Технологическая карта урока на тему "Арифметические действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Класс: 5

Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина

Цели урока:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
  • Коррекционно-развивающая цель:
    • корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости и скорости переключения внимания, увеличение объема внимания путем выполнения заданий учителя;
    • коррекция и развитие связной устной речи: регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;
    • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
    • коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей.
    • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

Задачи урока:

  1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритмов арифметических действий с десятичными дробями.
  2. Формировать способность практического применения алгоритма.
  3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
  4. Обеспечить межпредметные связи на  базе материала о Воронежском биосферном заповеднике.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний (устный счёт)
  3. Фронтальная работа с классом и работа в группах учащихся (выполнение практических заданий)
  4. Формирование практических навыков при решении задач.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог. Рефлексия.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, раздаточные  карточки с условием задачи для работы в малых группах, карточки для организации устного счёта и рефлексии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

Вводно-мотивационная часть урока (7 мин)

1

Организационный момент.

Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока.

Озвучивает тему и цель урока.

Девиз урока:

Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И всё будет у нас  - замечательно!

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями. Начнём с загадки. Ответьте, пожалуйста, какой знак нужно поставить между цифрами  1 и 2, чтобы получить число, большее 1, но меньшее 2?
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(повторить алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, нахождения процентов от числа, округления чисел)
- А теперь мы отправимся в увлекательное путешествие в страну… А вот это вы узнаете, выполнив задания.

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2

Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материалов урока: умножение и деление десятичных дробей на разрядные единицы.

- Начнем с устной работы.
На экране появляются примеры для устного счёта и варианты ответов, написанные на табличках четырёх цветов. Учащиеся проводят вычисления и поднимают табличку с цветом полученного ими ответа. Таким образом все учащиеся вовлекаются в работу. После каждого правильного ответа на экране появляется очередная буква, из которых в конечном итоге сложится название «Графский заповедник».

27,35:10; 27,35*10; 27,35*0,01; 27,35:0,01; 27,35*1000; 27,35:1000; 273.05*100; 273,05:100: 27,05*100; 0,2705*0,1; 0,2705:0,01; 2,705:1000; 2,705*100; 2,7035:0,01; 2703,5*0,001; 270,35:0,001

Выполняют задание. Называют правила, на которое опирались при выполнении данного задания.

 

 

Основная часть урока (операционная) (33 мин)

 

Фронтальная работа с классом. Выполнение заданий в малых группах.

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

- Ребята, начинаем наше путешествие в ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА.
Решим задачу: 

РАССТОЯНИЕ  ОТ ГОРОДА ЛИСКИ ДО ЗАПОВЕДНИКА ПО ТРАССЕ РАВНО 127,2 КМ. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ АВТОБУСА 60 КМ/Ч. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МЫ ЗАТРАТИМ НА ДОРОГУ?  (Ответ: 2,12 часа)

Итак, мы на месте. Расположен заповедник на территории Воронежской и Липецкой областей, в Усманском бору. Протяженность с севера на юг примерно 12,52 км, с запада на восток - около 24,8 км.  Найдите площадь заповедника (в гектарах). Округлите её до тысяч.

Предположим для удобства, что территория заповедника имеет форму прямоугольника (ведь только такие площади вы умеете пока находить). (решение задачи после обсуждения появляется на доске. Ответ: 31000 га.

- А теперь вы не просто ученики.

Вы – исследователи.

Первый ряд – кафедра ботаники во главе со старшим научным сотрудником….

Второй ряд – кафедра зоологии, её возглавляет…..

Третий ряд – кафедра энтомологии, которой руководит…

Старшие научные сотрудники получают задания для своих групп и раздают их участникам. Сами выполняют задание и контролируют своих «сотрудников», которые решают задания и заполняют сопроводительную карточку, где
дан текст задачи и отведено место для записи ответа.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Задания группам:

  1. Площадь заповедника примерно 31000 га. Современный растительный покров заповедника представляет собой сочетание сосновых (32.3% общей площади), широколиственных (преимущественно дубовых) (29.3%), осиновых (19.3%), березовых (5.7%) и черноольховых (5.2%) лесов. Около 3% общей площади заповедника — это сухие, умеренно увлажненные и сырые местообитания, занятые травянистыми сообществами, 2.5% территории занимают болота.  Рассчитайте площади территорий,  соответствующих каждому виду растительности.
  2. На территории Воронежского заповедника зарегистрировано 334 вида позвоночных животных, в том числе: 217 видов птиц; 60 видов млекопитающих; 39 видов рыб; 9 видов земноводных; 8 видов пресмыкающихся; 1 вид миног. Рассчитайте  количество   видов,  соответствующих каждому  классу животных. Ответ округлите до целых.
  3. На территории Воронежского заповедника зарегистрировано 5200 видов насекомых (данные приведены в таблице). 

жесткокрылые

28,80%

перепончатокрылые

23%

двукрылые

19,20%

чешуекрылые

13,50%

прямокрылые

7,80%

полужесткокрылые

4,80%

равнокрылые

2,90%

Рассчитайте  количество   видов,  соответствующих каждому отряду, результат округлите до единиц.

Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради.

 

 

 

Составляют схему действий. Отвечают на вопросы, обсуждая в парах план решения.

Комментируют ответы. Руководитель группы контролирует правильность вычислений, при необходимости консультирует
участников группы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

 

 

Физкультминутка.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий обучения.

ЧТОБ ЛЕГКО БЫЛО УЧИТЬСЯ, НАДО, БРАТЦЫ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ!

ЧТОБ ЛЕГКО ПРИМЕР РЕШАТЬ,
ПРЕДЛАГАЮ ДРУЖНО ВСТАТЬ!
НА «РАЗ» ХЛОПНУЛИ В ЛАДОШКИ,
НА «ДВА» ПОШАГАЮТ НОЖКИ.
РАЗВЕДИТЕ РУКИ ШИРЕ
И СКАЖИТЕ «ТРИ-ЧЕТЫРЕ»!
НА НОСОЧКИ НУЖНО ВСТАТЬ,
ЭТО БУДЕТ ЦИФРА «ПЯТЬ»!
И НА КОРТОЧКИ ПРИСЕСТЬ -
УПРАЖНЕНЬЕ НОМЕР «ШЕСТЬ».
НА СЧЁТ «СЕМЬ» ПОДНИМЕМ РУКИ,
НЕ ДОПУСТИМ ЛЕНИ, СКУКИ!
А ТЕПЕРЬ НА РАЗ ВОСЬМОЙ
МЫ ПОКРУЖИМ ГОЛОВОЙ!
НА ЗАРЯДКУ ВЫШЕЛ СРОК,
ПРОДОЛЖАЕМ НАШ УРОК!

Дети по команде ведущего  выполняют действия, смена видов деятельности на уроке способствует поддержанию работоспособности уащихся на протяжении всего урока.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками

 

Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать применение детьми различных способов действий решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

 Решение задач.

  1. В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА БОБРОВ В СТРАНЕ ОСТАВАЛОСЬ ОЧЕНЬ МАЛО. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО, ВЫ УЗНАЕТЕ, РЕШИВ УРАВНЕНИЕ:

        250,1: Х = 0,2501

  1. А НА ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ СЕЙЧАС РАСПОЛОЖЕН ЗАПОВЕДНИК, НАСЧИТЫВАЛОСЬ ВСЕГО 5% ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА БОБРОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ НАШУ СТРАНУ. ТАК СКОЛЬКО ИХ БЫЛО НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ?
  2. ЗА БОЛЕЕ 90 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗАПОВЕДНИКА ПОПУЛЯЦИЯ БОБРОВ УВЕЛИЧИЛА СВОЮ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРИМЕРНО В 6,2 РАЗА. СКОЛЬКО ЖЕ ОСОБЕЙ ПРОЖИВАЕТ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПОВЕДНИКА СЕГОДНЯ?
  3. КАКОВЫ РАЗМЕРЫ ВЗРОСЛОГО БОБРА? 1)Из первой строки выбери наименьшее число.

2) Из второй строки выбери наибольшее число.
3) Из третьей строки выбери не наибольшее и не наименьшее число.

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1, 4

4) Найди сумму этих чисел.

  1. Узнайте массу бобра в килограммах
  2. ( ( (8 х 20,7) - 150 ) + 0,4 + 6,1) : 0,4 =
  3. Детёныш бобра отстал от мамы, и бросился её догонять. Когда он пробежал 4/5 пути, ему осталось пробежать ещё 3,1 метра.

   Какой путь пробежит бобрёнок?  

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Личностные: осознание ответственности за общее дело
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

 

Домашнее задание.

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Домашнее задание будет практическое.

- Запишите задание:

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ:

  • № 1833,
  • № 1834
  • ПОВТОРИТЬ П. 36,37
  • ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДЛЯ ОСОБО ОДАРЁННЫХ:

  • СОЧИНИТЬ РАССКАЗ, СКАЗКУ
    ИЛИ РАЗРАБОТАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ТЕМУ «КАК ПРОЖИТЬ БЕЗ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ?»

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание.

 

 

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

 

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся вспомнить основные моменты урока, оценить свои действия. На экране появляются карточки:

А КАК ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ВЫ?

ВСЁ ОТЛИЧНО! УРА! 

  • Картинки по запросу смайлики картинки веселые и грустные

У МЕНЯ ПОЧТИ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ! 

Я НИЧЕГО НЕ УСПЕЛ…


Называют основные позиции материала и как они их усвоили.
Поднимают карточки того цвета, который соответствует их восприятию урока

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения