Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка с особыми возможностями, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и положительно влияет на становление всей речевой системы в целом
Детский фольклор – это часть детской субкультуры, активное использование которой в коррекционном процессе способствует формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Именно она накопила несметное богатство детского фольклора: считалки, страшилки, дразнилки, песенки, загадки, традиционные коллективные игры, наполненные добротой, которые сейчас тихо погибают, потому что прервалась традиция передачи их от одного детского поколения к другому. Тысячелетиями передававшиеся от одного поколения к другому многие формы детского фольклора утрачиваются совсем, особенно в больших городах, где под влиянием большой занятости родителей, происходит отчуждение детей от взрослых. Традиционные стихотворно-двигательные формы общения и игрового взаимодействия взрослого и ребенка сводятся к минимуму. Место игр и общения со сверстниками и взрослыми в современном мире, к сожалению, уже полностью занимает телевидение, интернет, всеобщая «мобилизация», в детском обиходе появляются фразы из рекламы, криминального слэнга, иностранные слова.
Таким образом, под влиянием причин социального, экономического и психологического характера происходит деформация содержания детской субкультуры: обеднение репертуара детского фольклора, утрата устных текстов, примитивизация, а порой исчезновение целых пластов детского фольклора.
Дети с особыми возможностями нуждаются в помощи взрослых, а детская субкультура – в возвращении утраченных форм детского фольклора – считалок, загадок, хороводов, песенок, отработанных и отшлифованных тысячами детских поколений, исполненных добротой, юмором, оптимизмом.
Заклички – это короткие стихотворные произведения, обращения к силам природы с просьбой о чем-либо: обращение к дождю идти «не там, где косят а там, где просят, это обращение к солнцу с просьбой о будущем урожае:
«Солнышко, покажись,
Красное снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки – короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, к божьей коровке, пчелам, к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят, это вопрос к кукушечке : «Сколько жить мне?». Кукушка кукует, а дети считают:
Ку-ку, кукушечка!
Ку-ку, рябушечка!
Прилетай в лесок,
Подавай голосок –
Сколько лет мне жить,
По земле ходить?
Оба жанра, заклички и приговорки, продолжают жить в детской среде в настоящее время, внося в детские игры много занимательного и забавного, побуждают детей к движению и речевой активности.
Из взрослого фольклора в детский перешел особый вид прибауток – небылицы – перевертыши. Они вызывают смех у детей смешением реальных связей и отношений. Действия, происходящие в стихах-перевертышах, лишены всякого порядка и смысла:
Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом в ситцевой карете.
А за ним, во всю прыть прыгая шагами,
Волк старался переплыть миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул, там землетрясенье,
И из тучи на него капало варенье.
Несообразности рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребенка подлинное, реальное понимание соотношения вещей и явлений.
К. И. Чуковский называет перевертыши умственной игрой, остро необходимой в детской жизни, так как она учит детей находить правильное соотношение « идей и вещей», подводит к «первоосновам юмора».
К произведениям устного народного творчества,
которые переходили от взрослых к детям,
относятся считалки. Считалка – это жанр, который
помогает установит порядок в детском коллективе,
который собирался играть. Считалка нужна для
выбора водящего. Считалка учит детей быть
сориентированными, развивает память, речь,
организованность, сплоченность.
Пересчет в игре – имитация приготовлений
взрослых в серьезных жизненных делах.
В заумных считалках много смешных, необычных слов, хотя чисел нет:
Чикилики, микилики,
По кусту, по насту,
По лебедю горазду.
Шишел – вышел, вон пошел!
Очень популярная считалка:
Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом,
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву С.
Все дети любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. Считалка является подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама становится игрой, соревнованием.
Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды . Это краткие, часто состоящие из одной строчки произведения, в которых содержится вопрос. Жеребьевки ставят перед детьми проблему выбора. Выбирая, отвечая на вопрос, дети делятся на две группы:
Печь топить или коня кормить?
Тес тесать или на воде плясать?
Какого коня; сивого или златогривого?
С неба стрельца или с земли молодца?
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Дразнилка, поддевка – жанры детского фольклора. Дразнилки имели своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, кулачные бои, настоящие драки, когда один конец деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
Дразнилки сейчас – это элементы детской сатиры. Дразнилки высмеивают недостойное поведение детей и могут быть средством воспитания в детской среде: «Жадина, говядина, турецкий барабан. Кто на нем играет? Ваня – таракан».
Рядом с дразнилкой существуют и отговорки. Отговорки – небольшие по объему обычно стихотворные тексты, функция которых безболезненно избежать щекотливой ситуации, возникшей в игре.
Обзывайся, обзывайся! Сдачи дам, не сомневайся!
Обзывайся до упаду, упадешь – я буду рада!
Обзывайся, хоть охрипни, ничего ко мне не липнет!
Обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся!
Ква-ква, ква-ква – вот и все твои слова.
Кто первый обзывается, тот сам так называется!
Другая форма насмешки – поддевки, своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:
– Скажи : «Лань»! – Лань! – Отвяжись, отстань!
– Скажи : «Жора»! – Жора! – Хватит есть обжора!
– Скажи : «Синица»! – Синица. – Тебе пора жениться!
– Скажи : «Лес»! – Лес. – Твой брат балбес!
В творчестве взрослых берут начало страшилки. Они делятся на поэтические и прозаические. Психологи доказали, что страшилки интересуют всех детей без исключения. Они бытуют в детской среде, их слушают и рассказывают детям в возрасте от 6 до 12 лет. Психологи считают, что страшилки должны присутствовать в жизни ребенка. Это лекарство против страха.
Систематическое использование всех жанров детского фольклора в коррекционном процессе позволяет достичь стабильно положительных результатов по развитию фонематического восприятия, в создании основы для обучения грамоте у детей с особыми возможностями.