Урок географии с технологией смыслового чтения «Моря России»

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: Россия, смысловое чтение, моря


Звучит музыкальный фрагмент. Учитель обращается к ученикам.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Какие крупные аквальные ПК комплексы вам известны, зачем их нужно изучать?

- Поставьте цели и задачи нашего урока.

Уточняем цели и задачи урока:

- учиться осмысленному чтению, используя стратегии предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности;

- продолжать формировать понятия “море”, “окраинное море”, “внутреннее море”, “шельф”, “шхеры”, “футшток”, “эстуарий”, “фьорд”;

- формировать умения работать с картами, картодиаграммами, статистическими таблицами;

- находить в тексте факты, сопоставляя художественный и информационный текст;

- находить признаки отличия природных процессов и явлений на основе работы с информационным текстом;

- развивать воображение, творческие способности учащихся;

- развивать коммуникационные умения работать в парах.

Рассмотрите свой рабочий лист, задания выполняете в заданной последовательности, результаты оформляете в карточке самоконтроля и оцениваете свою работу в соответствии с критериями. Приложение 1.

Карточка самоконтроля. Фамилия, Имя класс

  Критерии оценок Моя оценка
1. Мои суждения до и после прочтения текста совпали Да – 4 балла

Частично - 2 балла

не совпали совсем - 0 баллов

 
2. Я легко разделил текст на группы Да - 4 балла

Частично - 2 балла

не смог разделить - 0 баллов

 
3. Я, могу показывать на карте все моря России отлично показываю – 5 баллов

хорошо показываю - 4 балла

тренируюсь – 3 балла

совсем не показываю – 2 балла

 
4. Я решил кроссворд без ошибок - 5 баллов

сделал 3 ошибки - 4 балла

сделал 4-6 ошибок - 3 балла

сделал больше 6 ошибок – 2 балла

 
5. Я сравнил моря РФ с помощью диаграмм и таблиц, нашел признаки отличия без ошибок – 5 баллов

сделал 1-4 ошибки - 4 балла

сделал 5-7 ошибок – 3 балла

сделал все неправильно – 2 балла

 
6. Я сравнил художественный и информационный текст успешно – 5 баллов

небольшие недочеты - 4 балла

с замечаниями - 3 балла

не справился – 2 балла

 
7 Я правильно распределил моря по происхождению котловин без ошибок – 5 баллов

сделал 1-4 ошибки - 4 балла

сделал 5-7 ошибок – 3 балла

сделал все неправильно – 2 балла

 
8. Я выполнил творческую работу в бумажном или электронном виде – “Образ моря” Успешно – 5 баллов

с замечаниями – 4 балла

 
Моя оценка за работу на уроке “5” - 38-34 балла

“4” - 33-26 баллов

“3” - 25 - и менее

 

Ход урока

Предтекстовые задания.

1. “Мозговой штурм”

Какие ассоциации у вас возникают по поводу заявленной темы? (Запишем на доске)

- Кто был на море?

- Сколько морей омывают Россию?

- К каким океанам они относятся?

2. “Глоссарий”

Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с темой.

Окраинное Внутреннее Природный комплекс Полупустыня
Берингово залив тайга Омск
Мурманск климат нагорье самум
Футшток фьорды шхеры морской заповедник
Торосы шельф эстуарии материковый склон

3. “Ориентиры предвосхищения”

Прочитайте суждения и напишите цифры тех, с которыми вы согласны

До чтения текста Суждения После чтения текста
  1. Моря шквальные ПК

2. По ГП, физико-географическим и гидробиологическим условиям моря нашей страны можно отнести к двум типам: окраинным и внутренним.

3. Окраинные моря располагаются у восточных границ России,

4. Внутренние моря располагаются вдоль северного побережья иногда отделяются от океана проливом или несколькими проливами.

5. В пределах 200-мильной зоны разработка природных ресурсов другими государствами и любые научные исследования возможны только по согласованию с Россией.

 

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами во время

“Мозгового штурма”, тому, что мы узнали из текста. Закончив чтение текста, посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте. Оцените суждения после чтения текста. Приложение 2.

Текстовые задания

1. “Рассечение вопроса”

Бегло прочитайте текст, разделите его на смысловые отрывки.

Выделите незнакомые слова

2. “Чтение про себя с пометками”

Сделайте пометки в тексте.

++ соответствует тому, что я знаю

--- противоречит тому, что я знаю

+ новое

?? надо обсудить

3. Термины – решите кроссворд.

По вертикали:

2. часть суши, глубоко вдающаяся в море;

6. узкий, воронкообразный залив, расширяющийся в сторону моря;

7. продолжение материка, мелководье, глубина 200 м;

8. ледяные нагромождения;

9. море на окраинах материков, на шельфе;

11. море на окраинах материков, на шельфе.

По горизонтали:

1. нулевая отметка моря при определении абсолютных высот различных точек;

2. море, глубоко вдающееся в сушу;

4. узкие, длинные заливы с крутыми горными берегами;

5. узкая часть моря или океана, соединяющая их с другими частями океана;

7. группы мелких скалистых островов;

10. часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу;

12. рельеф дна океана, переход от материка к ложу океана.

Проверим правильность ответов.

4. Работа с информационным текстом – таблицей, картодиаграммой

Используя картодиаграмму, таблицы, сравни моря.

Сравни моря России по разным признакам. Определи и запиши моря):

- по размерам (самое большое море……, самое маленькое……)

- по объему (больше всего воды……, меньше всего воды…….)

- по глубине (самое глубокое море……, самое мелкое……

- по солености (самое соленое……, самое опресненное……)

- по температуре (самое теплое……, самое холодное……)

- по стоку (самый большой сток……, самый маленький……)

Карта. Таблица. (Приложение)

5. Информационный факт в художественном тексте

Сравни стихотворение и информационный текст. Найди метафоры, сравнения, подтверди их фактами из текста. Приложение 3.

Послетекстовые задания.

1. Распределите моря РФ по характеру рельефа котловин.

2. Образ моря. Электронный вариант или рисунки. (Прикрепляются на настенную карту)

Выполняется заранее, на уроке представляется результат.

Подведение итогов урока.

Посчитай свои баллы, проставь оценку за урок.

Домашнее задание.

- поработать с информационным текстом;

- составить загадку о морях из 5-ти суждений;

- выполнить рисунок, коллаж “Образ морей СЛО. ТО, АО у берегов России”;

- нанести на контурную карту крупные порты РФ.