Технология интегрированного обучения в языковом образовании

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание прошлого опыта и современных тенденций. Наиболее интересной и актуальной для современного языкового образования считается технология интегрированного обучения, которая отличается от традиционного использованием межпредметных связей и тем, что позволяет формировать у учащихся целостную картину мира.

Действительно, целостная картина мира ребёнка раннего возраста в школе разрушается из-за границ между учебными дисциплинами. Наши дети попадают в так называемый «герменевтический круг». Они не знают целого, а без этого нельзя понять и его частей. Прерываются связи не только между предметами, но и внутри тем одного предмета. Часто после изучения всех фрагментов темы дети не чувствуют их взаимосвязи и её значения.

Задача интегрирования — посредством деятельностного подхода не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего мира. Современная наука уже вступила в фазу «междисциплинарного диалога», объединяя в перспективе точное естествознание, науки о жизни, человеке и обществе.
В современных условиях значение интеграции областей знаний будет только возрастать, и многофункциональность будет востребована, недаром все мы являемся свидетелями введения обязательного ЕГЭ по ИЯ и стремления к введению обязательного второго иностранного языка в школах.

В данной ситуации для иностранного языка открываются большие перспективы. Его особенность как учебного предмета заключается в том, что он как бы «беспредметен» (И. А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому он открыт для использования содержания из других областей. Неслучайно во ФГОС прописаны метапредметные результаты, включающие в себя кроме УУД еще и межпредметные понятия.

Следует упомянуть, что интеграция и интегрированное обучение может иметь место не только в рамках урочной системы, но и во внеурочной деятельности (межпредметные проекты, спектакли, театральные постановки и пр).

Интеграция (с латинского integration - Восстановление, восполнение) означает объединение в целое частей, элементов. Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка с целью формирования целостного представления о мире.
Интегрированный урок – это форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей. В интегрированных уроках учебные цели являются, как правило, сопутствующими.

При таком типе занятия обучение проходит сразу по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

При интегрированном обучении изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объёме, порождая интегративные предметы и курсы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Например, можно интегрировать как само содержание: понятие, закон, определение, признак, явление, событие, факт, идею, проблему, так и его составляющие (навыки и умения).

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания по типу «докажи», «объясни».

Примерная структура занятия

  • Вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, «что произойдёт, если на планете не будет воды?»).
  • Основная часть: выдаются новые задания на основе содержания различных областей с использованием средств наглядности; идёт обогащение и активизация словаря.
  • Заключительная часть: обучающимся предлагается любая практическая работа для проверки и применения полученных знаний на практике.

Каждое занятие ведут один, два или более педагогов.

Методика подготовки и проведения включает:

  • Выбор предметных областей
  • Определение мотива и цели урока
  • Учёт программных требований
  • Базовое направление
  • Выявление основного принципа системы построения занятий
  • Подбор развивающих задач
  • Распределение ролей учителей
  • Использование разнообразных видов деятельности
  • Учёт особенностей формирования и развития различных видов мышления
  • Использование большого количества атрибутов и наглядного материала
  • Использование методов и приёмов продуктивного характера
  • Реализацию личностно-ориентированного подхода
  • Формы и виды контроля обученности учащихся
  • Критерии оценивания эффективности урока

Типы и формы интегрированных уроков

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ, посетив музей математики, составляют пазлы и постигают математические законы, необходимые для жизни и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:

  • урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.

Требования к интегрированным урокам

  • Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.
  • Чёткое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных cвязей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.
  • Наличие единого методического пространства, тематического планирования.
  • Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
  • Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения
  • Обязательное оценивание и оформление результатов деятельности групп.

В качестве примера интеграции с иностранным языком можно предложить математику. Ведь на этом уроке можно считать, складывать, вычитать, умножать, делить, хором и индивидуально называть количественные и порядковые числительные в порядке возрастания и убывания, строить логические цепочки, решать арифметические и логические задачи, примеры, угадывать числа, узнавать про великих людей прошлого и настоящего, играть с пазлами и геометрическими фигурами, конструировать и многое-многое другое. Примеры интегрирования можно посмотреть здесь:

Странная иностранная задача — Mathematik auf Deutsch - http://project.1sept.ru/works/600729;

"Mathematik zum Anfassen" — "Ощути математику"- http://project.1sept.ru/works/604694;

Стилистические фигуры в математических понятиях - https://urok.1sept.ru/articles/623538/;

Бинарный урок русского языка и математики "Урок-праздник"- https://urok.1sept.ru/articles/623536/

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Интегрированное обучение приближает процесс обучения к жизни и наполняет его личностным смыслом. Оно возможно на любом занятии; при этом характер межпредметных связей ограничивается не спецификой учебного предмета (немецкий язык и математика, английский язык и история), а лишь кругозором и желанием обучающихся и учителей.

Кроме того, применяя технологию интегрированного обучения педагогический коллектив проведёт дифференциацию своих возможностей и подходов с целью построения оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.