Комплексная помощь детям с ОВЗ

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика


В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой поддержке государства.

В образовании понятие “ребенок с ОВЗ” тесно связано с программой его обучения и воспитания.

За период с 2012 по 2014 годы на ПМПКомиссии города Кунгура были обследованы 2001 ребенок раннего, дошкольного и школьного возраста. Из всего количества принятых детей – 1927 детям даны рекомендации по обучению и воспитанию по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего и основного общего образования (96%), т.е. определен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 1018 детей с ограниченными возможностями здоровья – это дети с задержкой психического развития (ЗПР - 53%); 233 ребенка (12%)   – с тяжелыми нарушениями речи; 595 детей (31%)  – с умственной отсталостью; 81 ребенок (4%) – с глубокой умственной отсталостью, рекомендовано обучение и воспитание по программе “Особый ребенок”. Среди детей, которым определен образовательный маршрут, 121 человек имеют статус ребенка-инвалида.

Создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ. Дети с “ограниченными возможностями здоровья” нуждаются в организации комплексной помощи, которая подразумевает обеспечение психолого-педагогическое сопровождение как самого ребенка, так и его семьи.

На сегодняшний день очень остро стоит и проблема речевого развития детей дошкольного возраста, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Обследование речевого развития детей старших и подготовительных к школе групп, посещающих МБДОУ г. Кунгура, выявило:

2010 год 2014 год
Норма речевого развития 18,4% Норма речевого развития 16,8%
Нарушения речевого развития 81,6% Нарушения речевого развития 83,2%

По данным обследования за последние 5 лет можно сделать вывод: количество детей с нормой речевого развития снижается, а количество детей-логопатов увеличивается.

Овладение речью у всех детей происходит индивидуально и зависит от медицинских и социальных факторов. Речь - это высшая психическая функция, ее формирование связано со своевременным созреванием определенных мозговых зон и со взаимодействием анализаторных систем, со сформированностью межанализаторных связей.

Современный дошкольник   имеет не отдельный недостаток структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное нарушение речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций.

Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи. А в дальнейшем к дисграфии, дислексии, дисорфографии.

Дети, имеющие нарушения речи, испытывают серьезные трудности при обучении в школе.

Каковы пути решения проблем детей-логопатов.

  • Организация ранней комплексной диагностики речевых нарушений.
  • Своевременное лечение.
  • Своевременное определение ребенка на логопункт или специализированный ДОУ.
  • Консультирование и педагогическое просвещение родителей.

Об особенностях психологической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии.

Одним из путей профилактики психологических отклонений у детей и поведенческих нарушений является наиболее раннее их выявление. Специалисты Центра оказывают диагностико-консультационную помощь семьям, имеющим детей с задержанным онтогенезом. Определяются пути помощи каждому ребёнку и поддержки родителей в воспитании и развитии проблемных детей.

Семья, воспитывающая ребенка с отставанием в развитии, имеет свои специфические нарушения. Осознание наличия проблем у ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным и значимым психотравмирующим фактором.

Существуют общие типы реагирования на известие о наличии у ребёнка особенностей развития. Первой реакцией на известие о трудностях ребенка является шок, “онемение”, беспомощность, отсутствие какой бы то ни было реакции. По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызвало у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. На второй стадии отрицания родители эмоционально переживают и отрицают очевидное. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Это механизм психологической защиты: чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. На этой фазе родители не воспринимают информацию. Поэтому они или многократно обращаются к разным специалистам с целью опровергнуть установленный диагноз, или признают диагноз, но при этом усваивают неоправданно оптимистический взгляд на возможности ребенка. Следующей является реакция агрессии – нападение, поиск виновного или самоагрессии. Эта реакция также является психологическим механизмом самозащиты. Несправедливо обвиняются педагоги, врачи (“Плохо учили” или “Плохо лечили”). Возникают конфликты в учреждениях. Также родители могут чувствовать собственную вину в случившемся. В фазе депрессии наблюдаются идеи виновности, тревожность, беспомощность в вопросах обучения и воспитания и пр. На стадии принятия родители осознают факт трудностей ребёнка, могут руководствоваться интересами ребёнка, адекватно общаться и принимать помощь специалистов.

Сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает большинство семей с проблемными детьми. Поэтому задачей психологов является сопровождение этих семей на протяжении всех этапов переживания. В стадии отрицания не мешать родителям больного ребенка переживать известие. В стадии агрессии целесообразно дать им “выплеснуться”, принять агрессию на себя. В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание. В стадии принятия необходимо поддержать родителей, рассказать о воспитании, обучении детей с проблемами в развитии.

Таким образом, диагностико-консультационная работа и психологическое сопровождение семей с проблемными детьми является важной для социально-психологической адаптации всех членов семьи.

Психолого-педагогическая помощь детям с эмоциональными нарушениями

Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте: тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.

Симптомы эмоциональных нарушений у детей:

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; эмоциональная холодность;

- отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

2. Особенности внутреннего мира: острая восприимчивость; впечатлительность; болезненная чувствительность; наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей; тревожность; мнительность.

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Семья является наилучшим местом для индивидуальной формы развития эмоциональной сферы детей. Родители могут делать это с помощью сюжетно-ролевых игр с взрослыми и других видов коррекционной работы (арттерапия – рисуночная, музотерапия, использование художественной литературы и т.д.), по возможности вовлекая в эту деятельность остальных членов семьи.

Для родителей детей с ОВЗ специалистами Центра подбираются игры и упражнения на коррекцию внимания, игры на контроль двигательной активности, импульсивности. Для родителей, чьи дети склонны к агрессии, – игры на обучение приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева, для снятия физической и вербальной агрессии. Для родителей заторможенных и замкнутых детей - игры и упражнения на повышение самооценки, уверенности в себе, игры на тренировку мимических, пантомимических и жестовых движений, на мышечную релаксацию под музыку.

Рекомендации родителям по работе с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения

1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – это результат длительного сдерживания эмоций.

Источники

  1. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра: практическое пособие. Екатеринбург, 2009.
  2. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2004.
  3. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
  4. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр. М., 2008.
  5. http://logo-defect.ru/index.php/stati/115-kompleksnoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayushchej-
    rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya