Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
- родительский запрос
- наличие необходимой учебно-материальной базы
- наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
- соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания
Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), “подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи”.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Вашему вниманию мы представляем Комплексную программу внеурочной деятельности начальных классов Школы №1 (Приложение 1) основанную на системе воспитательной работы школы.
Программа внеурочной деятельности обучающихся составлена на основе Закона РФ “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1” (далее Школа №1), Основной образовательной программы начального общего образования Школы №1, опыта реализации системы воспитательной работы школы.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
- МБУ ДК “Шахтеров”
- МБОУ ДОД “ГЦТДиЮ”
- МБОУ ДОД “ДМШИ № 91”
- МБУК “Централизованная библиотечная система”
- МБОУ ДОД “Станция юных техников”
Внеурочная деятельность является составной частью воспитательно-образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Она осуществляется на основании программ внеурочной деятельности, годового плана воспитательной работы образовательного учреждения, планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий). В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребенка.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, работы творческих объединений, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, заседаний школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований.
Обобщенный результат образовательной деятельности фиксируется в портрете ее выпускника:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель: Создание условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (духовно-нравственное направление):
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания (духовно-нравственное направление):
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (социальное направление):
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (спортивно-оздоровительное направление):
5) Формирование мотивации к активной познавательной деятельности (общеинтеллектуальное направление):
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (общекультурное направление):
Условия реализации программы: Кадровое обеспечение (Таблица1), материально-техническое, информационное, научно-методическое.
Таблица 1
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая группа | Функции |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС НОО, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации. |
Консультативно-методическая | Обеспечивает предоставление всех необходимых для реализации содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС, проведение семинаров и совещаний. |
Педагоги школы | Изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями). |
Привлеченные специалисты школы | Организация внеурочной деятельности по
направлениям: Духовно-нравственное Социальное Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное |
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
2. Принцип научной организации;
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
4. Принцип целостности;
5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
6. Принцип деятельностного подхода;
7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
8. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2
ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид внеурочной деятельности | Уровень результатов внеурочной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
1. Игровая | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра |
2. Познавательная | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Викторины, познавательные игры,
познавательные беседы Дидактический театр, общественный смотр знаний |
3. Проблемно-ценностное общение | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Культпоходы в театры, музеи, концертные
залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали |
5. Художественное творчество | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Социальные проекты на основе художественной деятельности |
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) | 1. Приобретение школьником социальных знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Социальная проба (инициативное участие
ребенка в социальной акции, организованной
взрослыми) КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект |
7. Трудовая (производственная) деятельность | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Конструирование, кружки технического
творчества, кружки домашних ремесел Трудовой десант, “Город мастеров”, сюжетно-ролевые игры “Почта”, “Фабрика” Субботник, детская производственная бригада |
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ,
участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты |
9. Туристско-краеведческая деятельность | 1. Приобретение школьником социальных
знаний 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3. Получение опыта самостоятельного социального действия |
Образовательная экскурсия Туристический поход Краеведческая экспедиция. Туристско-краеведческая экспедиция |
Комплексная программа внеурочной деятельности начальных классов Школы №1 состоит из пяти модулей.
Для организации системной работы по реализации Программы тематика занятий воспитательных модулей составлена с учетом традиционных дел школы, красных дат календаря, совместной деятельности с родителями обучающегося, социумом. Каждый из модулей – это направление внеурочной деятельности.
Модульный принцип исключает абсолютную стабильность учебных групп на протяжении всего времени обучения в начальной школе. Это дает возможность школьникам включаться во внеурочную деятельность по программе на любом году обучения, так как модули повторяются в течение 4-х лет, а их содержание усложняется.
Модуль “Я – гражданин России” (Приложение 2) направлен на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт пут?м вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Модуль “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Модуль “Цветок здоровья” (Приложение 3) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.
Для того чтобы помочь учителю в определении направлений, содержания, форм трудовой деятельности, условий ее эффективной организации, нами разработан воспитательный модуль “Радость познания” (Приложение 4). Данный модуль используется с 1-4 классы.
На уроках ребенок выступает преимущественно в роли ученика, а в познавательной деятельности после уроков позиции его могут быть самыми разнообразными, учитывающими его желания, интересы, возможности: инициатор и разработчик дела, член команды, жюри, спрашивающий, отвечающий, эксперт в каком-либо вопросе, представитель прессы или член делегации на пресс-конференции, информатор, докладчик, герой какого-либо произведения, оформитель и т.д.
Для эффективной организации учебной деятельности общеинтеллектуального направления школьников разработан модуль “Почемучки” (Приложение 5).
Встреча с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой - формирует и развивает эстетические и душевные (нравственные) качества личности, развивает культуру поведения человека в современном обществе. Модуль общекультурного направления “Радость себе и людям” (Приложение 6) разработан с учетом современных требований, реализует основные идеи и цели внеурочной деятельности детей, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению учащихся их адаптации в современном обществе, приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры, к искусству.
Комплексный план организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов представлен в Приложении 7.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку достижений обучающихся.
При оценке качества внеурочных достижений обучающегося выявляют соответствие установленным требованиям следующих показателей:
Показатель качества общих компетентностей включает в себя показатели качества предметных и метапредметных результатов, сформированных у учащегося во внеурочное время.
Показатель качества социально-личностных достижений включает в себя показатели качества умений и навыков, ключевых компетентностей, сформированных у учащегося в процессе участия в социальной жизни.
Учет внеурочных достижений обучающего осуществляется посредством портфолио.
Портфолио учащегося оформляется и ведется в соответствии с Положением о портфолио учащегося начальных классов Школы №1.
Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. В конце учебного года проводятся анализ портфолио.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся личностные результаты обучающегося. Оценка и коррекция развития этих результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Обязательно, в конце каждого учебного года, проводится диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Для этого мы используем комплекс методик и методов диагностирования уровня воспитанности детей (методики Н.П. Капустиной) и диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования.
Статья изложена в презентации (Приложение 8).