Актуальные методы помощи детям, испытывающим трудности в обучении

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Увеличивается число детей с трудностями в усвоении учебной программы из-за отклонений в психическом развитии. В группе условно здоровых детей в 30–56 % случаев снижены способности к обучению, задержки моторного развития, отклонения эмоционального развития [1].

В “ЦППМиСП” на ПМПК возрастает количество обращений с детьми младшего школьного и подросткового возрастов, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. Эти данные представлены в таблице 1 и в таблице 2 с 2013-14 по 2015-16 учебные года.

Таблица 1.
Количество детей города Кунгура, прошедших ПМПК.

  2013-14 уч.год 2014-15 уч.год 2015-16 уч.год
Младший школьный возраст 141 184 212
Подростковый возраст 7 19 21

Таблица 2.
Количество детей младшего школьного и подросткового возрастов города Кунгура с нарушениями письменной речи, прошедших ПМПК.

  2013-14 уч.год 2014-15 уч.год 2015-16 уч.год
Трудности формирования письма и чтения 62 114 108
Дисграфия, дислексия 70 78 82
Дизорфография 16 11 43

Использование в современном школьном образовании на коррекционно-развивающих занятиях (КРЗ) только когнитивных методов, направленных на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, не даёт желаемых результатов из-за системности нарушений психических функций у детей. Cпециалисты Центра при организации КРЗ методологически опираются на учения о 3 функциональных блоках мозга (по А.Р. Лурия), учении Л.С. Цветковой о нейропсихологии и реабилитации; принципе “замещающего онтогенеза” [4]. Любая психическая функция, деятельность и поведение рассматриваются в нейропсихологии как система, состоящая из трёх взаимосвязанных функциональных блоков мозга (ФБМ). Учителя начальных классов для улучшения обучения ученика используют дополнительные занятия, развивая в первую очередь вербально-логические функции (3 ФБМ), нанося вред его психическому развитию, потому что это истощает энергетический ресурс ребёнка (1ФБМ), являющийся базальным для развития ВПФ.

Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации (2 ФБМ): слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительной, зрительно-пространственной. Это дети с синдромом функциональной несформированности межполушарных взаимодействий (“автономностью” мозговых полушарий). Отсутствие работы над развитием 2 ФБМ проявляется в широком распространении и стойкости дисграфии и др. Таким образом, коррекционно-развивающая работа специалистов направлена “снизу вверх” (от движения к мышлению), а не наоборот. На занятиях используются методы воздействия на все уровни. Естественному повышению работоспособности и эффективности работы мозга также способствуют: творческие, игровые упражнения на КРЗ, дозировка заданий, позитивные эмоции, принцип контрастности переживаний (перемена места в пространстве), чередование видов работ – упражнения за партой, задания на движения в пространстве, поощрения за приложенные усилия, поиск успешности в разных видах деятельности (рисовании, лепке и др.), арт-методы для расслабления и позитивных эмоций (например, работа с обычным и кинетическим песком, физминутка под музыку и пр.). Совместно с психологами, учителями над проблемой неуспешности в обучении работают мед.сестра по массажу и инструктор по физкультуре. Приведём примеры упражнений, которые используют специалисты нашего Центра на КРЗ.

Дыхательные, дыхательно-координационные и массажные упражнения.

“Иглобол”. “Иглобол, не понарошку быстро прыгай к нам в ладошку. Будем мячик мы катать, интересно нам играть. А теперь быстрей, быстрей, свою силу не жалей”!

“Парус на волнах”. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку. “Забей гол”. Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота, берёт шарик из кусочка ваты или мячик для пинг-понга, кладет его на стол перед ребенком. Взрослый показывает, как нужно задуть шарик в ворота (“забить гол”). Ребенок должен стараться делать выдох сильным настолько, чтобы шарик влетел в ворота. Повторить 3-5 раз.

“Художник”. Вдох. Задержка дыхания. На выдохе ребёнок рисует на песке одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (например, круги, затем квадраты, треугольники). Усложняя упражнение, ученик рисует фигуры с разных точек: правой рукой круг начинает сверху, а левой - снизу.

“Сыщик”. “Представь, что твои глаза - это видеокамера сыщика. Глазами следи за игрушкой, не поворачивая головы, как это делает сыщик”. Взрослый плавно перемещает игрушку перед его глазами вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках 1-2 секунды.

“Паровозик”. Ребёнок садится на пятки, ноги вместе. Спина прямая, голова прямо, не двигается. Глаза смотрят вперед на любую точку. Руки вытянуты вперед. Кисть одной руки сжата в кулак. Ладонь другой руки “смотрит” в пол, пальцы прижаты к друг к другу и “смотрят” вперед. Взрослый командует сделать вдох через нос (рот закрыт), ребенок одновременно кулак одной руки разжимает, ладонь “смотрит” в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. На выдохе через широко открытый рот издает звуки (“пых”), изображая паровоз, одновременно меняет положение кулака и ладони. Ребенок дышит медленно и глубоко. Двигаются только кисти рук.

“Селфи”.  Представь, что у тебя в руках смартфон на селфи – палке (“моноподе”)”. Ребёнок вытягивает руку горизонтально на уровне глаз. Он “фотографирует” себя, при этом “рукой-моноподом” рисует горизонтальную, затем вертикальную “ленивую восьмерку”. Голова прямо, за “смартфоном” следят только глаза. На следующем этапе “рука-монопод” отводится вправо, глаза вправо, а язык с напряжением выставляет влево, ребенок делает вдох. Фиксирует положение, делая селфи. Затем “рука-монопод” отводится влево в крайнее положение, глаза отводит влево, а язык вправо. Выдох. Фиксирует положение, делая “селфи”.

Грамотное письмо напрямую зависит от четкого взаимодействия уха, языка, глаза и руки. Сбой в каком-либо звене данной цепочки приводит к нарушению письменной речи.

Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Некоторые слова пишутся так же, как слышатся. Услышав слово, ребенок определяет количество звуков в нем; пробегает ещё раз по звуковой оболочке слова, уточняет последовательность звуков, запоминает их количество и порядок, обрабатывает каждый отдельный звук, сравнивая его с другими. При переводе звуков в буквы ребенок должен обязательно сохранить их последовательность и количество в слове, перевести все зрительные представления в мышечно-осязательные ощущения пальцев[5].

Таблица №1

. I X . X А I I . . И И А У И . У . У.
I I X X I X A . I И I И И И А . У А . У А
I . I I X . А И . А И И А У О I . А У И I I
X . X I I И У У . А У И О А О А У

Таблицу можно продолжать, используя следующие элементы: точка, крестик, палочка, квадрат, круг, треугольник; количество элементов в каждом столбике постепенно увеличивается. Познакомьте ребенка с элементами таблицы. Объясните условия выполнения записи задания: педагог 1 раз читает элементы из одной клеточки таблицы (“точка-палочка”), а ребенок повторяет и записывает, что он услышал в тетради, проговаривая каждый элемент. Задания выполняются по столбцам сверху вниз. На первых занятиях повторите задания два раза.

Развитие долговременной памяти.

Есть слова, которые не подчиняются правилам правописания, их надо запомнить (“Словарные слова”). Для этого необходимо развить у ребёнка устойчивость долговременной памяти, прочность восприятия, точность отсроченных представлений. На сигнал записи данного слова ученик должен мысленно “увидеть” буквенный трафарет таким, каким он был воспринят когда-то и сохранился в памяти. Следующие упражнения должны выполняться с отставанием во времени. Предварительно познакомьте ребенка с элементами таблицы № 2.

Таблица № 2

Обведи, проговаривая Запиши услышанное ранее
А Х . I ( из табл. № 1)
1 М I I
3 В 3 I . I
М М П X .

Педагог читает ребенку задание из таблицы № 1 (начиная с первого и далее - по столбцам), а ребенок записывает услышанное после того, как обведет элементы в соответствующей клеточке таблицы № 2. Второй вариант выполнения задания: педагог называет ребенку ряд элементов из таблицы № 1, а ребенок записывает их в таблицу № 2 лишь после проговаривания времён года (зима, весна, лето, осень) и т. п.

Развитие скорости трансформации при записи слов.

Некоторые слова необходимо писать с соблюдением правил орфографии. Тогда цепочка записи слов по принципу “как слышу, так и пишу” должна прерваться от сигнала на какие-либо звуко - буквы, подчиненные правилам. Работа усложняется. Услышав слово, ученик должен удержать в оперативной памяти весь звуко - буквенный разбор структуры слова, определить и вспомнить правило, подобрать проверочное слово, доказывающее правильность написания, и, сохраняя пространственно-временную последовательность букв в слове, записать его. Сила сигнала на орфограмму и выполнение (в соответствующем темпе) всей цепочки записи слова зависят напрямую от концентрации внимания, устойчивости памяти и навыка пространственной трансформации. Следующее упражнение из таблицы № 3.

Таблица № 3

Поставь первый элемент в конец ряда Поставь последний элемент перед всем рядом
А У У А У У А А У У
А . А . А А И У УI I И У У

Таблица № 3 (продолжение)

Поменяй местами первый и второй элементы Поставь подряд элементы, начиная с конца
I А А А I А . X А А X .
И А О А И О У О А А О У

Вверху каждого столбика дано условие задания. Каждое упражнение надо выполнить в двух вариантах. В 1 случае задание выполняется с опорой на образец: ребенок обводит элементы первого столбика, проговаривая их, пишет новый вариант элементов во втором столбике. Во 2 случае задание выполняется без опоры на образец, на слух: педагог называет элементы, ребенок их повторяет и записывает в тетради только новый вариант элементов.

Развитие скорости звуко-буквенного анализа слов.

Для развития навыка планирования действий, концентрации и распределения внимания, увеличения объема памяти, закрепления навыка звуко-буквенного анализа предлагается речевая игра “Звукослов”. Ребенку надо заполнить все клеточки в табличке, чтобы прочитать предложение. Клеточки считать надо слева направо, начиная с верхнего ряда и т.д. Проверьте, как ребёнок ориентируется в табличке. Клеточки заполняются буквами. Играйте в замедленном темпе, напоминая: “Переспрашивать нельзя!” Постепенно объем и скорость прочтения заданий увеличивается.

Задание:

1.Посчитай клеточки слева направо.

2. Определи последний звук в слове “сор” и запиши букву во второй клеточке.

3. Определи второй звук в слове “вышка” и запиши букву по буквой Р.

4. В слове “стол” определи последний звук и запиши букву в шестой и девятой клеточках.

5. В левом верхнем углу запиши вторую букву в слове “люстра”.

6. Последнюю букву в слове “ведро” запиши в восьмой клеточке.

7. Определи четвертый звук в слове “вода” и запиши букву в правом верхнем углу.

8. В слове “платок” определи первый звук и запиши букву в седьмой клеточке.

9. Последнюю букву в слове “гном” запиши под первой клеточкой.

В итоге у ребенка в таблице в 1 строке получается слово ЮРА, во 2 строке – МЫЛ, в 3 строке – ПОЛ. Данные упражнения формируют у школьников графомоторные навыки: взаимоконтроль глаза и руки, учат соблюдать последовательность действий и т.д. Эти задания помогут детям усвоить школьную программу по письму, чтению и другим предметам.

Литература.

1. Березкин Д.В. Функциональные характеристики центральной нервной системы и нарушения познавательных функций у детей с неврозоподобными расстройствами резидуально- органического генеза// Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 46–62.

2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М., 2015.

3. Коноваленко С.В.Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М.,1998.

4. Семенович А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. М., 2001.

5. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. Екатеринбург, 2006. С. 63-92