Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Задачи.
1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.
2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные
Учащийся научится: выделять и объяснять существенные признаки понятий “литосфера”, “земная кора” и использовать данные понятия для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли;
выделять и объяснять существенные признаки понятий “ядро”, “мантия”, “геология”; сравнивать слои твердой Земли по различным параметрам; описывать методы исследования внутреннего строения Земли.
Метапредметные
Учащийся научится: создавать модель твердой Земли для демонстрации взаиморасположения внутренних слоев.
Сравнивать цели, строить логические рассуждения о внутреннем строении Земли, опираясь на представленную информацию.
Личностные:
Формирование представлений о строении Земли; познавательного интереса .
Тип учебного занятия: вводный урок и урок изучения нового материала.
Практические работы: построение модели твердой Земли.
Виды самостоятельных и творческих заданий: создание модели Земли, схемы “Методы исследования внутреннего строения Земли.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема “Внутренне строение Земли”, плакат.
Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли).
Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Формы и виды диагностики и контроля: игра “Путешествуя к центру Земли”.
Приемы рефлексии: закончи фразу, фотография на память.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационно- мотивационный |
Здравствуйте, ребята. Встаньте все красиво. Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь. Долгожданный дан звонок начинается урок. Ребята, сегодня у вас необычный урок. У вас гости , которым мы с вами покажем, как мы умеем думать, рассуждать, смекать. | |
1. Определение темы урока | 1) Изучая раздел “Земля как
планета Солнечной системы”, мы узнали о том, что
Земля: - возникла из……. - имеет форму….. 2) О каких особенностях планеты Земля нам пока ничего не известно? 3) Посмотрите содержание на форзатце учебника и скажите: какую тему будем сегодня изучать? Сегодня на уроке мы будем изучать одну из геосфер Земли – литосферу. Как звучит первая тема этого раздела? Какую цель мы поставим перед собой? |
1) Заканчивают предложение: - газово-пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце; - шара, сплюснутого у полюсов 2) Высказывают свои предположения: - о внутреннем строении нашей планеты; - о поверхности Земли, об обитателях Земли. 3) Смотрят оглавление и отвечают “Геосферы Земли”. Внутреннее строение Земли. Слои твердой породы Определить внутренние особенности Земли. |
2. Создание мотивационной установки | Посмотрите видеофрагмент “Почемучка. Строение Земли” и сформулируйте цель нашей работы на уроке | Знакомятся с видеофрагментом и формулируют цель: определить особенности внутреннего строения Земли |
3. Постановка задачи | Какая проблема возникла у ребят? О чем они спросили у компьютера? Можем ли мы с вами помочь детям решить их проблему? Какие задачи мы должны решить, чтобы помочь детям? |
Определяют задачи: 1. Изучить внутреннее строение земли. 2. Определить способы изучения земли. |
II. Процессуально-содержательный 1. Внутреннее строение Земли |
Ребята, давайте совершим
путешествие вглубь земли. Постепенно углубляясь,
мы будем знакомиться с ее внутренним строением и
сможем помочь ребятам. 1) Используя рис.12 на стр.30 “Внутреннее строение Земли” ответьте на вопросы: - Сколько внутренних оболочек у Земли? Назовите внутренние оболочки Земли в порядке их расположения в Земле. - Где расположено ядро? - Как называется оболочка, покрывающая глубинные слои планеты? Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы: 1 группа подготовит рассказ о ядре; 2 группа – о мантии; 3 группа - о земной коре. Для выполнения задания нам поможет текст учебника с.29-30. Результаты своих открытий занесем в бортовой журнал. - Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе. Из каких же слоев состоит наша планета земля? Возможна ли жизнь внутри Земли? |
Работают с рисунком учебника Ответы на вопросы: 3 оболочки - Ядро, мантия, земная кора Групповая работа Отчеты групп Ответы |
2. Физминутка | Для глаз | |
3. Школа географа-следопыта | Ознакомьтесь с заданием школы географа-следопыта с.33-34. Каждая группа выполнит модель Земли. | Читают задание. Изготавливают модель земли |
4. Рефлексия | Прием “Закончи фразу” -Чтобы помочь ребятам из мультфильма определить особенности внутреннего строения Земли, мы (что сделали?) ... и (что узнали?) … |
Называют действия: Изучили рисунки, текст, заполнили бортовой журнал, выявили особенности внутреннего строения Земли, изготовили модель З. и продемонстрировали расположение слоев З. |
5. Строение литосферы | Наше путешествие продолжается. Найдите в учебнике определение понятия “литосфера”. Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год). Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии. Откройте атлас, на стр. Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем? |
Дают определение Работа с атласом |
6. Методы изучения внутреннего строения Земли? | Путешествие продолжается.
Ответьте на вопрос: - Какие методы изучения земной коры используют в своей работе ученые? |
Отвечают на вопросы: Помогает природа, строят шахты, бурят скважины, используют сейсмический метод |
Физминутка - ракета | Встали. Ракета приготовилась к взлету. Поднимаемся вверх. Облетаем вокруг Земли; смотрим сверху на Землю; смотрим снизу на Землю. Приземлились. | |
7.Рефлексия | Прием “Закончи фразу”. - Для того, чтобы определить какие методы используются для изучения недр Земли, я обратился к следующим ресурсам … |
Отвечают : к тексту учебника, к видеофрагменту |
III.Закрепление | 1. Игра “Путешествие к центру
Земли” Посмотрите на рисунок. На нем вы видите цифры с секретом. Члены команд каждой группы по одному будут выбирать цифру и отвечать на поставленный вопрос.
2. Коллективное задание: составьте рассказ о внутреннем строении Земли. По очереди сформулируйте в одном предложении то, что узнали на уроке о внутреннем строении Земли, стараясь продолжить высказывание своего товарища. |
1. Ядро 2. Литосфера 3. Мантия 4. Геоглогия 5. Голицын 6. Литосферные плиты 7. Там обнажены песчаники, пески 8. Кольская 9. Сейсмический |
V. Рефлексия | Наше путешествие завершено. Мы
хорошо потрудились. Прием “Фотография на память” На шаблонах , изображающих голову человека нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке. Выставление оценок. |
Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние |
VI. Объяснение д/з | П.6, р.т. №1, 3 | |
Бортовой журнал | ||
Ядро | ||
На какой глубине залегает | ||
Его состав | ||
Какая часть ядра твердая, а какая жидкая | ||
Какова температура внутри ядра | ||
Бортовой журнал | ||
Мантия | ||
Что означает в переводе с греческого “мантия” | ||
На какие слои делится мантия | ||
Какова температура мантии | ||
В каком состоянии находится мантия | ||
Бортовой журнал | ||
Земная кора | ||
Виды земной коры | ||
Толщина земной коры |