Класс: 5
Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Цели урока:
- Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
- Коррекционно-развивающая цель:
- корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости и скорости переключения внимания, увеличение объема внимания путем выполнения заданий учителя;
- коррекция и развитие связной устной речи: регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей.
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
- корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости и скорости переключения внимания, увеличение объема внимания путем выполнения заданий учителя;
Задачи урока:
- Обеспечить осознанное усвоение алгоритмов арифметических действий с десятичными дробями.
- Формировать способность практического применения алгоритма.
- Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
- Обеспечить межпредметные связи на базе материала о Воронежском биосферном заповеднике.
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний (устный счёт)
- Фронтальная работа с классом и работа в группах учащихся (выполнение практических заданий)
- Формирование практических навыков при решении задач.
- Домашнее задание.
- Итог. Рефлексия.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки с условием задачи для работы в малых группах, карточки для организации устного счёта и рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||
|
Вводно-мотивационная часть урока (7 мин) |
|||||||||||||||||
1 |
Организационный момент. Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока. Озвучивает тему и цель урока. Девиз урока: Думать - коллективно! - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями. Начнём с загадки. Ответьте, пожалуйста, какой знак нужно поставить между цифрами 1 и 2, чтобы получить число, большее 1, но меньшее 2? |
Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний. |
- Начнем с устной работы. 27,35:10; 27,35*10; 27,35*0,01; 27,35:0,01; 27,35*1000; 27,35:1000; 273.05*100; 273,05:100: 27,05*100; 0,2705*0,1; 0,2705:0,01; 2,705:1000; 2,705*100; 2,7035:0,01; 2703,5*0,001; 270,35:0,001 |
Выполняют задание. Называют правила, на которое опирались при выполнении данного задания. |
|
||||||||||||||
|
Основная часть урока (операционная) (33 мин) |
|||||||||||||||||
|
Фронтальная работа с классом. Выполнение заданий в малых группах. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. |
- Ребята, начинаем наше путешествие в ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА. РАССТОЯНИЕ ОТ ГОРОДА ЛИСКИ ДО ЗАПОВЕДНИКА ПО ТРАССЕ РАВНО 127,2 КМ. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ АВТОБУСА 60 КМ/Ч. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МЫ ЗАТРАТИМ НА ДОРОГУ? (Ответ: 2,12 часа) Итак, мы на месте. Расположен заповедник на территории Воронежской и Липецкой областей, в Усманском бору. Протяженность с севера на юг примерно 12,52 км, с запада на восток - около 24,8 км. Найдите площадь заповедника (в гектарах). Округлите её до тысяч. Предположим для удобства, что территория заповедника имеет форму прямоугольника (ведь только такие площади вы умеете пока находить). (решение задачи после обсуждения появляется на доске. Ответ: 31000 га. - А теперь вы не просто ученики. Вы – исследователи. Первый ряд – кафедра ботаники во главе со старшим научным сотрудником…. Второй ряд – кафедра зоологии, её возглавляет….. Третий ряд – кафедра энтомологии, которой руководит… Старшие научные сотрудники получают задания для своих групп и раздают их участникам. Сами выполняют задание и контролируют своих «сотрудников», которые решают задания и заполняют сопроводительную карточку, где - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм) Задания группам:
Рассчитайте количество видов, соответствующих каждому отряду, результат округлите до единиц. |
Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
Составляют схему действий. Отвечают на вопросы, обсуждая в парах план решения. Комментируют ответы. Руководитель группы контролирует правильность вычислений, при необходимости консультирует |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. выполнение действий по алгоритму.
|
||||||||||||||
|
Физкультминутка. Цель: применение здоровьесберегающих технологий обучения. |
ЧТОБ ЛЕГКО БЫЛО УЧИТЬСЯ, НАДО, БРАТЦЫ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ! ЧТОБ ЛЕГКО ПРИМЕР РЕШАТЬ, |
Дети по команде ведущего выполняют действия, смена видов деятельности на уроке способствует поддержанию работоспособности уащихся на протяжении всего урока. |
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками |
||||||||||||||
|
Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать применение детьми различных способов действий решения заданий с их проговариванием во внешней речи. |
Решение задач.
250,1: Х = 0,2501
2) Из второй строки выбери наибольшее число.
4) Найди сумму этих чисел.
Какой путь пробежит бобрёнок? |
Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. |
Личностные: осознание ответственности за общее дело |
||||||||||||||
|
Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание. |
Домашнее задание будет практическое. - Запишите задание: ДЛЯ ОДАРЁННЫХ:
ДЛЯ ОСОБО ОДАРЁННЫХ:
Даёт комментарии к домашнему заданию |
Записывают домашнее задание. |
|
||||||||||||||
|
Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин) |
|||||||||||||||||
|
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. |
Предлагает учащимся вспомнить основные моменты урока, оценить свои действия. На экране появляются карточки: А КАК ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ВЫ? ВСЁ ОТЛИЧНО! УРА! У МЕНЯ ПОЧТИ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я НИЧЕГО НЕ УСПЕЛ… |
Называют основные позиции материала и как они их усвоили. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |