Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева.
- Показать необыкновенность характера и таланта поэта.
- Учить детей сопереживать, сочувствовать, воспитывать чувство гордости за русский народ; расширять кругозор учеников.
Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева.
Ход урока
I. Организация класса.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворение И.И. Козлова “Вечерний звон”, высказывают свое мнение и дают оценку прочитанным стихотворениям.
III. Изучение нового материала.
1) Знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева.
- На нашем сегодняшнем уроке мы познакомимся с произведением удивительного человека, который отдал свою молодую жизнь за лучшую долю русского народа. Судьба его необыкновенна и трагична. Имя его – Кондратий Фёдорович Рылеев.
- Кондратий Фёдорович Рылеев родился 18(29) сентября 1795 года в селе Батово Петербургской губернии. Отец его, Фёдор Андреевич, был боевым офицером, подполковником, командующим батальоном.
В возрасте 6 лет Кондратий был определён в Первый кадетский корпус, откуда был выпущен в 1814 году прапорщиком в артиллерию и направлен в действующую армию.
В 1818 году Рылеев вышел в отставку и, женившись, в начале 1819 года переехал в Петербург. Здесь он начал публиковать свои первые стихотворения, посвященные войне 1812 года. Рылеев близко сошелся с А. С. Грибоедовым и А. С. Пушкиным, ценившими его поэзию. В 1821 году К.Ф. Рылеев был избран от столичного дворянства заседателем Петербургской судебной палаты. Он заслужил популярность как дельный чиновник и как борец за справедливость.
Рылеев сыграл решающую роль в подготовке восстания 14 декабря на Сенатской площади, целью которого было свержение самодержавия, достижение равенства всех сословий перед законом: он был его инициатором и организатором. Но восстание декабристов, намеченное на 14 декабря 1825 года, провалилось. В полночь с 14 на 15 декабря 1825 года по указу царя Николая Рылеева отправили в Петропавловскую крепость.
Известие о предстоящей казни К.Ф. Рылеев встретил мужественно, признавая себя “главнейшим виновником возмущения”. Духовник, который исповедовал Рылеева перед казнью, вышел из его камеры в слезах, а позже говорил о Кондратии Федоровиче так: “Истинный христианин и готов был душу положить за други своя”.
13 июля 1826 года К.Ф.Рылеев в числе пяти декабристов, приговорённых к смертной казни, был повешен. (После рассказа о судьбе К.Ф. Рылеева необходимо выдержать паузу, для того чтобы дети глубже пережили, осознали услышанное.)
2) Работа над думой “Иван Сусанин”.
- В числе произведений, созданных К. Ф. Рылеевым, есть и стихотворения, и политические послания, и оды, и песни, и поэмы, есть у него и статьи, очерки, а также много дум. Одну из дум, написанных К.Ф. Рылеевым, мы прочтём сегодня. Она посвящена Ивану Сусанину. Создавая думы, Рылеев опирался на исторические источники. Сам жанр дум сложился у Рылеева под влиянием украинской народной поэзии- так назывались народные песни исторического характера. Из всех дум Рылеева А.С.Пушкин особенно выделял “Ивана Сусанина”. В основу думы легло предание. Польский король хотел захватить русский престол и послал войско, чтобы захватить и убить ещё не возведённого на престол русского царя Михаила Романова, которому в тот момент было 16 лет, а простой русский крестьянин Иван Сусанин спрятал юного Михаила и завел поляков в непроходимую чащу, где они и погибли. Вместе с ними погиб и Иван Сусанин, пожертвовав своей жизнью за первого царя в династии Романовых.
- Прежде, чем прочитать эту думу, проведём словарно-лексическую работу.
3) Словарно лексическая работа.
- Не видно ни зги – не видно ничего.
- Ляхи – поляки
- Сарматы – враги
- Гумно – сарай для сжатого хлеба.
- Жупан – у украинцев и поляков: старинный полукафтан.
- Окончины – окна.
- Лучина – тонкая длинная щепка, при помощи которой освещалась крестьянская изба в старину.
- Вотще – напрасно.
- Послушайте и вы эту думу. (Учитель выразительно читает произведение.)
- Что хотите сказать? Какое впечатление произвела на вас дума? Какие чувства вызвала?
- Какое место думы вас особенно тронуло?
4) Беседа по содержанию
- С чего начинается повествование? Как приглашает поляков отдохнуть Сусанин? Какие слова говорит и каким тоном? Как себя ведёт? Найдите и прочитайте.
- Почему он именно так себя ведёт? (Он пытается их обмануть, приглашает очень гостеприимно, накрывает богатый стол.)
- С кем разговаривает Сусанин ночью? Что самое главное он говорит сыну? Каким настроением, какими чувствами проникнута его речь?
- Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Иваном Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги им не найти?
- Как, с каким чувством звучат последние слова Сусанина? В каких словах заключается главная мысль произведения? Как их нужно читать? Прочитайте.
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул сильный ветер
Закачались тут же ветки (Дети машут руками).
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
5) Составление характеристики героя.
- Назовите качества характера Сусанина и найдите подтверждение в тексте (На доску выписываются качества личности Сусанина). Почему, мы можем назвать Ивана Сусанина героем?
6) Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на картинке? Как вы считаете, какой момент здесь изображен? Как изображена природа? Почему именно так?
IV. Итог
- Что особенно вам запомнилось?
- Что вас удивило, поразило?
- О чём бы ещё хотели узнать?
- И в заключение урока, я хотела бы добавить следующее – спасённый Михаил не забыл о человеке, который пожертвовал своей жизнью во имя России и, став царём, пожаловал семье Ивана Сусанина грамоту на участок земли при селе Домнине, её подтверждали и другие государи. А в 1836 году композитор Михаил Иванович Глинка создаёт оперу “Жизнь за царя” (другое название оперы “Иван Сусанин”).
Имя Ивана Сусанина и поныне живёт в сердцах и памяти русского народа!!!
V. Домашнее задание.
Читать думу “Иван Сусанин (с. 145-149, книга 3-я, часть 1-я “Родная речь”); подготовить выразительное чтение отрывка, содержание которого произвело на Вас наибольшее впечатление.