Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Формы работы с детьми: беседы, экспериментирование, решение проблемных задач, оформление выставок.
Возраст: подготовительная группа.
Цель:
- формировать представления о школе у старших дошкольников;
- повысить мотивационную готовность дошкольника к школьной жизни;
- развивать познавательные интересы у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи деятельности:
1. Обучающие задачи:
- закладывать основы учебной деятельности, расширять и обобщать знания детей о школьно-письменных принадлежностях;
- формировать положительно эмоциональный настрой на обучение в школе;
2. Развивающие задачи:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
- развивать различные виды памяти: произвольную и непроизвольную; зрительную, слуховую, долговременную, кратковременную;
- развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать Интерес к познанию окружающего мира;
- формировать познавательную активность и самостоятельность;
- способствовать приобретению позитивного опыта взаимодействия между детьми.
Методические приёмы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Гипотеза:
Благодаря проектам, основанных на изучении таких понятий, как учебная деятельность, школьные принадлежности, мы совместно с родителями и специалистами детского сада, создаем гармонично развитую, умеющую думать, мыслить, творить и экспериментировать детскую личность.
Предварительная работа:
- расширение и закрепление знаний детей о школе и школьно-письменных принадлежностях;
- экскурсии в школу с целью ознакомления детей с помещениями школы (библиотекой, музыкальным залом, классом);
- беседы и совместные обсуждения с детьми той информации, которую они получили в группе от воспитателей (сообщения о карандаше, ластике, пенале, школьной доске, портфеле, закладке);
- пополнение игрового центра “ШКОЛА” в группе новыми экспонатами;
- создание в группе выставки школьно – письменных принадлежностей;
- включение проблемных ситуаций в игровую деятельность детей, связанных со школой (поведение на уроке, перемена в школе, в столовой, ребёнок забыл учебник, пенал и т.д);
- открытые занятия и проведение “экскурсий” для детей старшей группы.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, магнитная доска, телевизор, камень, бумага, палочка, мел, угольный грифель, ручка, демонстрационный материал.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы принимаем гостей. Давайте поприветствуем их в нашей группе (дети здороваются с гостями). А вы хотите узнать, что произошло со мной сегодня утром? (ответы детей). А произошло вот что: на улице воспитатель 10 группы, Елена Александровна, передала мне конверт, посмотрим, что же в этом конверте? (ответы детей, воспитатель достаёт из конверта письмо, читает его).
* * *
Здравствуйте, ребята из 12 группы. Мы помним, что были у вас в гостях, видели вашу коллекцию. Мы тоже в этом году собираемся идти в школу. Нам понравилась ваша выставка школьно – письменных принадлежностей, а ребята очень интересно рассказывали о них. Мы хотели бы узнать о ручке. С нетерпением ждём ваших новых рассказов и выставок. До свидания. Ваши друзья из 10 группы.
Воспитатель: Ну, что ж, дорогие мои мальчишки и девчонки, как приятно, что ребятам в нашей группе понравилось, они заинтересовались тем, чем мы занимаемся и они рады, что мы с ними поделились своими знаниями. Давайте вспомним, о каких школьных принадлежностях мы с вами уже знаем. И сейчас я попрошу вас занять места перед телевизором. Смотрим внимательно и отвечаем на мои вопросы. (Показ небольшой презентации).
Виолетта - сообщение о карандаше. (Что обозначает это слово? Кара – черный, даш – камень).
Ева – сообщение о ластике. (Из чего его изготавливают? Из резины).
Сергей – сообщение о закладке. (Для чего она нужна? Когда появилась? Из чего изготавливали закладку раньше? В13 веке. Нужна была для запоминания страницы, и для сохранности книги. Чем меньше листаем, тем лучше для книги. Она лучше сохраняется. Изготавливали из кожи и ткани. Позже появилась бумажная закладка).
Федя – сообщение о школьной доске. (Виды досок? Магнитная, интерактивная, маркерная, меловая).
Арина – сообщение о пенале. (Что означает это слово? “Пенал” - значит перо. Раньше в специальных коробочках хранили перья. Отсюда и название. Что же должно лежать в пенале? Ручка синяя, ручка зелёная, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши, ножницы, точилка).
Даша – сообщение о ранце. Как по-другому называется портфель? (Ранец, рюкзак). А какие бывают рюкзаки? (Школьные, спортивные, туристические, для мальчиков, для девочек).
Воспитатель: Ребята, как много мы уже узнали. Какие все - таки интересные предметы нужны детям в школе. Давайте с вами пофантазируем, поиграем. Представим себя в роли, например, карандаша. Или, точилки, или ластика. Интересно? Давайте попробуем? Занимайте места в нашей волшебной школе, представьте себя в любой роли, сосчитайте до трех и вот - превращения начинаются (дети могут изобразить карандаш, точилку, ластик, пенал, тетрадь).
Воспитатель: Молодцы. У вас чудесно получилось.
(Как альтернативу можно провести пальчиковую гимнастику на тему “школа”).
Ой, ребята, а я что – то забыла: о чем же хотели узнать дети из 10 группы? А вы помните? (если дети испытывают затруднения, ещё раз прочитать письмо) Правильно, они хотели бы узнать о ручке. А мы о ней ещё и сами пока знаем мало. А хотелось бы узнать ее историю. Ведь у каждого предмета есть своя история. Есть она и у ручки. И сейчас нам Настя расскажет о ней, она вместе с мамой подготовила для нас небольшое сообщение. Далее следует рассказ ребёнка.
Воспитатель: Очень интересный рассказ, правда, ребята? (задать детям вопросы о ручке для закрепления, опираясь на доклад читающего).
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно ещё раз на письмо. А чем оно написано? Подойдите, посмотрите. (дети рассматривают письмо, обсуждают). Интересно, а почему они выбрали именно ручку? Ведь не только ручкой можно писать. А давайте с вами попробуем писать разными предметами. Может, мы найдём что-то лучше ручки. Приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Дети проходят на другую половину группы.
Воспитатель: Перед вами на подносах лежат разные предметы (камень, палочка, мел, грифель, ручка, а также листы бумаги). Сейчас вы каждым предметом попробуете писать на листе бумаги, и посмотрим, что у вас получится. Приступаем.
! Проблемная ситуация: не положить ребёнку, один из предметов. Посмотреть, как ребёнок будет искать выход из создавшегося положения. Помогут ли ему товарищи.
! Подвести детей к тому, что изобретение ручки было необходимым. Камень не пишет на бумаге, палочка рвёт бумагу, грифель пачкает руки, мел быстро стирается и пачкает одежду, а вот ручка прекрасно пишет на бумаге, не рвёт ее, не пачкает руку и одежду.
Воспитатель: Вы попробовали писать разными предметами. И что из этого получилось? (ответы детей). Ребята, есть замечательная пословица о ручке: “Грамоты не знаю, а весь век пишу”. И ещё одна: “Что написано пером – не вырубишь топором”. Вы знаете, что ручки не всегда были такими как сейчас? И вы в этом сможете убедиться прямо сейчас. Приглашаю вас посмотреть выставку ручек. И гостей мы тоже приглашаем посмотреть (с детьми обсуждаются все ручки: перьевая, сувенирная, шариковая, гелиевая, фирменная, многоцветная, ручка – автомат, ручка для левшей, ручка – магнит, ручка с ластиком, ручка – перо, одноразовые ручки, многоцветные, многоразовые – меняется стержень, ручка – указка и т.д).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы теперь сможем рассказать ребятам из 10 группы о ручке? (ответы детей). Скоро вы все пойдёте в школу. А до этого момента вам предстоят ещё многие открытия. А ребят из 10 группы мы обязательно позовём в гости, покажем им нашу выставку и расскажем историю ручки. Вы согласны?
На прощание и дети дарят интересуются читают ли гости книги и дарят им на память закладки, сделанные своими руками.