Использование синквейна при подготовке театрализованных постановок на английском языке

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из центральных проблем школьного образования является мотивация учащихся. Свою специфику она имеет в случае детей младшего школьного возраста, которые в большинстве случаев еще не способны в полной мере к рациональному осмыслению учебного процесса и целеполаганию. В связи с этим, целесообразно использовать на уроках игровые формы деятельности, которые способны помочь повысить мотивацию учащихся, и особенно эффективны применительно к младшему школьному возрасту.

В случае изучения иностранных языков, можно сказать, что нужно создавать такую ситуацию, в которой детям самим захочется говорить, использовать речевой навык в понятной и интересной для себя ситуации. Особенно интересны в этом случае сказки, постановка и разыгрывание которых помогает учащимся идентифицировать себя с притягательными фантастическими персонажами, что и создает игровой эффект. Постановка сказок, прежде всего, направлена на развитие активных навыков: говорения и письма. Второй преимущественно задействуется на ранних этапах подготовки.

В настоящей статье будут рассмотрены различные этапы постановки пьесы на английском языке на примере адаптации сказки «Золушка». В ней будет продемонстрировано, каковы особенности каждого этапа и как каждый из них связан с методикой преподавания иностранного языка. Части предложенных методических наработок можно использовать и как самостоятельный вид работы, который не обязательно предполагает сценическое исполнение разбираемых на уроках идей и текста в итоге.

  • Первым этапом является чтение текста сказки (в описываемом случае это был текст из Верещагина И.Н., Притыкина Т.А., Английский язык. Книга для чтения. 3 класс. М., 2014). Учащиеся прочли текст по ролям, следует отметить, что уже тогда у некоторых появились их любимые персонажи, что выяснилось в ходе ответов на вопросы, заданные после текста. Интерес учащихся помог дальнейшей работе.

На первом этапе важно, чтобы учащиеся смогли составить мнение о характере персонажей, узнать в основных чертах сюжет, чтобы сделать из истории какие-то собственные выводы. И, возможно самое главное, постараться все это выразить на иностранном языке.

  • Во время классной работы хорошо зарекомендовал себя метод, который иногда применяется на уроках литературы, а именно написание педагогического синквейна.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат (Википедия). Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента синтезирования сложной информации. Он может быть полезен для оценки словарного запаса учащегося и его умения формировать собственное мнение о предмете. Составление его помогает учащимся, особенно в том возрасте, когда составление связного развернутого текста еще представляет трудности, особенно на английском. По форме синквейн – это текст, состоящий из 5 строк.

– Первая строка – имя анализируемого предмета.
– Вторая – прилагательные, которые описывают свойства предмета.
–Третья строка состоит из трех глаголов, описывающих действия, характерные для этого предмета.
– Четвертая строка состоит из 4 слов, которые должны передавать личное отношение автора к предмету.
– Пятая строчка состоит из одного слова, которое резюмирует весь предыдущий текст. Чаще всего, это синоним имени предмета, подобранный с учетом всего, что было сказано выше. Таким образом, учащиеся должны составить цепочку ключевых слов, которые описывают разные стороны предмета, который им нужно понять.

Метод написания синквейнов построен на ассоциациях в рамках заданной учителем формы текста. В описываемом случае, первый синквейн касался разбора самого названия «Золушка», соответственно, сказки в целом. Вначале учащимся был задан вопрос, какие ассоциации возникают у них в связи с названием «Золушка». Если у детей не возникает явных ассоциаций, следует задавать наводящие вопросы, например, для составления пятой строки: «Как еще можно было бы назвать эту сказку?» Ответ, вполне возможно, будет излишне конкретным, это могут быть имена персонажей и названия предметов, упомянутые в истории (туфелька, мачеха, тыква), но следует стараться вывести их на более общие темы, вместе с ними прийти к выводам о том, какой общий смысл заложен в сказке. Также при некоторых затруднениях, оказалось плодотворным разрешить давать свои варианты на русском для последующего совместного перевода на английский. Стоит также отметить, что первый синквейн, в отличие от последующих, составлялся учащимися коллективно. Желающие могли озвучивать классу свои предложения, из записанных на доске вариантов, учитель в конце занятия составил итоговый вариант, суммируя сказанное.

Cinderella
Hardworking, kind
Work, dance, marry
Don’t worry be happy
Princess.

После того, как общая часть работы проделана и уже выделились предпочтения конкретных учеников, относительно героев, и были распределены роли, стоит перейти к индивидуальной работе. Ее можно выполнять как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Последующие синквейны составлялись индивидуально учащимися, целью которых было разобраться в том персонаже, которого они решили исполнить в будущей постановке. Проработка некоторых персонажей связана с определенными трудностями. Особенно это относится к мачехе, отрицательному персонажу. Ребенку, который взял на себя исполнение этой роли предстоит самостоятельно, хотя и при помощи учителя, найти нечто привлекательное в герое и выделить в нем комические и характерные черты.

Stepmother
Selfish, ridiculous
Crying, quarreling, messing
Loves only her daughters
Not a natural mother

Свободное письмо

Вторым использованным и зарекомендовавшим себя типом работы при разборе текста с учащимися является свободное письмо. Учащимся было дано задание – придумать свой вариант окончания сказки. В тексте, разбираемом на первом этапе, у истории оставался «открытый финал». Теперь, когда учащиеся уже поработали над текстом произведения, у них появляется больше возможностей для продолжения истории с учетом того мнения, которое было выработано ранее.

  • Второй этап – составление итогового текста пьесы, подбор костюмов и реквизита. Именно тогда проявляется полезная особенность синквейнов, которая заключается в том, что они не только помогают учащимся лучше разобраться в теме и выразить свои мысли и отношение, но и предоставляют материал учителю, помогая понять каковы ожидания учащихся. Конечно, сюжет сказки заранее задан и сложно обойтись без каких-то узловых моментов сюжета. Однако, в соответствии с теми ожиданиями и представлениями, которые возникнут во время проработки текста у учащихся, целесообразно отредактировать итоговый вариант постановки. Вся дальнейшая подготовка к постановке также может вестись с опорой на уже собранный материал.

Костюм

При подборке костюма стоит учитывать общие требования, относящиеся к любой театральной постановке. В частности, следить за разнообразием цветов костюмов персонажей, чтобы они не сливались в общих сценах. Но также важно учитывать данные, полученные на предыдущем этапе подготовки. Особенно серьезное значение это приобретает в случае со сложными персонажами, часто отрицательными, когда ученики или родители выступают против однобокой трактовки персонажа. В случае «Золушки», как уже говорилось выше, – это мачеха. Ее костюм не должен быть черным, и вполне может быть ярких цветов. У каждого героя был предмет, который каким-либо образом связан с его характером. У феи это волшебная палочка, у мачехи веер, у золушки метла, у лесника небольшое полено.

Приложения