Введение
Данная работа предназначена для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений, для внеклассных занятий в старшем звене. Старшеклассники уже осознанно рассматривают проблемы экологии в районе, республике, стране и в мире. Здоровье каждого зависит от состояния окружающей их среды. Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают мероприятия по сохранению благоприятной окружающей среды. Возможности информационно-коммуникативных технологий позволяют наглядно продемонстрировать положительное и отрицательное воздействие человека на природную среду, проводить просветительную экологическую работу среди населения.
Этап урока |
Основная часть |
Используемые ресурсы |
Урок экологии для учащихся 9-10х классов |
||
Тема «Ландшафт – как фактор здоровья» |
Слайд №1 | |
Цель: способствовать пониманию, почему природная среда является неотъемлемым условием жизни человека и не может быть заменена никакой искусственной средой. | ||
Задачи: сформировать у учащихся понятие «природный ландшафт», показать влияние ландшафта на психоэмоциональное состояние человека. | ||
Ключевые понятия: ландшафт, городской ландшафт, экосистема города, природный ландшафт. | ||
Приёмы: таблица «Верные – неверные утверждения», синквейн. | ||
Графические формы: кластер. | ||
Оборудование: таблицы, рисунки: «Рельеф местности», «городской ландшафт», природный пейзаж, кассета: «Музыка о природе. Классическая музыка для детей», видеосюжеты о природе, мультимедийный проектор. Творческие работы учащихся. | Слайд №2 | |
I ст. Вызова | Учащимся предлагается ответить на вопрос: Как вы думаете, зависит ли здоровье человека от его окружения, среды, в которой он находится (ответы ребят). |
Слайд №3 |
Предлагается поработать над
«верными-неверными» утверждениями, поставить
знаки в соответствующих столбиках (см. Приложение
1). По желанию афишируют свой выбор. |
Слайд №4, раздаточный материал | |
II ст. Информационная | Осмысление предложенной информации. Статистика о заболеваниях человека, вызванных неудовлетворительной экологической обстановкой данной местности. | |
Что такое ландшафт? Прочитайте выдержки из словаря: ландшафт – это … (см. Приложение 2) | Слайд №5, раздаточный материал | |
Какие виды ландшафта выделяют? | Слайд №6 | |
1. Просматривание таблицы, рисунков, слайдов с изображениями городского ландшафта. | Слайд №7 | |
Назовите характерные черты городского
ландшафта, высказывания детей фиксируются на
доске:
|
||
На слайде пословица «Сгубить легко – а на душе каково?», идет обсуждение. | Слайд №8 | |
Какое влияние оказывает городской ландшафт на
здоровье человека? Высказывания детей
фиксируются на доске:
огромное количество коммуникационных сетей отрицательно влияет на энергетику человека |
||
Что вы можете предложить для улучшения экологической обстановки в городе? | ||
Беседа с учащимися о посильном вкладе жителей нашего посёлка в решении экологических проблем | ||
В ходе обсуждения заполняется кластер на доске и в тетради: «Характеристика городского ландшафта» (см. Приложение 3) | Слайд №9 Слайд №10 |
|
2. Звучит классическая музыка о природе, сопровождается показом таблиц, рисунков, слайдов с пейзажами природных ландшафтов. | Слайд № 11 | |
Каковы приметы природного ландшафта? Высказывания детей фиксируются на доске:
|
||
На слайде пословица «Зеленое царство – лучшее лекарство» | Слайд №12 | |
Почему в народе сложилось такое мнение? | ||
Многие поэты, писатели, композиторы
приписывали целебную силу природе. Сообщения учащихся о действии природной силы на организм человека, просматривание видеосюжетов, фотографий и рисунков природного ландшафта. (см. Приложение 4) |
||
После прослушивания творческих работ
выясняется о положительной роли природных
ландшафтов; высказывания детей фиксируются на
доске:
|
||
III ст. Рефлексии | Вернемся к утверждениям предложенной таблицы
«Верные – неверные утверждения», изменилось ли
ваше мнение по каким-либо вопросам? Выслушиваем высказывания детей (по желанию). Оказывается, окружающий ландшафт может активно воздействовать на наше эмоциональное состояние! |
|
Учащимся предлагается составить синквейн к
слову «Ландшафт» (см. Приложение
5) Социализация высказываний. |
Заключение
Данное занятие позволяет детям показать, как природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохранить здоровье свое и будущих поколений.
Список используемой литературы:
- И.А. Васюкова. Словарь иностранных слов. М.: «Аст-Пресс Книга», 2001 г.
- В.И. Даль. Пословицы русского народа – М.: ННН, 1994 г.
- Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология 10 (11) кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001 г.