“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А. Сухомлинский
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.
Одним из основных условий и в тоже время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеется в виду движение рук ребенка): чем они многообразие, тем совершеннее функции нервной системы. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений. Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином - пластилинография) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.
Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга. Еще Павлов И.П.
указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. Применяя данную технологию – пластилинографию мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Пластилинографию иначе называют “Живопись с помощью пальцев”, такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.
Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со среднего возраста, мы используем метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие “ пластилинографии” имеет два смысловых корня: “ графия” - создавать, изображать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, также происходит закрепление информации полученной на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающей действительностью, по рисованию, расширяет возможность изобразительной деятельности.
Целью разработки является развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин, тесто, пластика и др.)
Для достижения данной цели определили
следующие задачи:
Ожидаемые результаты от внедрения разработки:
- Развитие мелкой моторики рук, координации в системе “глаз – рука”. Овладение умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета способом пластилинографии, создавая целостные объекты из отдельных деталей, устанавливая простейшие причинно-следственные связи.
- Эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии детей.
- Умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
- Умение смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивать приемы “вливания одного цвета в другой”.
- Повышение показателей интеллектуального развития детей.
Методы работы с пластилинографией используются нами на занятиях по изобразительной деятельности. Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Структура непосредственно-образовательной деятельности
1. Организационная часть. Для формирования творчества в пластилинографии большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому мы создаем у детей эмоциональный настрой, это вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Например, прежде чем изобразить осенние деревья детям загадывают загадку про осень, выясняют, что такое листопад, читают стихотворение об осени, звучит композиция П.И. Чайковского из альбома “Времена года”.
2. Практическая часть. Практическая часть включает в себя этапы выполнения работы, физкультурную паузу, разминку для пальчиков. В процессе работы мы стремимся не только пробудить творческую активность каждого ребенка, но и сделать процесс обучения осмысленным и интересным.
Например, в процессе совместной художественно-творческой деятельности на занятиях по пластилинографии мы создаем условия для развития навыков общения: Совместное выполнение какой-либо поделки обычно способствует возникновению оживленных диалогов детей. Мы активно используем приемы обыгрывания сюжета рисунка, поделок из пластилина, который всегда сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым, побуждая детей к активному речевому диалогу.
Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, способствует созданию необходимого эмоционального настроя, положительного настроя деятельности, желания общаться, находясь в роли настоящих художников, скульпторов, декораторов, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.
3. Заключительная часть. Воспитатель хвалит детей за выполненную работу, за проявление творчества в работе, отмечает тех детей, кто проявил фантазию в своей работе, в заключении проводятся игры, читаются стихи.
Условно занятия разделены на тематические циклы.
- “Флора: растения, цветы, плоды.
- “Фауна: насекомые, рыбы, животные”.
- Декоративно-прикладное искусство”.
Применение системы сотрудничества специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, реализует поставленные задачи. Благодаря комплексному подходу мы стали лучше понимать проблемы малышей, имеющие речевые нарушения. В результате проводимой работы у детей исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.
Таким образом, у детей с нарушением речи происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Вот какую красоту делают наши дети: