Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-развивающего процесса

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


АКТУАЛЬНОСТЬ:

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.

 Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить

 Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.

 Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:

  • ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
  • отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

 Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

 Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

 Таким образом, презентация:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

 Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов группы и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

 Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

  • расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
  • реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
  • применить индивидуальный подход к ребенку;
  • сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;
  • повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

 Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя – логопеда и педагогов. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.

Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы.

Цель: создание единой системы использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.

Задачи: подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей. Рационально планировать работу с родителями, способствуя их активному включению в коррекционно-развивающий процесс. Включение родителей в активную коррекционно-развивающую деятельность.

Тип проекта:

По доминирующему методу:

  •  исследовательский
  •  практико-ориентированный
  •  творческий

По характеру контакта: открытый

По характеру участия: родитель – участник

По продолжительности: годичный

По содержанию: разработка новых форм и методов

По характеру охвата: фронтальный

 Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники и их родители.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
  •  Непрерывная связь с родителями с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
  •  Создание единого информационного пространства ДОУ;
  •  Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ во взаимодействии с родителями;
  •  Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с родителями;
  • Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу педагогов с родителями воспитанников:

  • Просмотр тематических презентаций по разным направлениям
  • Консультации на сайте группы
  • Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ
  • Знакомство с портфолио воспитателей группы.

 Реализация проекта проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный: обсуждение проблемы с родителями; выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка (анкетирование). Подбор методических материалов.

  1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;
  2. Разработка структуры внедрения ИКТ как средство взаимодействия с семьей;
  3. Анкетирование «Заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ».
  4. Провести анкетирование «С компьютером на «ты»! »
  5. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ»
  6. Организовать консультации по проблемным вопросам
  7. Повысить компьютерную грамотность родителей.

2 этап - основной: совместная деятельность педагогов, родителей и детей по плану проекта.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

  • Создание поздравительных, тематических мультимедийных презентаций (с помощью программы Microsoft PowerPoint) ;
  • Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду;
  • решение проблемных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций;;
  • проведение игр на развитие слухового и зрительного внимания;
  • проведение гимнастики для глаз;
  •  рассказывание с использованием мнемотаблиц;
  • придумывание историй по «говорящим рисункам»;
  • проведение различных видов деятельности с использованием ИКТ (праздники, досуги, развлечения);

Учитель-логопед совместно с детьми:

  • игровые занятия
  • игра-викторина «Я-Всезнайка»;
  • просмотр видеосюжетов; просмотр мультфильмов, презентаций
  • проведение фронтальных и индивидуальных занятий;
  • логоритмика

Учитель-логопед совместно с родителями:

  • Создание «семейной медиатеки»;
  •  Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)
  • Проведение семинара-практикума «Домашний логопед»
  • Проведение семинара-практикума «ИКТ при выполнении домашних заданий»
  • Проведение семинара-практикума «Игры по обучение грамоте»
  • Размещение на сайте ДОУ (на личной странице):
  • Материалы по проведению артикуляционной гимнастики дома
  • Материалы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
  • Материалы по обучению грамоте
  • Серия консультаций «Играем вместе»
  • Видео ролики: проведение звукового анализа детьми, игры в которые можно играть дома
  • Советы логопеда родителям
  • Подготовка компьютерных презентаций и игр по различным направлениям для занятий детей дома

Воспитатель совместно с родителями:

  • Знакомство с программным обеспечением ПК через печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации;
  • Презентация для родителей «Сайт ДОУ», с его структурой, правилами размещения комментариев, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;
  • Знакомство с адресом электронной почты группы «Теремок», размещение информации;
  • Проведение семинара-практикума « Развиваем познавательные способности детей»
  • Размещение на сайте ДОУ рекомендаций: «Игры на кухне», «Эксперименты – это просто», «Обучающие игры дома», памятки «»
  • Родительский клуб «Компьютерные гении»
  • Мастер-класс «Учимся создавать презентации»
  • Подготовить отчётный фильм «Наша семья», «Мой любимый детский сад», «Отдых на природе»

Дети вместе с родителями:

  • компьютерные развивающие игры;
  • участие в родительском клубе «Компьютерные гении»;
  •  Создать фото-презентацию «Как я провёл лето», «Мой любимый питомец», «Мои достижения», «Мамочка-мамуля».
  • Конкурс на лучшую дидактическую игру, созданную с помощью программы Power Point

Воспитатель совместно с учителем-логопедом:

  •  Создать сайт группы на Maam.ru
  •  Создать портфолио воспитателя и учителя-логопеда на Maam.ru
  • Создание электронной почты группы
  • Разработка презентаций к различным видам деятельности
  • Проведение интегрированных занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов
  • Создание видеоотчётов

3 этап - заключительный: анализ результатов, использование ИКТ во взаимодействии с родителями, обобщение опыта работы перспективы на будущее

  1. Провести анкетирование уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами группы.
  2. Создать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями;
  3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей
  4. Организовать презентацию сайта группы «Теремок».
  5. Наметить планы и разработать креативную идею создания инновационного проекта «Электронное портфолио для наших воспитанников».
  6. Продолжать использовать интерактивные флеш-игры в домашних условиях и досуговых мероприятиях.

Полученные результаты проекта:

  • Педагоги и родители повысили профессиональную компетентность в использовании ИКТ;
  • родители глубже осознали свою роль в воспитании ребёнка;
  • разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ;
  • разработаны конспекты, сценарии мероприятий с детьми, родителями, педагогами;
  • подобран иллюстративный, наглядный, дидактический материал, созданы интерактивные дидактические пособия для практической работы с детьми.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

  • компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
  • использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности; произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.
  • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
  • повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

Безусловно, участие ИКТ во всех разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Используемая литература:

  1. Анищенкова Е,С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопеда и родителей.- М.:АСТ: Астрель, 2009
  2. Комратов Н,Г. Учимся говорить правильно.- М.: 2005
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2004
  4. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения.- М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2005
  5. Логопедические развивалки. Развивающие игры от 2 до 6 лет.- под редакцией Т. Решетник.- М.: ЭКСМО, 2010
  6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988
  7. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Владос, 1994
  8. Флерова Ж.Н. Логопедия.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2001