Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. Поэтому изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при недоразвитии речи у детей.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций:
- исследователи P.E. Левина, H.H. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией;
- нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей рассматривается в трудах Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, А.К. Марковой, Е.Ф. Соботович;
- трудности дифференциации интонационных характеристик раскрывают Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина.
Все это актуализирует важность проблемы развития перцептивно-акустического компонента речи у детей с ОНР и требует поиска наиболее эффективных способов развития слухового восприятия. Одним из средств развития и усвоения фонетической стороны речи, слоговой структуры, связной речи может выступать детский радиотеатр.
Использование радиотеатра в работе с детьми позволит решить ряд задач:
- развитие у детей слуховых процессов (распознавание речи на слух, узнавание неречевых шумов, развитие слухового внимания и памяти);
- формирование у детей грамматически правильной и эмоционально-окрашенной, лексически богатой и фонетически четкой речи; интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР;
- формирование у детей с ОНР ценности познания; коммуникативных ценностей, ценностей эмоционально – положительных переживаний за героев.
Роль детского радиотеатра в развитии акустико-перцептивного развития детей с ОНР, несомненно, велика, т.к. прослушивание аудиозаписей детьми с ОНР служат для них как бы толчком к глубокой аналитической работе, учит детей наблюдательности, воспитывает умение систематизировать и сопоставлять целый ряд фактов и зависимостей, т.е. умение размышлять. А так как содержание произведений ребенок воспринимает на слух, особенно стимулируется развитие воображения - все происходящее он представляет себе образно. Голос, слова, пение помогают нарисовать в уме свой собственный портрет персонажа.
Ребенок учится слушать – тренируется его слуховое восприятие. Он волей-неволей сначала начинает прислушиваться к сказке, потом, со временем, слушает уже осознанно. Таким образом, он учится концентрировать свое внимание. Умение сосредоточенно слушать – полезный навык, который пригодится в школе и не только.
Аудиосказки не приковывают ребенка к экрану. Слушая их, ребенок может рисовать, лепить, строить башню из кубиков, собирать пазлы, вышивать, танцевать и прыгать на одной ножке – в зависимости от развития сюжета.
Развитие памяти – следующий плюс от прослушивания сказок.
Аудиосказки – это источник знаний! С этой целью можно предложить детям аудио энциклопедии про Чевостика. Этот забавный человечек, который может стать любимым героем у ребенка. Всего в серии 46 выпусков на различные темы: о животных, науке, культуре, истории! Чевостик живет на книжной полке у Дяди Кузи – умного и образованного ученого. Они вместе путешествуют, наблюдают за животными, звездами, природными явлениями. Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.
Для дошкольных учреждений специально разработаны и выпускаются диски, аудиокассеты, на которых записаны голоса известных детских писателей, а также классические литературные и музыкальные произведения, сказки, концерты, спектакли с участием известных артистов.
Важно, чтобы произведения детского радиотеатра удовлетворяли следующим требованиям:
- планируя прослушивание звукозаписи, педагог должен предварительно сам ознакомиться с нею, продумать вопросы к детям, задания;
- для прослушивания записей радиотеатра аудиосистема устанавливают так, чтобы звучание записи было достаточно громким и разборчивым;
- текст записанного произведения должны читать профессиональные чтецы. Хорошие аудиосказки озвучены профессиональными актерами, поэтому такие примеры для подражания очень полезны;
- нужно обратить внимание на качество звука. Он должен быть не сильно громким, но достаточно ярким, а голос рассказчика чётким и понятным для малыша. Такую возможность могут предоставить магнитофон, компьютер, аудиокнига и прочие современные гаджеты;
- аудиосказки не должны перегружать ребенка, длительность произведений необходимо подбирать в соответствии с возрастом ребёнка; аудиосказки не заменяют чтение книг. Старые аудиосказки полны подробностей, которые часто не нравятся взрослым – уж больно страшной описывают Бабу Ягу или дракона, или сюжет чересчур злой.
Между тем именно эти подробности учат ребенка распознавать зло и добро по внешнему виду героев и их поступкам. Поэтому не ищите упрощенных вариантов сказки – полная версия, гораздо интереснее и полезнее.
Поэтому записи музыкально-литературных произведений, сказок, стихов, целесообразно включать не только в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, но в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности.
Работу по данному направлению целесообразно строить в тесной взаимосвязи с родителями. С этой целью родителям можно предложить радио библиотеку, что позволит родителям обмениваться электронными носителями, с записанными музыкально литературными произведениями.
В настоящее время, в связи с развитием видео компьютерных технологий, является проблемой привлечь ребенка к прослушиванию аудио сказок без зрительного подкрепления. Чтобы помочь родителям привить любовь к аудиосказкам, необходимо предложить им консультативную помощь, которая поможет:
- Ограничить и регламентировать просмотр телепередач и видеопрограмм, предварительно поставив в известность ребенка (в какие дни, в какое время, какие именно передачи будет смотреть)! Вскоре аудио сказки станут таким же развлечением, но гораздо полезным.
- Использовать аудиосказки в качестве воспитательного средства, как поощрение за что-либо (уборку игрушек, аккуратность, помощь старшим и т.д.).
- Нельзя использовать наушники-вкладыши в уши, так как слуховая система у дошкольника находится в периоде функционального становления. А лучше приобрести специальные, недорогие, безопасные проигрывающие для электронных носителей устройства, которыми дети могут пользоваться самостоятельно (портативные стерео колонки).
- Начинать нужно с известных ребенку сказок. А вот тут мультфильмы нам пригодятся! Достаточно пару раз показать мультфильм, а потом уже переходить к записям. После аудиоверсий мультфильмов можно переходить к аудиоверсиям любимых книжек.
- Включать аудиосказки фоном. Не обязательно объявлять ребенку: “А теперь слушай сказку!”. Достаточно включить запись просто так. Пусть в это время ребенок будет чем-то занят, а фоном играет сказка.
Предоставить ребенку выбор. Сегодня в интернете можно найти сказки на любой вкус: записи с советских пластинок и с современных дисков, инсценировки или аудиокниги. Сказки можно слушать в режиме онлайн или сохранить себе на диск. Аудиосказок должно быть много: никто никогда не предугадает, что может понравиться ребенку.
Включать аудиосказки в машине. Поездка в машине – идеальная ситуация для аудиосказки. (Хочешь, не хочешь, а слушаешь). Интересный сюжет, мелодичные песни, приятные голоса – в следующий раз ребенок сам попросит “ту самую сказку”.
Таким образом, целенаправленное использование детского радиотеатра в образовательной деятельности, направленного на формирование и совершенствование всех компонентов слухового восприятия, позволит обеспечить благоприятные условия для полноценного речевого развития детей с ОНР.
Информационное обеспечение
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Жукова Н.С. – М.: Просвещение, 2012.
- Ухина Н. А. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Т. 13. Серия психологические науки: “Акмеология образования”. -2007. - № 3. - С. 61 -4. (0,5 п.л.)
- Ухина Н. А. Особенности чувства ритма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования. Сборник научных статей. - Орел, 2003. - С. 167-169.(0,2 п.л.)
- Ухина Н. А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 5. - Владимир, 2005. - С. 140 - 142. (0,14 п.л.)
- Ухина Н. А. Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М., 2005. - С. 514-521. (0,43 п.л.)
- Ухина Н. А. Формирование слухового восприятия у детей с ОНР в процессе коррекционно-логопедической работы // Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания детей в специальной школе. Сборник материалов конференции. - Владимир, 2008. - С. 70-72. (0,25 п.л.)