаётесь на своих местах (пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза) |
Слайд 1 (старание, лень, внимание, нерешительность, безразличие, сообразительность) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Запишите дату проведения урока и вид работы. - Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну слов, чтобы разгадать новую тайну слова. - Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока. А поможет нам в этом сообразительность. Четыре человека будут работать у доски. Ребята соберут рассыпанные слова из букв, остальные возьмут карточку с пропущенными буквами и вставят их. |
Слайд 2 |
3. Постановка учебной задачи | - Проверим, есть ли среди ваших слов слова, которые составили ребята у доски. Соберите из слов предложение. Прочитайте тему урока. - Я вижу, что вы все были старательны. Значит все эти качества мы возьмём с собой на урок в страну слов. |
Слайд 3 Способы образования имён существительных |
- Какие цели поставим перед собой? - Определение этапов урока. - Какие шаги мы должны предпринять, чтобы достичь целей? |
Слайд 4 - закрепить … - узнать …. |
|
(На экране появляются переставленные этапы урока.) - В какой последовательности будем вести работу? |
Слайд 5 (Дети предлагают свою последовательность этапов урока) 1. Сбор известной информации. 2. Наблюдение за подозреваемыми. (словами). 3. Открытие новой тайны слов. 4. Помощь пострадавшим. 5. Итог работы. |
|
4. Построение проекта выхода иззатруднения | 1. - Собираем известную информацию о способах образования имён существительных. Работать будете в группах. - Разберите имена существительные по составу. - Определите способ образования имён существительных. - Назовите группу слов одним словом. - Прослушаем собранную вами информацию. Какой способ образования имени существительного представлен в красном поле (аналогично для остальных цветов). |
Слайд 6 Задание 1 Образец устного ответа: |
Названия появляются на экране. - Все ли известные нам способы образования имён существительных вспомнили? |
Слайд 7 - красная карточка- приставочный - жёлтая карточка- суффиксальный - зелёная карточка – приставочно-суффиксальный |
|
- Следующий способ образования имён существительных назовёте, разгадав кроссворд. Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ». - детёныш аиста - специальная подставка для мыла - человек, живущий в городе - маленькая частичка снега - человек, исполняющий песню - устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку - явление природы, при котором с деревьев опадают листья - человек, передвигающийся пешком -Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соединительными гласными). -Образуйте имена существительные способом сложения. Запишите получившиеся слова. Выделите корни в словах, подчеркните соединительные гласные. |
Работа в группах на компьютерах. Слайд 7 Сложение корней с соединительной гласной |
|
- Назовите слово, которое соответствует схеме. - Какой способ использовали? - Итак подведём итог этапу сбора информации. |
Задание 2 Работа в парах. - Образуйте имена существительные способом сложения. Запишите получившиеся слова. Выделите корни в словах, подчеркните соединительные гласные. земл(я) - о - проводить вод(а) -о- мерить звёзд(ы) -е- падать везде -о- ходить |
|
- Какие способы образования имён существительных вы знаете? Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми. Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными. |
- способ сложения корней с соединительной гласной 0\е– - Приставочный - Суффиксальный - Приставочно-суффиксальный - Сложение корней с соединительной гласной |
|
3. Физминутка. (в зоне видимости развешаны портреты сказочных героев.) - Найдите глазками героя загадки. Красна девица грустна, На сметане мешен, Лечит он мышей и крыс, Вы знаете, девушку эту. Он веселый, заводной, Много дней он был в пути, - Я буду показывать вам движения, а вы их за мной повторяете в том случае, если эти движения могли выполнять в своей сказке сказочные герои.(Снегурочка танцует, плавает. Колобок прыгает, играет в футбол. Золушка подметает, звонит по телефону. Карлсон летает, учит уроки. Айболит спешит, бежит, поливает цветы) - Из первых букв имён героев составьте слово. (сказки) - У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова. |
Отгадывают загадки. Находят глазами сказочных героев
- сказки |
|
2. Наблюдение - Из книги выпала и перемешалась группа слов |
самолёт скатерть самобранка сапоги скороходы ковёр ковёр + самолёт скатерть + самобранка сапоги + скороходы |
|
5. Закрепление Самостоятельная работа |
3. Открытие - Каким способом образовали слова? (сложение, соединение) |
Слайд 8 - сложение целых слов без соединительных гласных. Задание 3 1 группа – в красном поле выпишите существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных; |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) |
- Ребята, у нас оказались пострадавшие. Подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, диван – кровать, вагон – ресторан, кресло-качалка, пылесос, замазка, пробежка, прогулка, овощевод, сталевар, выставка- продажа. (5 этап подведение итогов) - Итак, какая тема была на уроке? - Д/З Дома найдите в сказках ещё имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию. - Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка. |
Слайд 9 - Всё понял, но остались вопросы |