Использование ИКТ при организации образовательной деятельности дошкольников
В структуре базовых компетентностей личности современного
дошкольника важную роль играет информационный компонент, что
обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность
ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда,
наполненная информационными средствами и носителями, – все это
актуализирует информационный опыт детей. Информационная
компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы
знаний, умений и ценностного отношения к информации и
информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в
доступные ему виды информационной деятельности: познавательной,
игровой и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника
могут способствовать информационно-коммуникативные технологии
(ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта
ребенка – базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение
раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период
дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о
возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех-шести лет,
поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка,
и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для
решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для
эффективного применения компьютера – это развитое логическое,
алгоритмическое и системное мышление. Все это можно сформировать у
детей дошкольного возраста, при помощи детально разработанной серии
развивающих игр и задач.
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя
различные технические устройства, они очень привлекают ребенка.
Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации,
постоянного изобретения устройств для обработки этой информации.
Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра”
сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен
быть готов психологически к жизни в информационном обществе.
Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому
человеку. Воспитание правильного отношения к техническим
устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и
предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию
– первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления
позитивных для общества перемен связана с использованием в
дошкольном учреждении информационных технологий.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном
процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из
самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной
педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в
детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных
презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический
процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем
познавательного развития и значительно повысить эффективность
психолого-педагогической деятельности.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада
имеет много преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха";
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
- занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:
- Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
- Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
- Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
- Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
- Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
- Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
- Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
- Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
- Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.
Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности (ООД) является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи нашей работы:
- разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
- увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники.
- повышение познавательной мотивации воспитанников;
- обогащение кругозора и словарного запаса;
- развитие соответствующих возрасту ребёнка умений;
- развитие пространственного мышления;
- ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;
- создание положительного эмоционального настроя;
Основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении ООД с использованием компьютеров:
- ООД должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на ООД дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одну ООД, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
- на ООД не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой – реакция не должна быть очень острой;
- перед ООД должна быть проведена специализированная подготовка – социально-ориентированная мотивация действий ребенка.
Дидактические принципы применения компьютерных технологий:
- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
- принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения – различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
- принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьютером.
- принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала по определенным правилам.
- принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
- принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
Основные формы использования ИКТ:
1. Непосредственное применение в воспитательно-образовательном
процессе.
2. Применение ИКТ в проведении досугов и развлечениях.
3. Организация работы с родителями воспитанников не только в
группе, но и в семье.
В работе используем следующие методы обучения:
- Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
- Метод иллюстраций позволяющий показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки) .
- Дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
- Словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.
В процессе обучения используются технологии:
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- социоигровые,
- здоровьесберегающие.
Формы организации деятельности обучающихся:
- групповая,
- индивидуальная
Для проведения групповых занятий необходим один персональный
компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие
эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует
хорошей результативности занятия.
На индивидуальном занятии используется один или несколько
компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников
одновременно. Ребенок самостоятельно выполняет задание и после
этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Мы применяем в своей практике мультимедийные презентации в
различных образовательных областях: «Познание», «Речевое
развитие»,
Художественно-эстетическое развитие», «Художественная
литература», «Физическая культура», что позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и
речевых средств, коммуникативных навыков.
• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для
дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
• развитию высших психических функций – внимания, памяти,
словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Взаимодействие с педагогами и родителями
Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по
повышению ИКТ компетенции, проведение мастер-классов,
семинаров-практикумов, показ открытых занятий с использованием
мультимедийных презентаций
Использование информационных технологий в работе с родителями
предоставляет возможность проводить различные консультации,
родительские собрания, развлекательные мероприятия с применением
ИКТ; оформлять информационные стенды, групповую документацию в
красочной и эстетической форме. Способствует созданию
работоспособной системы поддержки семейного воспитания, активизации
педагогического и культурного сознания родителей, участию родителей
в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
- минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации.
Ожидаемые результаты:
- формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
- формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно-эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
- развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
- Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти-семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
- Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
- Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
- Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
- Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2-2,5 метра.
Содержание изучаемого курса
Образовательная область «Познание» (ознакомление с миром
природы)
Представленные игры могут быть использованы в организованной
образовательной деятельности в образовательной области «Познание» и
«Речевое развитие» по изучаемым лексическим темам, а также на
индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры
могут быть предложены родителям для развития познавательных
способностей детей, логического мышления, внимания, памяти.
Презентация 1
Образовательная область «Речевое развитие»
Представленные игры могут быть использованы в организованной
образовательной деятельности в образовательной области «Речевое
развитие» и «Познание» по изучаемым лексическим темам, а также на
индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры
могут быть предложены родителям для развития речи детей,
логического мышления, внимания, памяти. Презентация 2
Математические игры
Представленные игры могут быть использованы в организованной
образовательной деятельности в образовательной области «Познание»
(развитие элементарных математических представлений), а также на
индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры
могут быть предложены родителям для развития речи детей,
логического мышления, внимания, памяти. Презентация 3