Внедрение комплексной программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Разделы: Начальная школа


Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:

  • родительский запрос
  • наличие необходимой учебно-материальной базы
  • наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
  • соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания

Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), “подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи”.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Вашему вниманию мы представляем Комплексную программу внеурочной деятельности начальных классов Школы №1 (Приложение 1) основанную на системе воспитательной работы школы.

Программа внеурочной деятельности обучающихся составлена на основе Закона РФ “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1” (далее Школа №1), Основной образовательной программы начального общего образования Школы №1, опыта реализации системы воспитательной работы школы.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

  • МБУ ДК “Шахтеров”
  • МБОУ ДОД “ГЦТДиЮ”
  • МБОУ ДОД “ДМШИ № 91”
  • МБУК “Централизованная библиотечная система”
  • МБОУ ДОД “Станция юных техников”

Внеурочная деятельность является составной частью воспитательно-образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Она осуществляется на основании программ внеурочной деятельности, годового плана воспитательной работы образовательного учреждения, планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий). В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребенка.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, работы творческих объединений, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, заседаний школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований.

Обобщенный результат образовательной деятельности фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Цель: Создание условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (духовно-нравственное направление):

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания (духовно-нравственное направление):

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (социальное направление):

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (спортивно-оздоровительное направление):

5) Формирование мотивации к активной познавательной деятельности (общеинтеллектуальное направление):

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (общекультурное направление):

Условия реализации программы: Кадровое обеспечение (Таблица1), материально-техническое, информационное, научно-методическое.

Таблица 1
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Рабочая группа Функции
Административно-координационная Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС НОО, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации.
Консультативно-методическая Обеспечивает предоставление всех необходимых для реализации содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС, проведение семинаров и совещаний.
Педагоги школы Изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями).
Привлеченные специалисты школы Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Духовно-нравственное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;

2. Принцип научной организации;

3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;

4. Принцип целостности;

5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования;

6. Принцип деятельностного подхода;

7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);

8. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности, которые представлены в таблице 2:

Таблица 2
ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вид внеурочной деятельности Уровень результатов внеурочной деятельности Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы

Дидактический театр, общественный смотр знаний

3. Проблемно-ценностное общение 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Этическая беседа

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Кружки художественного творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) 1. Приобретение школьником

социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социальный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел

Трудовой десант, “Город мастеров”, сюжетно-ролевые игры “Почта”, “Фабрика”

Субботник, детская производственная бригада

8. Спортивно-оздоровительная деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция.

Туристско-краеведческая экспедиция

Комплексная программа внеурочной деятельности начальных классов Школы №1 состоит из пяти модулей.

Для организации системной работы по реализации Программы тематика занятий воспитательных модулей составлена с учетом традиционных дел школы, красных дат календаря, совместной деятельности с родителями обучающегося, социумом. Каждый из модулей – это направление внеурочной деятельности.

Модульный принцип исключает абсолютную стабильность учебных групп на протяжении всего времени обучения в начальной школе. Это дает возможность школьникам включаться во внеурочную деятельность по программе на любом году обучения, так как модули повторяются в течение 4-х лет, а их содержание усложняется.

Модуль “Я – гражданин России” (Приложение 2) направлен на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт пут?м вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Модуль “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Модуль “Цветок здоровья” (Приложение 3) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.

Для того чтобы помочь учителю в определении направлений, содержания, форм трудовой деятельности, условий ее эффективной организации, нами разработан воспитательный модуль “Радость познания” (Приложение 4). Данный модуль используется с 1-4 классы.

На уроках ребенок выступает преимущественно в роли ученика, а в познавательной деятельности после уроков позиции его могут быть самыми разнообразными, учитывающими его желания, интересы, возможности: инициатор и разработчик дела, член команды, жюри, спрашивающий, отвечающий, эксперт в каком-либо вопросе, представитель прессы или член делегации на пресс-конференции, информатор, докладчик, герой какого-либо произведения, оформитель и т.д.

Для эффективной организации учебной деятельности общеинтеллектуального направления школьников разработан модуль “Почемучки” (Приложение 5).

Встреча с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой - формирует и развивает эстетические и душевные (нравственные) качества личности, развивает культуру поведения человека в современном обществе. Модуль общекультурного направления “Радость себе и людям” (Приложение 6) разработан с учетом современных требований, реализует основные идеи и цели внеурочной деятельности детей, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению учащихся их адаптации в современном обществе, приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры, к искусству.

Комплексный план организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов представлен в Приложении 7.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку достижений обучающихся.

При оценке качества внеурочных достижений обучающегося выявляют соответствие установленным требованиям следующих показателей:

Показатель качества общих компетентностей включает в себя показатели качества предметных и метапредметных результатов, сформированных у учащегося во внеурочное время.

Показатель качества социально-личностных достижений включает в себя показатели качества умений и навыков, ключевых компетентностей, сформированных у учащегося в процессе участия в социальной жизни.

Учет внеурочных достижений обучающего осуществляется посредством портфолио.

Портфолио учащегося оформляется и ведется в соответствии с Положением о портфолио учащегося начальных классов Школы №1.

Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. В конце учебного года проводятся анализ портфолио.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся личностные результаты обучающегося. Оценка и коррекция развития этих результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Обязательно, в конце каждого учебного года, проводится диагностика эффективности внеурочной деятельности.

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Для этого мы используем комплекс методик и методов диагностирования уровня воспитанности детей (методики Н.П. Капустиной) и диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования.

Статья изложена в презентации (Приложение 8).