Цель: продолжать знакомить детей с понятием “семья”, учить составлять рассказы о семье по образцу воспитателя. Познакомить детей с русской народной пословицей: “Кто родителей почитает, тот век счастливым живет”. Побуждать использовать пословицы в речи, закреплять умение объяснять их смысл. Развивать навыки связной речи. Воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким.
Словарная работа: обогатить речь детей словами: почитать, отчество;
активизировать речь детей словами: семья, родственники, внук, правнук.
Материал: семейные фотографии, микрофоны.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы к детям, рассказывание пословиц о семье, этюд “Утреннее фото”, чтение стихотворения “На кого же он похож? ”, посещение фотовыставки, рассказы детей о семье, подвижная игра “А ты мне кто? ”, анализ.
Предварительная работа: беседа на тему “Моя семья”, организация выставки совместных работ родителей и детей на тему “Я и моя семья”, чтение пословиц и поговорок о семье, дидактическая игра “Мои родственники”, рассматривание семейных фотоальбомов.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в телестудию на детскую передачу “Моя семья”. Вы согласны быть участниками этой передачи?
Дети: да.
Воспитатель: прошу, проходите за мной.
(Дети под музыку входят в музыкальный зал)
Воспитатель: участники передачи, занимайте, пожалуйста, места. Приготовились! Начали!
Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу “Моя семья”. Сегодня с вами я – ведущая Наталья Валентиновна и участники программы, ребята из д/с “Сказка”. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье. Уважаемые участники, представьтесь, пожалуйста, назовите фамилию, имя.
Дети: меня зовут, моя фамилия... .
Воспитатель: благодарю вас! А теперь давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?
Дети: семья – это мама, папа и их дети.
Воспитатель: правильно. Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно у русского народа так много пословиц о семье. Я думаю, и вы знаете пословицы о семье. Дети, расскажите нам их.
Даниил Х. : семья сильна, когда над ней крыша одна.
Андрей Б.: нет родителей - нет покровителей.
Матвей Л.: сердце матери лучше солнца греет.
Егор Г.: добрые дети - дому венец, а злые- конец.
Настя С.: при солнышке тепло, при матушке добро.
Павел Б.: вся семья вместе, так и душа на месте.
(Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц о семье)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нашим телезрителям и гостя в студии, думаю, было интересно услышать новые пословицы. Следующий номер нашей программы – этюд “Утреннее фото” А.Костецкого:
Встань, как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь ему ладошку
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым,
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: “С добрым утром! ”
Воспитатель: ребята, папа, мама и дети- это ваша маленькая семья. Но у вас есть и большая семья. Как вы думаете, кто в нее входит?
Дети: бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, тетя, дядя и т.д.
Воспитатель: правильно. Молодцы! А сейчас, я вас приглашаю в фотогалерею. Многие из вас сделали фото-каллаж своей семьи. Нашим телезрителям очень интересно послушать рассказы о вашей семье. Но сначала, я хочу вам рассказать о своей семье. Меня зовут Наталья Викторовна. Я работаю воспитателем в детском саду “Красная шапочка”. Я живу на улице Володарского вместе с сыном и мужем. Их зовут Илья и Эдуард Николаевич. Сын учится в школе №13. Муж работает сантехником. Мы все вместе любим отдыхать на природе. Я очень люблю свою семью. Павлик, расскажи нам о своей семье.
(Дети рассказывают о своей семье)
Воспитатель: Спасибо, дети, за такие интересные рассказы. Ребята, я думаю, в каждой семье очень любят отмечать разные праздники, радостные события. Настя, какие праздники принято отмечать в вашей семье? (ответы детей)
А я знаю, что недавно у кого-то из вас произошло радостное событие.
Егор: у меня родился брат.
Воспитатель: я знаю, что Егор нам приготовил стихотворение. Расскажи нам его, пожалуйста.
Егор:
У нас сегодня праздник. Довольна вся семья.
У нас родился братик, вернее, у меня.
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: на маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: на папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас, не спорте,
- Что вы, душенька, на вас.
Я один сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня!
Воспитатель: Спасибо, Егор, тебе за такое интересное стихотворение. Мы надеемся, что ты будешь заботливым старшим братом.
Кто нам брат, кто нам друг,
Выходи, скорее, в круг.
Друг друга за руки возьмем
И играть сейчас начнем.
(проводится игра “А ты мне кто? ”)
Воспитатель: время нашей передачи подошло к концу. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят и ждут. Хочется сказать вам, чтобы и вы ценили своих близких и никогда их не огорчали. В заключение нашей передачи пусть каждый из вас пожелает что-то своим близким (ответы детей) До свидания, до новых встреч.
(В группе воспитатель проводит анализ занятия).