Урок русского языка в 6-м классе «Имена существительные общего рода»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (868 кБ)


Все уроки как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник.
Есть другие - как страшный, мучительный сон.
В.Троицкий

(Слайд №1)

Цели урока:

  • познакомить детей с группой существительных общего рода и научить правильно употреблять их в речи.
  • стимулировать стремление к творчеству и самовыражению.
  • воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Вид урока:урок-сюрприз.

Оборудование:

  • Словари разного типа.
  • Жетоны с надписями “Молодчина”, “Умница”.
  • Слайдовая поддержка.

Опережающие задания: Разучить с двумя учениками диалог “Неряха”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на уроке. Запишите, пожалуйста, дату: двадцать седьмое ноября, классная работа, оставляем 2 строки для темы урока.

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

II. Работа по новой теме

1. Учитель.

Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте сейчас прочитаем четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими: (Слайд №2)

Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Ученики.

Такого забияку.

Учитель. А разве девочки не дерутся?

Ученики. Бывает.

Учитель.

Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка...

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.

2. Формулирование темы и задач урока.

- Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода. (Слайд№3)

- Цель нашего урока: познакомиться с существительными общего рода; (Слайд№4)

уметь употреблять в речи существительные общего рода;

3. Наблюдение за речью героев (сценка).

УЧИТЕЛЬ: Не все ребята умеют правильно употреблять такие слова. Посмотрим, как это бывает в жизни.

УЧИТЕЛЬ: А однажды в лагере произошла вот какая история. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. Вот что из этого получилось.

СЦЕНКА

ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха

МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

МАЛЬЧИК - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.

УЧИТЕЛЬ: Какую ошибку допустил вожатый в беседе с мальчиком?

УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить “большой неряха”, “такой неряха”.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода.

4. Работа с учебником.

Учитель. Чтобы не допускать таких ошибок, прочитаем параграф 41 на странице 91. Что вы узнали из прочитанного?

УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.

(Слайд №5)

Составим алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Если мужского, то окончания прилагательного и местоимения, которые относятся к сущ. общего рода, будут соответствовать мужскому роду.

4. Если женского рода, то существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

5. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

Задание: Пользуясь алгоритмом, допишите окончания прилагательных и местоимений.

На экране представлены предложения: (Слайд №6)

Мой брат Витя – настоящ... забияка.

Сестренка Оля – всем известн... тихоня.

Эт... маленьк... непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

(взаимопроверка) (Слайд№7)

Один ученик выполняет синтаксический разбор первого предложения.

6. Тренировочные упражнения.

Учитель. Но я думаю, что вы без труда справитесь с заданием упражнения 229 на странице 91. Давайте прочитаем задание и выполним упражнение устно, чтобы все слышали (работа по цепочке). (Слайд №8)

Ученики.

Серёжа – круглый сирота.

Маша – круглая сирота.

Миша – большой забияка.

Марина – удивительная забияка.

“Какой ты зазнайка, Петя!” – удивилась мама.

“Какая ты зазнайка, Люба!” – удивилась мама.

Учитель. Запишите первое и последнее предложения. Все ли существительные общего рода в этих предложениях характеризуют человека с отрицательной стороны?

Ученики. “Забияка” и “зазнайка” – с отрицательной, а сирота – нет.

Учитель. Конечно, быть сиротой, т.е. потерять родителей – это большая беда. Слово “сирота” не даёт отрицательной оценки человеку. А каким членом предложения являются выделенные слова?

Ученики. Сказуемыми.

Учитель. Объясните знаки препинания в записанных предложениях.

Ученики. В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением “Люба”, которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

Учитель. Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?

Ученики. С отрицательной.

Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?

Ученики. Нет.

Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте их прочитаем хором. (Каждый ряд читает стоя одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам) Давайте послушаем.

Ученики. (Слайд№9)

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.

Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.

Ученики.

Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибётся об скамейку.

Учитель. (Слайд№10)

А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:

Что за шум, что за рёв?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это Таня ...

Ученики.

... рёвушка..

Учитель.

А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.

7. ИГРА “ Кто такой? кто такая?” (Слайд№11)

Учитель. А теперь поиграем. Кто правильно назовет того, о ком идет речь, получит жетон.

- Тихий, смирный человек – тихоня

- Хвастливый человек – хвастунишка

- Тот, кто подлизывается к кому – нибудь - подлиза

- Человек, который выдвигает себя, стремится выслужиться – выскочка

- Человек, который всегда жалуется – ябеда

Учитель. Молодцы! Все поработали очень хорошо, а теперь нужно немного отдохнуть.

8. Физкультминутка (Слайд№ 12)

Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Всё имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг
Изучать русский язык!

(Слайд №13) Учитель. Итак, продолжаем урок. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др. Об этом в упражнении 222, на стр.88.Прочитайте и ответьте на вопросы.

Новый врач пришел-? (мужчина),

Новый врач пришл-а (женщина).

- Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.

Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях: (Слайд №14)

1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

3) Она прекрасная врач.

4) Мы радовались успехам одноклассников.

Работа в парах.

- Басни И.А. Крылова “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”: найти имена существительные общего рода, определить их род по контексту.

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моськa им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться,—
Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает”.—
“Эх, эх! — ей Моська отвечает.—
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
“Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
“Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”.—
“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

9. Выборочный диктант. (Слайд№15,16)

Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно.

Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался, и метался.

“Ах ты обжора! Ах, злодей!”- тут Ваську повар укоряет.

“Как расшумелся здесь! Какой невежа!”- про дождик говорит на ниве камень лежа.

Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

- Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)

Почему? (Помог контекст.)

(Слайд №17) Уточните значение слов: невежа, невежда (учитель предлагает учащимся поработать со словарем).

Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)

10. - Игра “Хлопки” (называю разные имена существительные, а ученик хлопает в ладоши, если это существительное общего рода).

- Счастье, неженка, жестокость, задира, разоренье, труженик, лодырь, березка, недотрого, директор, море, картина, столяр, сладкоежка, глушь, возраст, тихоня, поросль, птица, недотрога, пальто, слесарь, знамя, словарь, местность.

(Слайд №18) 10. Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

  • 1 предложение – положительные черты характера;
  • 2 предложение – отрицательные черты характера;
  • 3 предложение – свое отношение.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

III. Итоги урока.

  • Ребята, над какой темой мы сегодня работали?
  • Что сегодня повторили?
  • Вам интересно было на уроке?

(Мы познакомились с интересной группой существительных общего рода и узнали, что они могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода)

Последнее проверочное задание - обратная связь.

На столах у ребят - карточки с одним именем существительным общего рода, называющим лицо по профессии, должности, роду занятий.

Задание: составить с существительным 2 предложения так, чтобы оно было сначала женского рода, а потом мужского рода. Глаголы при этом существительном ставить в прошедшем времени. Предложения записать на карточке. Карточки сдаются учителю.

Оценки за урок: работа у доски

Взаимопроверка

(Слайд №19) Домашнее задание: П.41; упр.230 (устно) и упр.232 (письменно)

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”
А ты ответишь “низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь “близко”
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты “храбрец”
Теперь “начало” я скажу
Ну, отвечай: “конец!”