Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого–педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика развития ребенка данного возраста, имеющего зрительную патологию. Результаты диагностики позволят целенаправленно проводить коррекцию имеющихся нарушений.
Исходя из вышесказанного необходимым является создание оптимальных условий для оказания помощи детям с проблемами в развитии.
Для реализации данной цели были определены следующие этапы:
1. Определение уровня развития и выявление структуры дефекта.
2. Формирование подгрупп по уровню развития и тяжести зрительной патологии.
3. Определение целей и планирование коррекционно–развивающей работы.
4. Проведение мониторинга эффективности коррекционно–развивающей работы.
При этом определяющим условием на всех этапах является взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Любая педагогическая деятельность строится в соответствии с определенными принципами. В данном случае, мы руководствовались следующими принципами:
- принцип единства диагностики и коррекции
- принцип комплексного подхода
- принцип преемственности
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода
- принцип систематичности и последовательности коррекционно– педагогического воздействия
- принцип доступности.
I этап коррекционно–развивающей работы носил информационный характер. Собирались анамнестические сведения о ребенке, изучались медицинские карты, проводились беседы с родителями, тщательно изучалась структура зрительного дефекта и сопутствующих нарушений, проводилось первичное психолого– педагогическое обследование детей. Анализ данной информации позволил установить, что у многих детей наблюдались осложнения в натальный и постнатальный период, которые повлияли на структуру зрительного дефекта и развитие сопутствующих нарушений.
Диагностика нервно–психического развития детей раннего возраста, проводилась по методике разработанной Аксариной Н.М., Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., по которой определялись группы развития. Из диаграммы видно, что нет детей с 1–ой группой развития, многие дети отстают на 2,3,4 и более эпикризных срока.
На II этапе работы дети условно были распределены на 2 подгруппы по уровню нервно–психического развития и тяжести зрительной патологии.
На III этапе была спланирована коррекционно–развивающая работа по следующим направлениям:
- развитие эмоциональной сферы;
- социально – бытовая ориентировка;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- взаимодействие с родителями и педагогами.
Данный этап включал в себя создание предметно–развивающей среды, специальную организацию коррекционно–развивающих занятий, использование ситуаций в различных режимных моментах, направленных на развитие детей раннего возраста, а также тесное сотрудничество педагогов с родителями каждого ребенка группы.
При организации коррекционно–развивающих занятий важное значение имеет учет особенностей развития детей раннего возраста с патологией зрения, знания которых обеспечивает подбор адекватных методов и приемов педагогической работы. Их отличительной особенностью является игровой характер, который позволяет осуществить комплексное дидактическое воздействие на ребенка. В процессе игры со взрослым, где взрослый является инициатором, активным участником ее и из нутрии этой деятельности управляет ею, происходит формирование социальных навыков, познавательное и речевое развитие, развитие зрительного восприятия, мелкой и крупной моторики, ориентировки в пространстве, развитие сохранных анализаторов, помогающие сформировать целостные представления о признаках и свойствах предметов и явлений, с которыми они сталкиваются в различных видах детской деятельности. Также в игре доброжелательность, положительно – эмоциональный тон взрослого, его поддержка и одобрение, помогает ребенку испытать гордость за свои достижения, почувствовать успешность в деятельности, что является основной психологической закономерностью. От того, какие эмоции возникнут в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов или неудач, зависит его дальнейшее развитие.
Кроме того, на занятиях и в повседневной жизни детей широко используются атрибуты и дополнительное оборудование такие как: горка, сухой бассейн, дорожки с различными поверхностями (одноцветные, разноцветные), центр воды и песка, дидактический материал Леготеки, оборудование комнаты релаксации. Все это стимулирует, корректирует развитие ребенка раннего возраста, а также позволяет реализовать одну из важнейших потребностей данного возраста – потребность ребенка в движении, в предметно – практической деятельности.
Одним из условий успешной коррекционно–развивающей работы с детьми раннего возраста является организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, которая должна быть направлена не только на решение задач воспитания и обучения детей раннего возраста, имеющих зрительную патологию, но и коррекцию, компенсацию вторичных отклонений.
В работе с родителями важно понимание обеих сторон возможного сотрудничества, создание системы открытого доступа к любой информации, касающейся ребенка.
Наиболее эффективными формами взаимодействия явились такие как:
- свободные посещения в удобное для родителей время группы раннего возраста, где они имели возможность познакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения педагогов с детьми, детей друг с другом;
- родительские собрания, проводимые в дискуссионной форме. Данная форма давала возможность перейти от монолога педагога к диалогу со всеми присутствующими;
- установление в группе «почтового ящика», куда родители опускали записки с интересующими их вопросами, вносили предложения, замечания;
- размещение уютных уголков для межличностного общения родителей с педагогами, родителей друг с другом;
- привлечение родителей к коррекционно-развивающим занятиям не только в качестве наблюдателей, но и непосредственно в роли активных участников.
На IV этапе был проведен мониторинг эффективности коррекционно–развивающей работы. Для этого осуществлялась повторная диагностика нервно–психического развития детей раннего возраста, по методике разработанной Аксариной Н.М., Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В. Анализ результатов обследования детей позволил констатировать положительную динамику в их развитии.
Кроме того, проводилась диагностика по основным направлениям коррекционно–развивающей программы, где также прослеживается значительный рост по всем показателям.
Исходя из выше сказанного следует, что проведенная работа позволила максимально приблизить уровень развития детей раннего возраста, имеющих зрительные патологии к возрастным нормам.