АКТУАЛЬНОСТЬ:
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить
Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:
- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
- отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов группы и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:
- расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
- реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
- применить индивидуальный подход к ребенку;
- сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;
- повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя – логопеда и педагогов. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.
Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы.
Цель: создание единой системы использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.
Задачи: подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей. Рационально планировать работу с родителями, способствуя их активному включению в коррекционно-развивающий процесс. Включение родителей в активную коррекционно-развивающую деятельность.
Тип проекта:
По доминирующему методу:
- исследовательский
- практико-ориентированный
- творческий
По характеру контакта: открытый
По характеру участия: родитель – участник
По продолжительности: годичный
По содержанию: разработка новых форм и методов
По характеру охвата: фронтальный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники и их родители.
Ожидаемые результаты проекта:
- Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
- Непрерывная связь с родителями с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
- Создание единого информационного пространства ДОУ;
- Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ во взаимодействии с родителями;
- Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с родителями;
- Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу педагогов с родителями воспитанников:
- Просмотр тематических презентаций по разным направлениям
- Консультации на сайте группы
- Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ
- Знакомство с портфолио воспитателей группы.
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный: обсуждение проблемы с родителями; выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка (анкетирование). Подбор методических материалов.
- Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;
- Разработка структуры внедрения ИКТ как средство взаимодействия с семьей;
- Анкетирование «Заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ».
- Провести анкетирование «С компьютером на «ты»! »
- Провести собрание на тему: «Использование ИКТ»
- Организовать консультации по проблемным вопросам
- Повысить компьютерную грамотность родителей.
2 этап - основной: совместная деятельность педагогов, родителей и детей по плану проекта.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
- Создание поздравительных, тематических мультимедийных презентаций (с помощью программы Microsoft PowerPoint) ;
- Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду;
- решение проблемных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, репродукций;;
- проведение игр на развитие слухового и зрительного внимания;
- проведение гимнастики для глаз;
- рассказывание с использованием мнемотаблиц;
- придумывание историй по «говорящим рисункам»;
- проведение различных видов деятельности с использованием ИКТ (праздники, досуги, развлечения);
Учитель-логопед совместно с детьми:
- игровые занятия
- игра-викторина «Я-Всезнайка»;
- просмотр видеосюжетов; просмотр мультфильмов, презентаций
- проведение фронтальных и индивидуальных занятий;
- логоритмика
Учитель-логопед совместно с родителями:
- Создание «семейной медиатеки»;
- Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)
- Проведение семинара-практикума «Домашний логопед»
- Проведение семинара-практикума «ИКТ при выполнении домашних заданий»
- Проведение семинара-практикума «Игры по обучение грамоте»
- Размещение на сайте ДОУ (на личной странице):
- Материалы по проведению артикуляционной гимнастики дома
- Материалы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
- Материалы по обучению грамоте
- Серия консультаций «Играем вместе»
- Видео ролики: проведение звукового анализа детьми, игры в которые можно играть дома
- Советы логопеда родителям
- Подготовка компьютерных презентаций и игр по различным направлениям для занятий детей дома
Воспитатель совместно с родителями:
- Знакомство с программным обеспечением ПК через печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации;
- Презентация для родителей «Сайт ДОУ», с его структурой, правилами размещения комментариев, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;
- Знакомство с адресом электронной почты группы «Теремок», размещение информации;
- Проведение семинара-практикума « Развиваем познавательные способности детей»
- Размещение на сайте ДОУ рекомендаций: «Игры на кухне», «Эксперименты – это просто», «Обучающие игры дома», памятки «»
- Родительский клуб «Компьютерные гении»
- Мастер-класс «Учимся создавать презентации»
- Подготовить отчётный фильм «Наша семья», «Мой любимый детский сад», «Отдых на природе»
Дети вместе с родителями:
- компьютерные развивающие игры;
- участие в родительском клубе «Компьютерные гении»;
- Создать фото-презентацию «Как я провёл лето», «Мой любимый питомец», «Мои достижения», «Мамочка-мамуля».
- Конкурс на лучшую дидактическую игру, созданную с помощью программы Power Point
Воспитатель совместно с учителем-логопедом:
- Создать сайт группы на Maam.ru
- Создать портфолио воспитателя и учителя-логопеда на Maam.ru
- Создание электронной почты группы
- Разработка презентаций к различным видам деятельности
- Проведение интегрированных занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов
- Создание видеоотчётов
3 этап - заключительный: анализ результатов, использование ИКТ во взаимодействии с родителями, обобщение опыта работы перспективы на будущее
- Провести анкетирование уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами группы.
- Создать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями;
- Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей
- Организовать презентацию сайта группы «Теремок».
- Наметить планы и разработать креативную идею создания инновационного проекта «Электронное портфолио для наших воспитанников».
- Продолжать использовать интерактивные флеш-игры в домашних условиях и досуговых мероприятиях.
Полученные результаты проекта:
- Педагоги и родители повысили профессиональную компетентность в использовании ИКТ;
- родители глубже осознали свою роль в воспитании ребёнка;
- разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ;
- разработаны конспекты, сценарии мероприятий с детьми, родителями, педагогами;
- подобран иллюстративный, наглядный, дидактический материал, созданы интерактивные дидактические пособия для практической работы с детьми.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:
- компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
- использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности; произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
- повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Безусловно, участие ИКТ во всех разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Используемая литература:
- Анищенкова Е,С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопеда и родителей.- М.:АСТ: Астрель, 2009
- Комратов Н,Г. Учимся говорить правильно.- М.: 2005
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2004
- Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения.- М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2005
- Логопедические развивалки. Развивающие игры от 2 до 6 лет.- под редакцией Т. Решетник.- М.: ЭКСМО, 2010
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988
- Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Владос, 1994
- Флерова Ж.Н. Логопедия.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2001