Авторская программа по внеурочной деятельности «Экознайка»

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка 

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаем формирование экологической культуры детей.

Кроме того, невозможно скрыть чувство тревоги за нашу природу. Мы так много взяли от природы, что не можем ждать от неё милости. Задумавшись над смыслом сказанного, была поставлена цель воспитания бережного отношения школьника к природе.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в его поведении в природе.

Программа позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Цель программы: расширение и углубление экологических знаний младших школьников.

Задачи:

  • углубить теоретические знания учащихся в области экологии;
  • обеспечить практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
  • развить потребность бороться за ее сохранение;
  • воспитать любовь к природе, через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразие.

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 1 час в неделю (33 занятия в первом классе, 34 занятия во 2-4 классах).

Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.

Планируемые результаты

Личностные УУД:  

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей поступки людей.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
  • Учиться решать экологические проблемы родного края.
  • Развивать чувство прекрасного через приобщение к красоте родной природы, ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации.
  • Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД: 

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД: 

  • Учиться выполнять различные роли в группе.
  • Использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач групповой деятельности.
  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию.
  • Определять и контролировать свои действия в команде.

Младший школьник получит возможность научиться: 

Ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности.

  • Проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
  • Учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различие во мнениях.
  • Точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы необходимые для организации деятельности.

Список литературы: 

  1. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Экологическое воспитание в начальной школе. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Зелёный дом: методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 1997.
  5. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 –4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007.

Литература для детей:  

  1. И. Акимушкин. Мир животных. - М.: Мысль, 2008
  2. В. Бианки. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010
  3. А.А. Плешаков. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение, 2009
  4. А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2010
  5. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2х частях: М.: Вита Пресс, 2010
  6. А.А. Плешаков. Атлас. Окружающий мир: 1- 4 класс. М.: АСТ ПРЕСС ШКОЛА, 2010
  7. А.А. Плешаков. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  8. Л.Б. Шикина. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб: Литера, 2006
  9. Л.Б. Шикина. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб: Литера, 2008
  10. ГЕОлёнок: www.geo.ru

Приложение.