В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в настоящее время идет разработка основной образовательной программы начального коррекционного образования. Одним из разделов данной программы является система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, так как если результат планируем, то необходимо проследить и оценить достижения обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и обеспечение эффективной обратной связи.
Основные результаты начального общего образования:
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться – способности к самореализации с целью решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- воспитание основ жизненной компетенции (социальной компетенции);
- индивидуальный прогресс в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ОВЗ.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность учащимся с ОВЗ освоить элементарные эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовность выражать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям.
Отличительные особенности системы оценки:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся с ОВЗ;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур и неперсонифицированных процедур;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представления данных;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценивания, как практические работы, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Оценка достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.
Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего учителю организовать эффективно процесс повторения и определить эффекты от обучения за прошлый учебный год.
Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.
Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно учителя школьная служба оценки качества образования (завуч).
Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с согласованным подходом к планированию и реализации образовательного процесса для всех учащихся на протяжении всего периода обучения. Цель такого оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся с ОВЗ. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.
В целях эффективности, оценка образовательных результатов учащихся с ОВЗ включает в себя:
- указание технологии оценивания, которая будет использоваться в ходе образовательного процесса;
- краткие сведения о способах оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить;
- сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего спектра способностей учащихся;
- сведения о том, каким образом предполагается производить анализ и оценку учебной программы (включая все элементы процесса оценивания).
В соответствии со ст. 15 п.3 Закона РФ “Об образовании” все аспекты внутреннего контроля и оценки результатов образования учащихся оформляются в специальном школьном локальном нормативном акте.
Общая система оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:
- оценка предметных, личностных и метапредметных результатов по итогам учебного года: базовый и минимально необходимый (сниженный) уровень.
К числу планируемых результатов отнесены:
личностные результаты, основным объектом оценки которых является сформированность трех блоков:
- самоопределение, например осознает себя гражданином РФ, соотносит понятия “Родина” - “Россия”, осознает себя членом семьи, членом ученического коллектива, имеет представление о мире профессий;
- смыслообразование,
- морально-этическая ориентация;
метапредметные результаты это:
- регулятивные,
- коммуникативные,
- познавательные учебные действия.
оценка предметных результатов не вызывает затруднений, т.к. наблюдаем, отслеживаем и фиксируем уровень усвоение знаний на основе проверочных, контрольных, комплексных работ;
оценка развития жизненных компетенций включает в себя следующие планируемые результаты: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладение социально-бытовыми умениями, овладение навыками коммуникации, дифференциация и осмысление картины мира и своего социального окружения.
Личностные и метапредметные результаты в новых стандартах называются универсальными учебными действиями (далее УУД), и мы тоже должны оценивать уровень их сформированности. Каким образом это делать?
В первом классе осуществляется диагностика предпосылок сформированности УУД. Задания для диагностики перерабатывются с учетом психофизического развития детей с ОВЗ на основе учебного пособия Галины Федоровны Кумариной “Коррекционная педагогика в начальном образовании”. Разрабатываются критерии и показатели (четырехуровневая система оценки) сформированности предпосылок УУД первоклассников с ОВЗ. Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных результатов первоклассников и создать банк педагогических данных на каждого обучающегося, проектировать индивидуальную траекторию его развития.
Для обучающихся второго, третьего, четвертого классов подбираются и перерабатываются диагностические задания на основе учебных пособий Александра Григорьевича Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе” и “Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли”. Методики мониторинга возможно включать как педагогу во время урочной деятельности, так и психологу и тогда результаты более объективны.
Рассмотрим конкретно в действии отдельное задание и как результат можно отследить. Например, на уроке развитие психомоторики и сенсорных процессов или на уроке изобразительного искусства включить следующее задание: “Рукавичка” (автор Г.А. Цукерман).
Цель задания: выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые УУД: коммуникативные.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результатов.
Описание задания: каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Инструкция: “Рукавички постирали и все узоры смылись. Необходимо украсить рукавички одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару (левую и правую рукавичку). Можете сами придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор будете рисовать”.
Во время выполнения задания педагог оценивает результаты по следующим критериям:
- продуктивность совместной деятельность оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договориться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)
Оцениваем работы по уровням:
- 1 уровень – рукавички украшены одинаково или очень похожими узорами. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
- 2 уровень – сходство существует, но много различий; дети неохотно обсуждают возможные варианты узора.
- 3 уровень – сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- 4 уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
Самым сложным представляется отслеживание жизненных компетенций. Они конкретизированы и отражаются, как и все остальные результаты в “Портфолио достижений” учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет на основе систематического фиксирования результатов создать полную картину развития обучающегося и оказать действенную помощь педагогу в обучении и воспитании воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.