Цель урока:
- Выявить влияние природных условий на различные стороны человеческой жизни, на характер жилищ, одежды и продуктов питания жителей разных природных зон, создать мини-проектов.
- Ответить на вопрос как жители природных зон приспособились к условиям этих ПЗ.
Задачи:
- Продолжить формировать знания о разнообразии природы и населения России путём изучения природных условий природных зон и особенностей жизни людей в разных природных зонах.
- Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве.
- Формирование навыков достижения поставленной цели урока в результате деятельностного подхода.
- Формировать навыки самооценки достигнутых результатов.
Оборудование: мультимедиа проектор, шесть компьютеров или ноутбуков, желательно наличие в кабинете сети (иначе пользуемся флэшками), магнитная доска и магниты.
Ход занятия
Приветствие, представление: Здравствуйте ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, сделаем вдох, спокойно выдохнем, садитесь, начинаем урок.
Актуализация знаний: Языком географии всегда была карта (слайд 1). Перед вами карта европейской части России. На севере России у впадения реки Мезень в Белое море стоит город с одноимённым названием. Почти в центре Русской равнины расположен город Городец. Издавна вблизи этих городов существовали центры народных промыслов Мезенской росписи и Городецкой росписи.
Внимательно посмотрите на эти росписи, сравните их, какие отличия, прежде всего, бросаются в глаза. (Ответы детей). Как вы думаете, в чём кроется главная причина таких различий? (Предполагаемые ответы учеников: природные отличия, разный климат, находятся в разных природных зонах). Природные условия повлияли на особенности народных промыслов. На какие ещё стороны человеческой жизни влияли природные условия? (Характер, здоровье, питание, жилище, одежда) Так чему будет посвящён наш урок? О влиянии природных условий на человека (слайд 2). А какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнее занятие? Формулировка цели (слайд 2)
Основная часть: Наша современная жизнь универсальна. Но люди, издавна живущие в разных природных зонах, приспосабливались к условиям этих зон. Мы рассмотрим с вами три зоны, их природные особенности и то, как люди к ним приспособились (3 слайд).
Мы разделимся с вами на группы: (деление можно провести по рядам)
1. тундра,
2. тайга,
3. степь (раздать карточки с названием зон)
Каждая группа – ряд найдите вашу природную зону на карте, используйте атлас (слайд 4). Карточки поднимает та группа, чью природную зону я показываю.
Прежде чем мы с вами перейдём к следующей части нашего занятия откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, поверните медленно голову на лево, затем на право, посмотрите вверх, опустите вниз, поднимите, продолжаем работу (слайд 5).
Группы - ряды делятся на микро группы по 2 – 3 человека. Решите, кто в вашей группе практики и будет работать за компьютером и создаёт слайд (Приложение: папки степь, тайга, тундра). Кто работает с карточками и выстраивает на доске кластер (Приложение 2), а кто будет экспертом (тоже работают с компьютером) (Приложение 3). Делимся, и практики и эксперты пересаживаются за компьютеры, третья микрогруппа работает за партами с карточками и магнитной доской.
В работе вам помогут литературные описания природных зон, которые лежат на каждой парте. (cм. ниже).
Внимательно прочитайте инструкцию на слайде (слайд 6), она же лежит возле компьютера. Работаем 5 минут. Роль экспертов та же работа и плюс выслушать, проанализировать защиту, прокомментировать, оценить.
Учитель может помочь в работе с карточками и слайдами.
Зашита и анализ, выступления ребят в общем 10 минут.
Оценивание: Чтобы проверить насколько понят материал предлагаю вам решить тест – задачки. На столах у вас лежат карточки с номерами. Вы поднимаете ту карточку (1, 2, 3 или 4, Приложение 5), какой ответ считаете наиболее подходящим (слайды 7, 8, 9 – если позволит время). Поднимите ребята руки те, кто справился с заданием полностью, а теперь кто допустил одну ошибку.
Спасибо за работу. Уходя из класса, выберите смайлик «настроения» с которым вы уходите с урока и приклейте, напротив него стикер.
Спасибо за урок! До свидания.
Портрет степи
Беспредельная степь! Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море.. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются в степи растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.
Приложение 1
Скучно в северной тундре
Куда ни погляди – на север, на юг, на восток и запад, в какую хочешь, повернись сторону, - все одно и то же. В долгую зиму, когда иные лунные ночи бывают, чуть ли не светлее короткого сумрачного дня, - кругом одно безбрежное, беспросветное море снежного наста, по которому шибкой рысью бегут, не проваливаясь, тонконогие олени. В осень – одни непроглядные туманы да серо-свинцовые, душные тучи… И только в короткую весну – лето оживает быстро, и на миг тундра пестреет яркими красками, горит синевато-зеленым травяным блеском, небо блещет яркою и голубой лазурью, а все окрест полно гама визга и стрекота несметного птичьего слета, нежащегося под лучами почти неподвижного солнца.
Бескрайняя тайга
Вот глушь лесная в вековом и девственном бору могучих великанов сосен и елей! Кто передаст человеческим языком всю гамму этих красок, всю мощь и красоту этой природы, где не ступала ещё человеческая нога? Вот ствол сосны в два охвата толщиною, за ним другой, третий, и целый ряд стволов, уходящих в небо за 15 сажен. Их вершины увенчаны серо-зелеными побегами ветвей.
Суровая зима с глубоким рыхлым снегом, знойное лето, труднопроходимые чащи, огромное количество комаров и мошек летом. Зима очень длинная и холодная, а лето душное, дождливое. Весна в этих краях поздняя.
Кожевников А.В. "По тундрам, лесам, степям и пустыням".
Гос. изд-во географической литературы. М. 1955.