Урок на тему "Слои "твердой" Земли". 5-й класс

Разделы: География

Ключевые слова: ФГОС, Внутреннее строение Земли


Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Задачи.

1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Учащийся научится: выделять и объяснять существенные признаки понятий “литосфера”, “земная кора” и использовать данные понятия для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли;

выделять и объяснять существенные признаки понятий “ядро”, “мантия”, “геология”; сравнивать слои твердой Земли по различным параметрам; описывать методы исследования внутреннего строения Земли.

Метапредметные

Учащийся научится: создавать модель твердой Земли для демонстрации взаиморасположения внутренних слоев.

Сравнивать цели, строить логические рассуждения о внутреннем строении Земли, опираясь на представленную информацию.

Личностные:

Формирование представлений о строении Земли; познавательного интереса .

Тип учебного занятия: вводный урок и урок изучения нового материала.

Практические работы: построение модели твердой Земли.

Виды самостоятельных и творческих заданий: создание модели Земли, схемы “Методы исследования внутреннего строения Земли.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема “Внутренне строение Земли”, плакат.

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли).

Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы и виды диагностики и контроля: игра “Путешествуя к центру Земли”.

Приемы рефлексии: закончи фразу, фотография на память.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационно-
мотивационный
Здравствуйте, ребята. Встаньте все красиво. Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь. Долгожданный дан звонок начинается урок. Ребята, сегодня у вас необычный урок. У вас гости , которым мы с вами покажем, как мы умеем думать, рассуждать, смекать.  
1. Определение темы урока 1) Изучая раздел “Земля как планета Солнечной системы”, мы узнали о том, что Земля:

- возникла из…….

- имеет форму…..

2) О каких особенностях планеты Земля нам пока ничего не известно?

3) Посмотрите содержание на форзатце учебника и скажите: какую тему будем сегодня изучать?

Сегодня на уроке мы будем изучать одну из геосфер Земли – литосферу. Как звучит первая тема этого раздела?

Какую цель мы поставим перед собой?

1) Заканчивают предложение:

- газово-пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце;

- шара, сплюснутого у полюсов

2) Высказывают свои предположения:

- о внутреннем строении нашей планеты;

- о поверхности Земли, об обитателях Земли.

3) Смотрят оглавление и отвечают “Геосферы Земли”.

Внутреннее строение Земли. Слои твердой породы

Определить внутренние особенности Земли.

2. Создание мотивационной установки Посмотрите видеофрагмент “Почемучка. Строение Земли” и сформулируйте цель нашей работы на уроке Знакомятся с видеофрагментом и формулируют цель: определить особенности внутреннего строения Земли
3. Постановка задачи Какая проблема возникла у ребят?

О чем они спросили у компьютера?

Можем ли мы с вами помочь детям решить их проблему?

Какие задачи мы должны решить, чтобы помочь детям?

Определяют задачи:

1. Изучить внутреннее строение земли.

2. Определить способы изучения земли.

II. Процессуально-содержательный

1. Внутреннее строение Земли

Ребята, давайте совершим путешествие вглубь земли. Постепенно углубляясь, мы будем знакомиться с ее внутренним строением и сможем помочь ребятам.

1) Используя рис.12 на стр.30 “Внутреннее строение Земли” ответьте на вопросы:

- Сколько внутренних оболочек у Земли?

Назовите внутренние оболочки Земли в порядке их расположения в Земле.

- Где расположено ядро?

- Как называется оболочка, покрывающая глубинные слои планеты?

Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы:

1 группа подготовит рассказ о ядре;

2 группа – о мантии;

3 группа - о земной коре.

Для выполнения задания нам поможет текст учебника с.29-30.

Результаты своих открытий занесем в бортовой журнал.

- Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе.

Из каких же слоев состоит наша планета земля?

Возможна ли жизнь внутри Земли?

Работают с рисунком учебника

Ответы на вопросы:

3 оболочки

- Ядро, мантия, земная кора

Групповая работа

Отчеты групп

Ответы

2. Физминутка Для глаз  
3. Школа географа-следопыта Ознакомьтесь с заданием школы географа-следопыта с.33-34. Каждая группа выполнит модель Земли. Читают задание.

Изготавливают модель земли

4. Рефлексия Прием “Закончи фразу”

-Чтобы помочь ребятам из мультфильма определить особенности внутреннего строения Земли, мы (что сделали?) ... и (что узнали?) …

Называют действия:

Изучили рисунки, текст, заполнили бортовой журнал, выявили особенности внутреннего строения Земли, изготовили модель З. и продемонстрировали расположение слоев З.

5. Строение литосферы Наше путешествие продолжается.

Найдите в учебнике определение понятия “литосфера”.

Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год).

Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии.

Откройте атлас, на стр. Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем?

Дают определение

Работа с атласом

6. Методы изучения внутреннего строения Земли? Путешествие продолжается.
  1. Посмотрите видеофрагмент “Изучение Земли”.
  2. Прочитайте текст в учебнике на с. 31-33 “Как изучают внутреннее строение З”.

Ответьте на вопрос:

- Какие методы изучения земной коры используют в своей работе ученые?

Отвечают на вопросы:

Помогает природа, строят шахты, бурят скважины, используют сейсмический метод

Физминутка - ракета Встали. Ракета приготовилась к взлету. Поднимаемся вверх. Облетаем вокруг Земли; смотрим сверху на Землю; смотрим снизу на Землю. Приземлились.  
7.Рефлексия Прием “Закончи фразу”.

- Для того, чтобы определить какие методы используются для изучения недр Земли, я обратился к следующим ресурсам …

Отвечают : к тексту учебника, к видеофрагменту
III.Закрепление 1. Игра “Путешествие к центру Земли”

Посмотрите на рисунок. На нем вы видите цифры с секретом. Члены команд каждой группы по одному будут выбирать цифру и отвечать на поставленный вопрос.

  1. Центральная, самая глубокая часть планеты Земля?
  2. Земная кора и верхняя часть мантии?
  3. Оболочка Земли расположенная между ядром и земной корой?
  4. Наука, изучающая состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые?
  5. Ученый, начавший применять сейсмический метод для геологических исследований.
  6. Двигающиеся блоки, слагающие литосферу Земли …
  7. Почему ученые называют национальный парк “Большой Каньон” учебником геологической истории?
  8. Как называется самая глубокая скважина ,которую пробурили ученые?
  9. Изучение колебаний земной поверхности относится к какому методу изучения Земли?

2. Коллективное задание: составьте рассказ о внутреннем строении Земли. По очереди сформулируйте в одном предложении то, что узнали на уроке о внутреннем строении Земли, стараясь продолжить высказывание своего товарища.

1. Ядро

2. Литосфера

3. Мантия

4. Геоглогия

5. Голицын

6. Литосферные плиты

7. Там обнажены песчаники, пески

8. Кольская

9. Сейсмический

V. Рефлексия Наше путешествие завершено. Мы хорошо потрудились.

Прием “Фотография на память”

На шаблонах , изображающих голову человека нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.

Выставление оценок.

Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние
VI. Объяснение д/з П.6, р.т. №1, 3  
 
Бортовой журнал
Ядро
На какой глубине залегает  
Его состав  
Какая часть ядра твердая, а какая жидкая  
Какова температура внутри ядра  
Бортовой журнал
Мантия
Что означает в переводе с греческого “мантия”  
На какие слои делится мантия  
Какова температура мантии  
В каком состоянии находится мантия  
Бортовой журнал
Земная кора
Виды земной коры  
Толщина земной коры