Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Возьмем программы дошкольного и начального общего образования, и в сравнении рассмотрим некоторые точки соприкосновения ДОУ и школы в рамках федерального государственного стандарта по компонентам.
На слайдах вы можете видеть точки соприкосновения
- на уровне требований к условиям реализации ООП,
- в части ООП, формируемой участниками образовательных отношений,
- на уровне результатов освоения ООП. (вам понятно, что - предметные результаты – это, например, по образовательным областям: “Познавательное развитие” ( математика) – в школе будет урок математики).
- надпредметные результаты – формирование предпосылок универсальных учебных действий, таких, как сравнение, обобщение, умение анализировать, синтезировать и др.
- личностные результаты в дошкольном образовании представлены семью целевыми ориентирами).
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование определенных качеств личности, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.
Для реализации на практике решения проблемы преемственности в свете ФГОС мы имеем нормативную основу преемственности в непрерывной системе ДОУ – начальная школа, включающую в себя
- единые теоретические основания
- принципы организации работы с детьми
- преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации образовательного процесса
Вы, наверно, согласитесь, что образовательная организация должна строить свою работу так, чтобы имеющиеся условия превратить в преимущества.
Характерная особенность прогимназии - наличие единого образовательного пространства дошкольников и младших школьников и возможность более тесного сотрудничества детского сада и школы, что, на наш взгляд, создает огромный образовательный потенциал для всех участников образовательных отношений.
Вот эту нашу особенность мы и попытались превратить в преимущества.
В прогимназии два самостоятельных управленческих проекта по государственным стандартам “Счастливый дошкольник” и “Успешный ученик” реализуются в тесной взаимосвязи, но не повторяют, не дублируют друг друга. Как известно, состояние любого звена отражается на всей цепи. Поэтому здесь самое главное для каждой возрастной параллели качественно делать свою часть программы, а не хвататься за область ответственности следующего звена, не идти на “опережение”.
Поэтому мы решили предоставить для безграничного творчества педагогов область, не касающуюся напрямую содержания основных программ, но относящуюся и к ФГОС дошкольного образования, и к ФГОС начального общего образования, область, которая лежит во внеурочной деятельности у школьников и в режимных моментах у дошкольников. Такой подход мы назвали сквозными воспитательными модулями, которые распланировали в годовом плане работы в разделе “Воспитательная работа”.
Как это выглядит на практике?
Вся жизнь в прогимназии каждый день ориентирована на единую общественно-значимую цель, сопряженную с жизнью общества на данный момент: так, например, все мы недавно проводили целую серию тематических дней в рамках месячника безопасности “Внимание, дети!”. Эту цель мы реализовывали через социально-значимую деятельность всех обучающихся 2-11 лет и освоение компетенций, доступных каждой возрастной параллели: малыши рисовали дорожки и зажигали сигналы светофора (методом тычка или пальчиками) на рисованных старшими товарищами панорамах, 5–7 летние дошкольники провели акции “Засветись”, “Пристегнись”, школьники подготовили агитпробеги, провели рейды, опросы малышей.
Все это вылилось в общий для прогимназии результат: марафон “Безопасное детство” с концертными номерами, выставками, видеозарисовками, приглашением представителей ГИБДД и родителей.
В рамках сквозных воспитательных модулей мы проводим совместные фестивали и марафоны, общие проекты, такие как “Выпуск газеты “Вестник”, “Победная весна” и другие.
На совместных внеурочных занятиях ребята сами формулируют социальные правила, изготавливают баннеры, флаеры, плакаты, макеты, которые в дальнейшем используют для проведения совместных акций, рейдов, волонтерской деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода в организации форм совместной деятельности детей разного возраста позволяет получить видимый для ребят результат, оптимизировать нашу работу с позиции межпредметного взаимодействия и интеграции основного и дополнительного образования детей.
В результате у детей всех возрастных параллелей формируются ключевые компетентности, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе:
- социальная – дошкольники и школьники взаимодействуют не только между собой, но и с более старшими или младшими товарищами;
- коммуникативная – ставят и ищут ответы на познавательные вопросы, аргументируют, разрабатывают новые проекты;
- информационная – получают дополнительную информацию из разных источников и делятся ею;
- деятельностная – подбирают и отрабатывают средства, содержание, инструменты для создания готового продукта, будь то выставка или спектакль.
Таким образом, мы запустили универсальный механизм, который дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность. И позволяет педагогическому коллективу реализовывать идеи, разрешать проблемы и выходить на достойный результат с оптимальным использованием имеющихся у нас ресурсов.