Цели внеаудиторного мероприятия
воспитательные:
- привлечение внимания обучающихся к вопросу о связи математики и литературы;
- создание мотивации для более глубокого изучения дисциплины;
- формирование активной деятельности обучающихся по овладению ими духовных ценностей и отношений;
- воспитание у обучающихся чувства уважения друг к другу и преподавателям, культуры общения;
развивающие:
- создание условий для совершенствования умений самостоятельно работать с источниками знаний, анализировать, обобщать, защищать свою точку зрения;
- развитие познавательного интереса к математике;
- стимулирование интереса к практическому применению знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
- развитие логического мышления, памяти, правильной речи;
- обогащение и развитие интеллектуальной сферы личности студентов;
- развитие коммуникативных навыков работы в группах.
Ожидаемые результаты
личностные:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки;
- сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
предметные:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Обеспечение мероприятия (оборудование, раздаточный материал)
1. Компьютер, проектор, презентация.
2. Выставка художественной литературы.
3. Карточки с условиями задач.
4. Микрокалькуляторы.
5. Жетоны с изображением чисел и книг.
6. Грамоты, медали.
План проведения мероприятия
1. Вступление “Сочетать несочетаемое”.
2. Поэтическая страница “Геометрия в поэзии”.
3. Математическая страница “Учиться можно только весело...”.
4. Подведение итогов: награждение.
Введение
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Однако отношение людей к слову “математика” двоякое: одни почти ненавидят и считают, что она не пригодится в жизни, другие испытывают радостное чувство от решения трудной задачи. Ясно одно: равнодушных к математике нет.
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этой учебной дисциплиной. Огромно значение математического образования в воспитании всесторонне развитой личности, ведь оно способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире; приобретению навыков логического и алгоритмического мышления; развитию воображения и интуиции; формированию мировоззрения; формированию нравственных черт; воспитанию способности к эстетическому восприятию мира; обогащению запаса историко-научных знаний.
Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Многим известна фраза “Физики-лирики”, подчеркивающая, насколько отличаются точные науки, в частности, математика, от гуманитарных наук. Однако в последнее время все чаще можно услышать, что математика – это язык, наш второй язык, который нельзя не учить. “Первый язык – родной, второй – математический, а потом идет иностранный язык. То есть математику нужно учить для того, чтобы понимать существующие тексты любого рода. Не будешь знать математику, не поймешь и половины сюжетов, не уяснишь, что написано или нарисовано” – говорит в интервью журналу “Математика в школе” вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук Болотов Виктор Александрович. На языке математики говорят не только все точные науки. Математическое языковедение – новая наука, связанная с машинным переводом, стихами, сочиненными машинами, расшифровкой языков исчезнувших народов.
Математика неисчерпаема и многозначна. Математика достойна того, чтобы о ней слагали стихи и пели песни, ведь и она обогащает великий и могучий русский язык. Трудно представить литературные произведения, тексты песен без цифр, чисел, числительных. А сколько загадок, поговорок, пословиц потеряли бы свой смысл, не будь в их содержании цифр и чисел!
Поэзия математики представляет своего рода сплав науки и искусства. Раскрыть связь математики и литературы, способствовать воспитанию “чувствами и разумом” – этим целям отвечает данное внеаудиторное мероприятие.
Сценарий внеаудиторного мероприятия
Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль,
когда в движении своем они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...
А.П. Чехов (1860-1904)
Преподаватель: Уважаемые преподаватели! Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на внеаудиторном мероприятии “Поэзия математики или математика в литературе”, посвященном Году литературы в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
Первая страница мероприятия – вступление “Сочетать несочетаемое”. Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строго научный подход и абстрактную форму интуиции (ответы).
Сочетать несочетаемое – привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания законов природы.
Человек воспринимает, познает и воссоздает мир двумя противоположными способами – рассудочным и образным, рациональным и эмоциональным, “мыслью и сердцем”. Это приводит к условному делению большинства людей на “физиков” и “лириков”. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они – дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса – творчества.
Часто можно услышать такую фразу: “Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу – и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония”.
Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.
Литература с математикой с давнишних пор
Ведут между собой древнейший спор.
“Я – Математика! Я – Королева средь наук.
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить,
И даже точно день прожить.
Моих фигур прелестный ряд
Везде, куда не кинешь взгляд.
Я Человечеству служу,
Я ум в порядок привожу”.
Литература ей в ответ:
“Да, ты прекрасна спору нет.
Но всех важнее я на свете.
Нужна и взрослым я, и детям.
И интересней нет меня наук.
Я для людей - духовный друг!
Я тоже Человечеству служу
И в людях чувства добрые бужу”.
Так множество веков тянулись разногласья
О том, что между разумом и чувством нет согласья.
Друзья! Решили мы окончить этот спор:
И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.
А на прямой, образовавшейся от их пересеченья
Остались чувства умные и добрый ум.
И если добрый ум в науке будет балом править,
То чувства умные несовершенный мир исправят.
Сергею Федину, одному из современных писателей, принадлежит такой афоризм: “Самые лучшие стихи написаны математиками и называются теоремами”. А какие теоремы известны в математике? (ответы обучающихся). Лаконичные, с четко сформулированными предложениями теоремы достойны того, чтобы о них сочиняли стихи. Послушаем некоторые из них.
Теорема Пифагора (Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель философской школы пифагорейцев): В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов: a2+b2=c2.
Обучающийся:
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем.
И.Дырченко
Теорема Виета (Франсуа Виет (1540-1603) – французский математик, юрист): Сумма корней приведенного квадратного уравнения х2+рх+q=0 равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену: х1+х2 = -р, х1* х2=q.
Если уравнение aх2+bх+c=0, то х1+х2=-b/а, х1 * х2=с/а.
Обучающийся:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда –
В числителе b, в знаменателе а.
А. Гуревич
Преподаватель: Многие поэты и писатели все-таки являются математиками в душе и многим математикам свойственны поэтические таланты.
Русский поэт, писатель А. Блок (1880-1921): “Сама истинная поэзия, сами настоящие стихи – это математика слова”.
Русский математик Н. И. Лобачевский (1792-1856): “Поэт следует своему чувству, между тем, он незримо руководствуется законами математики”.
Немецкий писатель Т. Манн (А.Принсгейм) (1875-1955): “В чистой математике живет всегда художник, архитектор и даже поэт”.
Русский писатель Н. Г. Чернышевский (1828-1889): “Я уважаю естествознание и математику”.
Немецкий математик К. Вейерштрасс (1815-1897): “Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком”.
Русский математик и механик, ученица К.Вейерштрасса, первая в мире женщина-профессор математики С. В. Ковалевская, (1850-1891): “...Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе? ... но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно”.
Обучающийся: ПРИШЛОСЬ ЛИ...
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ,Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца и без начала
Осталась песня навсегда.
С.В.Ковалевская
Преподаватель: Рассказывают, что королева Англии Виктория заинтересовалась сказками “Алиса в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье” детского писателя Льюиса Кэрролла и затребовала все его сочинения. Каково же было ее удивление, когда ей принесли серьезные руководства по математической логике, автором которых был Оксфордский профессор математики, логик, философ Чарльз Лютвидж Доджсон (1832-1898), он же английский писатель Л. Кэрролл.
Говоря о математиках и поэтах в одном лице, нельзя не сказать о персидском философе, математике, астрономе и поэте Омаре Хайяме (1048-1131), четверостишия (рубаи) которого и сейчас учат молодежи мудрости.
Обучающийся:
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, –
Вот последний секрет из постигнутых мной.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
От безбожья до бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно!
Преподаватель: Следующая страница – поэтическая. Называется она “Геометрия в поэзии” (в основу положена публикация Н. Беляевой “Геометрия в поэзии” в газете “Математика”, 2011, №1). Французскому философу, математику, механику Жану Даламберу (1717-1783) принадлежит выражение: “Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии...”. А русский поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) утверждал: “Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии...”. О связи поэзии с математикой размышлял и русский механик, создатель аэродинамики Н. Е. Жуковский (1847-1921): “В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии. Что же побудило и Даламбера, и Пушкина поставить в один смысловой ряд геометрию и поэзию?
Во времена Пушкина “математика, физика, механика завоевывали все большее признание. Интерес к ним со стороны молодого поколения, казалось, возрастал в большей степени, чем интерес к “изящным искусствам” и отвлеченным проблемам”. Пушкин же видел преимущества поэзии перед наукой и философией в том, что поэтические шедевры со временем не устаревают и продолжают свою жизнь в веках. С другой стороны, Пушкина интересовало то, что сближает поэзию и науку: “Великая поэзия всегда включает в себя и великую мысль”.
Что же такое геометрия в поэзии? Употребление в стихах математической лексики, как это может показаться на первый взгляд? Или что-то другое?
Обучающийся: ЛЮБОВЬ МАТЕМАТИКА
Расчлененные в скобках подробно,
эти формулы явно мертвы.
Узнаю: эта линия – вы!
Это вы, Катерина Петровна!
Жизнь прочерчена острым углом,
в тридцать градусов пущен уклон,
и разрезан надвое вами,
о, биссектриса моя!
Знаки смерти на тайном лице,
угол рта, хорды глаз – рассеки!
Это ж имя мое – ABC –
Александр Борисыч Сухих!И когда я изогнут дугой,
неизвестною точкой маня,
вы проходите дальней такой
по касательной мимо меня!
Вот бок о бок поставлены мы
над пюпитрами школьных недель, –
только двум параллельным прямым
не сойтись никогда и нигде!
Семен Кирсанов (1906-1972)
Преподаватель: В двух последних строчках стихотворения говорится о параллельных прямых. Явление параллельности из геометрии пришло и в литературу. Параллелизм в поэзии – это “композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух или трех элементов стиля в художественном произведении. Элементы располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность”. Синтаксический параллелизм предполагает одинаковую структуру предложений в смежных стихах:
“Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..”
М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
“Сад весь в цвету, вечер в огне,
Так освежительно радостно мне!
Вот я стою, вот я иду.
Словно таинственной речи я жду.”
А.Фет (1820-1892)
Настоящие поэты всегда стремились совершенствовать форму своих произведений и вносить в них скрытый, зашифрованный смысл. Если уподобить первые буквы стихов вертикальной прямой, то примером внесения смысла в бессмысленность вертикальных буквенных рядов можно считать акростих, в котором начальные буквы каждого стиха при чтении сверху вниз составляют слово, иногда фразу. Это была “попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв, стройность, порядок – в хаос”.
Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат “Науке побеждать”,
Взял Рымник, Измаил и в русских веря,
Он говорил: “Отчизна нам как Мать!”
Ревнитель новизны в своем искусстве,
Осуществил Альпийский переход...
Великий полководец, князь, граф русский,
Удачливый в сраженьях патриот.
Н.Белостоцкая
Обучающийся: БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ
Как воздух математика нужна,
Одной отваги мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата!”
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
М.Борзаковский
Преподаватель: Как геометрическую линию можно представить в поэзии и моностих, то есть поэтическое произведение из одной строки. Конечно, моностихи сами по себе с геометрией связаны слабо, но как изящен “одностих” Ивана Жданова с геометрическим названием – “Лента Мёбиуса” – и может читаться бесконечно: “Я нужен тебе для того, чтобы ты была мне нужна” (Август Мёбиус (1790-1868) – немецкий математик, механик, астроном. Лента (лист) Мёбиуса – топологический объект, простейшая односторонняя поверхность с краем).
Магическими становятся и пи-стихотворения, состоящие из последовательности слов, где количество букв представляет десятичную последовательность числа: 3,14... На русском языке известно несколько пи-моностихов: “Что я знаю о кругах”, “Что я тебе и Дарье рассказал”, “Это я знаю и помню прекрасно”, “Это я знаю и знать продолжаю”, и даже двустишие “Где и волк, и выдра властелин – ту страну лютый рок обошел”. Сергеем Фединым написан прозаический текст, где количество букв в словах соответствуют числу =3,141 592 653 589 793 238 462 643...: “ТИП. Я ехал в метро. Тщедушный, но наглый пижон (шея будто акушером вытянутая) брюзжал – затолкали его. Он был скользок... День спустя на Арбате вижу его”.
Внутренней геометрией обладает и такая форма, как палиндром – буквально “бегущий назад”. Это “число, буквосочетание, слово или текст, одинаково (или почти одинаково) читающийся в обоих направлениях”. По-русски палиндром часто называют “перевертень”.
В древности палиндромам придавали магический смысл. Самым древним из магических палиндромов считают такой: SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS (Сеятель Арепо с трудом держит колеса). Из него складывается магический квадрат, где выражение читается как вертикально, так и горизонтально, как слева направо, сверху вниз, так и наоборот. Из-за магических свойств этот палиндром считали оберегом от болезней и злых духов.
Широко известен и палиндром русского поэта Гавриила Державина (1743-1816) “Я иду съ мечемъ судия”, и палиндромный стих Афанасия Фета “А роза упала на лапу Азора”. Русский поэт и прозаик Велимир Хлебников (1885-1922) создал целую поэму-палиндром “Разин”. Изящен пример у поэта Кирилла Решетникова “Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап и не видно...”.
Разновидность палиндрома – реверс, где рифма меняется при чтении стихотворения в обратном направлении:
Глаза зеленые твои
Мне будут снова сниться, и
Слеза, как чистый образ твой,
Весне запомнится шальной.
Неизвестный автор
Это стихотворение звучит красиво и при чтении в обратном направлении:
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза.
И сниться снова будут мне
Твои зеленые глаза.
Уникальность двойных стихотворений, которые при прочтении вместе образуют третье, способна удивить многих любителей поэзии.
Цезура (лат. caesura – рассечение) – постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий еще большей ее ритмический организации. Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой.
Геометрия здесь простая: слева – первое стихотворение, справа – второе, а если читать по очереди сначала первую строчку первого, затем первую строчку второго и так далее, то получится новый текст.
Послушайте сонет русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика, литературного критика и историка Валерия Брюсова (1873-1924).
Обучающиеся: Отточенный булат – луч рдяного заката!
Твоя игрушка, Рок, прозрачный серп луны!
Но иногда в клинок из серебра и злата
Судьба вливает яд: пленительные сны!
Чудесен женский взгляд в час грез и аромата,
Когда порой глубок. Чудесен сон весны!
Но он порой жесток – и мы им пленены:
За ним таится ад – навеки, без возврата.
Прекрасен нежный зов под ропот нежный струй,
Есть в сочетанье слов как будто поцелуй,
Залог предвечных числ влечет творить поэта!
Но и певучий стих, твой раб всегдашний, Страсть,
Порой в словах своих певец находит власть:
Скрывает тайный смысл в полустихах сонета.
Преподаватель: Многие согласятся с тем, что стихотворения звучат красиво, так как обладают своей ритмикой и даже музыкой. Четкий ритм, чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений основаны на знании раздела математики “Комбинаторика”.
Математический анализ ритмики поэтических произведений Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Ш. Руставели показал, что во многих случаях построение формы произведений подчиняется закону Золотого сечения и связанным с ним числам Фибоначчи. Большое внимание математическому “стиховедению” уделял выдающийся российский математик А.Н. Колмогоров (1903-1987).
“Золотое сечение” – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему:
с:b=b:а или a:b=b:c.
Отрезки “золотой пропорции” выражаются бесконечными дробями а=0,618..., b=0,382..., если с=1. Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок с принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям. При этом отношение с:b=b:а 1,618.
Числа Фибоначчи (Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (ок.1170-ок.1250) – итальянский математик) – это числа, составляющие последовательность, каждый член которой, за исключением второй единицы, равен сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,...
Основное свойство связано с золотым числом или золотым сечением (Ф – число Фидия, Фидий – древнегреческий скульптор и архитектор). Отношение каждого числа Фибоначчи к предыдущему постепенно приближается к золотому числу – числу Фидия Ф 1,618:
1/1=1 | 8/5 =1,6 |
2/1=2 | 13/8 =1,625 |
3/2=1,5 | 21/13 1,61538 |
5/3 1,6667 | 34/21 1,61905. |
Золотое сечение в поэзии проявляется как наличие определенного момента стихотворения (кульминация смыслового перелома, главной мысли произведения) в строке, приходящейся на точку деления общего числа строк стихотворения в золотой пропорции. Если стихотворение содержит 100 строк, то первая точка золотого сечения приходится на 62-ю строку (62%), вторая – на 38-ю (38%) и т.д.
Обычному человеку на первый взгляд может показаться, что величина стихотворения, то есть количество строк в нем, может изменяться произвольно. Однако оказалось, что это не так.
Анализ стихотворений Пушкина показывает, что размеры стихов распределены неравномерно: Пушкин предпочитал размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа Фибоначчи). Разбор романа “Евгений Онегин” говорит о том, что наиболее совершенной, наиболее отточенной и эмоционально насыщенной является восьмая глава. Кульминацией главы является объяснение Евгения в любви к Татьяне – строка “Бледнуть и гаснуть... вот блаженство!”
Эта строка делит всю восьмую главу на две части: в первой 477 строк, а во второй – 295 строк. Их отношение равно 1,617! Тончайшее соответствие величине золотой пропорции! Это великое чудо гармонии, совершенное гением Пушкина!
В поэзии русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) также присутствует золотое сечение.
Знаменитое стихотворение “Бородино” делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу (“Скажи-ка, дядя, ведь недаром...”), и главную часть, представляющую самостоятельное целое, которое распадается на две равноправные части.
В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй – сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. После деления ее золотым сечением (91:1,618 56,638) можно заметить, что точка деления находится в начале 57-й строки, где стоит короткая фраза: “Ну ж был денек!”. Именно эта фраза представляет собой “кульминационный пункт возбужденного ожидания”, завершающего первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).
Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма важную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
Статистические исследования над большим количеством литературных текстов показали, что частоты использования той или иной буквы (или пробела) каждым автором определяют стиль писателя (поэта), по которому можно определить автора текста примерно так же, как и по отпечаткам пальцев.
Довольно многие в нашей стране считали, что в 23 года русский советский писатель, киносценарист Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) просто не мог написать такую великую книгу, как “Тихий Дон”. Выдвигались разные аргументы и кандидаты в авторы. Особенно жарким были споры в момент присуждения Шолохову Нобелевской премии в 1965 году. Статистические анализы текстов и сравнение их с ранними произведениями Шолохова доказали, что истинным автором “Тихого Дона” действительно является М.А. Шолохов.
Преподаватель: Следующая страница – математическая. Называется она “Учиться можно только весело”. А заканчивается эта фраза французского писателя, литературного критика А.Франса (1844-1924) так: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Командам математиков, в которые вошли обучающиеся с техническим складом ума, придется решать математические задачи, взятые из художественных произведений. Болельщикам-гуманитариям придется решать задания в виде шарад, анаграмм и т.д. За правильные решения, проверяемые с помощью презентации, выдаются жетоны с изображением чисел и книг, по количеству которых в конце мероприятия определятся победители (команды и болельщики решают задания).
Задачи с подвохом (зачитываются по очереди командам и болельщикам).
Задания для команд:
1. Григорий Остер (род. 1947) – русский писатель, поэт, драматург. “Зарядка для хвоста” (всем командам).
2. Лия Борисовна Гераскина (1910-2010) – русская писательница, журналист. “В стране невыученных уроков” (всем командам, перед решением задачи демонстрируется отрывок мультфильма).
3. Николай Николаевич Носов (1860-1904) – советский детский писатель-прозаик, драматург. “Витя Малеев в школе и дома” (команда 1 показывает инсценировку из книги).
4. Яков Исидорович Перельман (1882-1942) – российский и советский популяризатор физики, математики и астрономии. “Бездельник и черт” (команда 2 показывает инсценировку из книги).
5. Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург. “Репетитор” (команда 3 показывает инсценировку из книги; задачи 3-5 решаются одновременно всеми командами после всех инсценировок).
6. При наличии времени: Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – русский писатель, поэт, драматург, переводчик. “Муму” (команде 1).
7. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – русский писатель, литературный критик. “Записки об ужении рыбы” (команде 2).
8. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – русский писатель. “Много ли человеку земли нужно” (команде 3).
9. Антон Павлович Чехов. “Каникулярные работы институтки Наденьки N” (всем командам).
Задания для болельщиков:
- Задачи 1-8. “Язык математики”.
- Задача 9. В гостях у барсука.
- Задача 10. Размер плотвы.
- Задача 11. Сколько было овец?
- Задача 12. Птицы.
- Задание “Математические шарады”.
- Задание “Математические шагословы”.
- Задание “Единицы измерения в словах”.
- Задание “Геометрические слова”.
- Задание “Математические омонимы”.
- Задание “Математическая логика”.
- Задание “Спрятанные геометрические термины”.
- Задание “Синквейн”.
- Задание “Краткость – сестра таланта”.
- Задание “Цифровая поэзия”.
Преподаватель: Вот и пришло время подводить итоги мероприятия (подсчитываются баллы, заработанные командами; определяются лучшие болельщики; вручаются грамоты командам, болельщикам, участникам инсценировок).
Это ложь, что в науке поэзии нет...
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик...
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!
М.Бромлей
Подвести окончательные итоги мероприятия хотелось бы словами американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери (1920-2012): “Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их”. Любите и читайте книги!
Любите и математику! Ведь прав был великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сказав однажды: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. От всей души желаю, чтобы Вам в жизни математика помогала преодолевать препятствия и достигать вершины. Ведь знания – это ваш капитал, который никто не сможет отнять, и которому не страшны никакие девальвации! Пусть каждый новый ответ, каждое новое решение будет вашим открытием. Не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте свои навыки и умения, добивайтесь успехов!
Надо во всем быть первым!
Всегда иметь вторую половинку!
Никогда не быть третьим лишним!
Иметь свои четыре угла!
Чтобы все в жизни было на пять!
Иметь шестое чувство!
И быть на седьмом небе от счастья!
И это все – восьмое чудо света!
Спасибо Вам и спасибо математике! Она заслужила, чтобы мы спели ей гимн! (все поют песню “Гимн математике” на мелодию песни “Чему учат в школе?”)
Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача! 2 раза
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны, теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься! 2 раза
Есть науки хороши для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума математика нужна.
Это было, это будет, это вечно! 2 раза
Литература
1. И. Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике. – М.: Творческий центр, 2006.
2. Н. М. Карпушина. Любимые книги глазами математика. – М.: Редакция журнала “Наука и жизнь”, 2011.
3. О. В. Панишева. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. – Волгоград, 2013
4. Д. Э. Розенталь. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2011.
5. А. Стахов, А. Слученкова, И. Щербакова. Код да Винчи и ряды Фибоначчи. – СПб.: Питер, 2006.
6. О. С. Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.
7. Ф. М. Шустеф. Материал для внеклассной работы по математике. – Минск: Народная асвета, 1984.
8. Методическая газета для учителей математики “Математика”, №10, 2011.
9. Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе”, №8, 2012.
10. Интернет-ресурсы.