Говорить сегодня об экологии – это говорить не об изменении жизни, а о спасении её. Говорить сегодня об экологии намного легче и намного труднее, чем 10 лет назад… Легче потому, что не надо никого убеждать в существовании проблемы, Труднее потому, что происходит постепенное привыкание к опасности. В своей работе мы попытались оценить уровень экологических знаний старшеклассников нашей школы, сравнить их с литературным источником. Проблему, которую мы исследовали в данной работе, считаем актуальной. Эта работа обладает определённой новизной, поскольку мы впервые обратились к данной теме.
Цель нашего исследования: изучить состояние экологических знаний старшеклассников нашей школы. Считаем, что тема данная актуальна и своевременна.
В связи с поставленной целью, решались следующие задачи: собрать и изучить состояние данной проблемы по литературным источникам; провести анкетирование старшеклассников и сделать анализ полученных результатов; познакомить с полученными данными педагогический коллектив, родителей и учащихся школы; выступить на классных часах с презентацией об экологической обстановке в нашей городе.
Итак, объект исследования: учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска. Предмет исследования: экологические знания старшеклассников.
Методы исследования: поиск и анализ литературы и других источников информации по данной тематике; социологический опрос учащихся МБОУ СОШ № 20, составление таблиц и графиков по полученным результатам. В настоящее время экологическое образование школьников реализуется по трём моделям:
- многопредметная модель (главная её идея состоит в том, чтобы, используя уже имеющийся в школе «набор» учебных предметов, усовершенствовать их содержание и раскрыть экологические вопросы);
- однопредметная модель (предполагает создание специальных интегрированных предметов по экологии);
- смешанная модель (экологизация учебных предметов с учетом их функций в экологическом образовании и введение интегрированных экологических курсов).
В связи с тем, что введение отдельных дисциплин связано со многими трудностями, большую жизнеспособность имеет смешанная модель.
Основное внимание должно быть сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзное беспокойство по поводу состояния природной среды и будущего цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов и пестицидов, истощение природных ресурсов и др. Сегодня хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы.
В природную среду во все больших количествах попадает газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходя по экологическим звеньям из одной цепи в другую и попадают, в конце концов, в организм человека [1]
Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: ? изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить на вопросы о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращения на биологические системы; раскрывая механизм биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задач наиболее естественного и безболезненного вхождение промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы; используя разнообразные методики, химия изучает потенциал состояния объектов окружающей среды или качество готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), что позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решения о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах защиты и т.д. Экологизированный курс различных предметов даст возможность преодолеть экологическое невежество учащихся. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция зданий.
Содержание экологического воспитания можно сгруппировать в четыре компонента: научный, ценностный, нормативный и деятельностный. Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания, происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный – цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности, понятия экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на её восстановление и предотвращение дальнейшего ущерба, а также информация об экологической ориентации человека на различных этапах развития истории общества. Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Деятельностный – конкретные действия и поступки, направленные на сохранение природной среды.
По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового [3]. А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политикиРоссии. В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня. На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды». Очень важно знать состояние уровня знаний учеников, т.к. тогда будет возможно корректировать ошибка и проблемы в знаниях учащихся о химическом загрязнении окружающей среды . Проверка знаний проводилась в начале учебного года среди учащихся 9,10,11 классов средней школы №20 города Невинномысска (79 человек), Ставропольского края. Вопросы анкеты рассчитаны на «среднего ученика», они были взяты из литературного источника [1]. Типы заданий: задания, имеющие несколько вариантов решений, из которых учащиеся должны выбрать одно в соответствии со своими знаниями; задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме; задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер; задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. (Приложение 1)
Ниже приведены данные анализа анкетирования старшеклассников: формулировка вопроса, варианта ответа (там, где они предусмотрены), уровень требования к знаниям, ключ к ответу, результаты комментарии к ним.
1. Какие неорганические вещества-загрязнители атмосферы вы знаете?
Ключ: озон, оксиды углерода, оксиды азота, оксиды серы, аммиак, галогены, сероводород, кремнезем.
Результаты:
Количество перечисленных веществ | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество учащихся, человек |
32 |
21 |
12 |
6 |
5 |
3 |
0 |
Процент учащихся, % |
41 |
27 |
15 |
7 |
6 |
4 |
0 |
Мы видим, что менее половины учащихся назвали 1-2 загрязнителя окружающих веществ. Максимальное количество названных веществ –5. В нашем же литературном источнике, их было 7.
2.Что такое загрязнение?
А) привнесение в среду или возникновение в ней новых физических, химических, биологических… агентов или увеличение концентрации агентов, ведущее к негативным последствиям;
Б) количество вредного вещества в окружающей среде, которое способно вызывать гибель животных и растений;
В) свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планетой. Ключ: а.
Результаты:
Вариант ответа | А |
Б |
В |
Отсутствует |
Количество учащихся, человек |
44 |
34 |
1 |
0 |
Процент учащихся, % |
56 |
43 |
1 |
0 |
На этот вопрос большинство ответило правильно, но надо заметить, что 44% учащихся неясно представляют себе, что такое «загрязнение», следовательно, надо чаще напоминать на уроках определение этого понятия.
3. Что такое парниковый эффект, дайте определение.
Результаты:
Правильность ответа | Правильно |
Частично правильный |
Неправильно |
Отсутствует |
Количество учащихся, человек |
19 |
34 |
14 |
12 |
Процент учащихся, % |
24 |
43 |
18 |
15 |
Многие школьники (43%) дают частично правильный ответ, например, забывают, что парниковый эффект вызывается не только СО2, но и другими газами (О3,СН4, NOх, фреоны). То, что 33% учащихся дали неправильный ответ или не ответили, говорит о том, что этой проблемой нежно уделять больше внимания.
4. Какие нужно провести мероприятия, чтобы уменьшить поступление СО2 в атмосферу?
Результаты:
Количество мер | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество учащихся, человек |
50 |
18 |
9 |
2 |
0 |
Процент учащихся, % |
62 |
23 |
12 |
3 |
0 |
У большинства обучающихся знание природоохранных мер и мер борьбы с глобальными проблемами находится на низком уровне.
5. Перечислите основные последствия кислотных осадков для окружающей среды и человека.
Результаты:
Количество ответов | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество учащихся, человек |
39 |
16 |
14 |
5 |
4 |
1 |
Процент учащихся, % |
49 |
20 |
18 |
6 |
5 |
2 |
Знания последствий выпадения кислотных дождей учащихся находится на низком уровне.
6. Перечислите известные вам способы очистки веществ.
Результаты:
Количество правильных ответов | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество учащихся, человек |
34 |
26 |
5 |
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
Процент учащихся, % |
43 |
33 |
7 |
11 |
6 |
0 |
0 |
0 |
Обучающиеся отмечали фильтрацию, адсорбцию, отстаивание, кипячение, кристаллизацию, но совсем забыли о дистилляции и хроматографии – процессах, которые они изучали в начале 8-го класса на уроках химии.
7. Считаете ли вы, что нужно обоснованные нормы предельно допустимых концентраций в окружающей среде отражают истинную картину загрязнения? Обоснуйте ответ.
Результаты:
Ответ | Да |
Обоснование |
Нет |
Отсутствует |
|
Да |
Нет |
||||
Количество учащихся, человек |
8 |
4 |
12 |
14 |
41 |
Процент учащихся, % |
10 |
5 |
15 |
18 |
52 |
Всего 5% обучающихся смогли обосновать свой ответ, т.е. большинство обучающихся имеют смутное представление о ПДК и о том, от чего она зависит. Учебники ничего не знают об эффекте суммации.
8. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящи. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного завода и имели в своём распоряжении значительную сумму денег?
А) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природоохранной среды – это выгоднее строительства очистных сооружений;
Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.
Ключ: б.
Результаты представлены в таблице:
Вариант ответа | А |
Б |
В |
Отсутствует |
Количество учащихся, человек |
7 |
53 |
11 |
8 |
Процент учащихся ,% |
9 |
67 |
14 |
10 |
Наши исследования показали, что уровень экологической грамотности старшеклассников требует значительного повышения. И это полностью совпадает с данными литературного источника [1]Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Ведь в конечном итоге, эти знания помогут молодому поколению в дальнейшей жизни, от этого зависит их здоровье и здоровье последующих поколений. Конечно, эту проблему надо решать на уровне педагогического сообщества. Мы же результаты своих исследований довели до сведения старшеклассников, родителей и педагогов, составили презентацию об основных экологических проблемах города, выступили с ней на классных часах, проводим различные экологические мероприятия, вместе с обучающимися принимаем участие в конкурсах и конференциях. Считаем, что задачи, поставленные нами в начале исследования мы выполнили полностью.
Используемая литература
1. Малышева Г.И. Использование технологии критического мышления при реализации экологической компоненты на уроках химии . Библиотечка «Первое сентября», Химия», вып.31
2. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–4. – С. 930-934;
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000875 (дата обращения: 23.10.2015).
3. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.
4. Грамотность // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 7. – С. 245.
5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.
6. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. – Томск : Изд-во Том.ун-та, 1975. – 276 с.
Приложение 1
Экологическая грамотность школьников. Анкета:
1. Какие неорганические вещества – загрязнители атмосферы вы знаете?
2. Что такое загрязнение?
А) привнесение в среду или возникновение в ней новых физических, химических, биологических… агентов или увеличение концентрации агентов, ведущее к негативным последствиям;
Б) количество вредного вещества в окружающей среде, которое способно вызывать гибель животных и растений;
В) свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планетой.
3. Что такое парниковый эффект, дайте определение.
4. Какие нужно провести мероприятия, чтобы уменьшить поступление СО2 в атмосферу?
5. Перечислите основные последствия кислотных осадков для окружающей среды и человека.
6. Перечислите известные вам способы очистки веществ.
7. Считаете ли вы, что научно обоснованные нормы предельно допустимых концентраций в окружающей среде отражают истинную картину загрязнения? Обоснуйте ответ.
8. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящи. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного завода и имели в своём распоряжении значительную сумму денег?
А) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природоохранной среды – это выгоднее строительства очистных сооружений;
Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.