Цели урока: дать представление о природно-географических, климатических условиях Китая, хозяйственной и повседневной жизни, раскрыть историческую необходимость и причины возникновения китайских империй, рассмотреть влияние народа на государственность на примере восстаний; развивать навыки работы с текстом учебником, исторической картой, способствовать развитию образного, логического, критического, мышления, зрительной и слуховой памяти; воспитывать уважение и уважительное отношение к истории других народов.
Ожидаемые результаты урока:
После урока учащиеся смогут: называть время возникновения цивилизации в Китае, проявления могучей роли государства в Китае во времена Цинь Шихуанди, называть наиболее известных правителей Китая; определять, как природные условия влияли на жизнь людей в Китае; определять характерные признаки хозяйственной жизни в Китае; определять причины возникновения и упадка государства в Китае.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
Учитель. Очень хочется, чтобы каждый из вас показал свои знания на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие. Путь впереди нелегкий, но я уверен, что мы его преодолеем.
Во время путешествия нам предстоит выяснить:
1) Где расположен Китай, охарактеризовать его
географическое положение;
2) В чем заключались природные и климатические
особенности этой страны;
3) Чем занимались китайцы.
Древний Китай возник в V тыс. до н. э., то есть VII
тыс. лет назад.
В V-III тыс. до н. э. в Китае возникло несколько
держав: Цинь, Чу, Ци, Хань, Вэй, Чжао, Янь. Самые
интересные цивилизации Китая образовались в
долинах крупных рек.
III. Мотивация учебной деятельности
Игра «Историческая кухня»
Учитель. Мы с вами уже изучили ряд государств. Вспомним их и покажем на карте.
Работа с картой: найдите и покажите на карте Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, Израиль.
Учитель: А теперь повторим термины и понятия, которые мы будем использовать во время урока.
Основные понятия
Цивилизация – страны и народы, которых
объединяет определенный уровень экономического
развития, духовная культура и традиции.
Государство – особый способ организации
общества, созданного для поддержания
внутреннего порядка, защиты от врагов. В
неоднородном В неоднородном обществе
государство обеспечивает господство одной
группы населения на другие. Общество –
совокупность людей, объединенных определенными
отношениями и общей территорией.
Власть – право и возможность распоряжаться,
управлять.
Частная собственность – форма
собственности, при которой орудия труда и
продукты труда принадлежат частным лицам.
Вельможа – знатный и состоятельный человек,
занимающий высокую государственную или
придворную должность.
Империя – государство, созданное из стран,
покоренных государством-завоевателем, которую
возглавляет император.
IV. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня мы начинаем
изучение стран Востока. Я приглашаю вас в
интересное путешествие во времени. Нас ожидает
радость знакомства с новой страной. У меня в
руках черный ящик. В ней интересные вещи с
незнакомой страны. Ваша задача – быть
внимательными на уроке и в конце урока
определить, что лежит в этой шкатулке.
К нам пожаловали гости – жители этого
государства.
1-й ученик. Ни хао!
2-й ученик. Я вас поздравляю.
1-й ученик. Государство, по которой мы
прибыли, – большая и самая населенная страна в
мире.
2-й ученик. Жители этой страны называют
себя ханьцы (от слова «Хань» – древнего названия
страны).
1-й ученик. Свою страну жители называют
также Чжунго – Срединное государство, а в
древности именовали еще и Поднебесной.
2-й ученик. Для работы на кухне здесь
берут только мальчиков, которые имеют природные
способности в приготовлении пищи. Кулинарных
учебных заведений здесь нет, но повар с 20-летним
стажем может приготовить до 10 тысяч блюд. Здесь
насчитывают до 200 видов пельменей.
1-й ученик. Как не странно, но в этой
стране хлеба нет.
Учитель. Это страна удивительных изобретений, которыми человечество пользуется и поныне, в частности шелка, бумаги, чая, фарфора, зубной щетки.
1-й и 2-й ученик. Из какой страны мы прибыли?
Ответ. Из Китая.
Учитель: А теперь задача господина Плутослова.
Поставьте буквы в правильном порядке и прочитайте слово: ТИКАЙ.
Ответ. Китай.
Соотнесите страны и название рек, протекающих по их территории.
1. Нил; 2. Хуанхэ, Янцзы; 3. Тигр, Евфрат. |
А.Месопотамия; Б.Египет; В.Китай. |
Ответ: 1 Б, 2 В, С А.
Работа с картой: найдите эту страну на карте и опишите ее по алгоритму.
1. Страна Китай.
2. Материк – Азия
3. Часть мира – Юго-Восточная Азия.
4. Моря, омывающие ее берега, – Желтое и
Восточно-Китайское.
5. Реки Янцзы и Хуанхэ.
6. Надпишите на контурной карте реки и моря Китая.
Учитель. Мы прибыли на место, и на нас ожидают экскурсоводы-географы.
Природные и климатические условия Китая
Несколько учащихся получили опережающее задание: подготовить сообщение о природных особенностях Китая.
1-й экскурсовод. Китай – страна, где 80%
поверхности занимают возвышенности и горы.
Тибетские горы защищают восточные равнинные
земли от северных ветров. Высоко в горах
расположены истоки рек Хуанхэ и Янцзы. Берега
Хуанхэ образуют лесные почвы, поэтому их легко
размывают дожди и здесь случаются частые
разливы. «Река, что блуждает», «река тысячи
бедствий» – так называли китайцы Хуанхэ,
поскольку она могла менять даже русло.
Высокое плодородие лесных почв дает высокий
урожай. Именно это привлекало людей в долины рек
Хуанхэ и Янцзы. Этот край заселили во времена
раннего и среднего палеолита.
Во II тыс. до н. э. земледельческий район возник в
долине р. Хуанхэ. Когда китайцы научились
обрабатывать железо и делать из него топоры,
стало возможным освоение долины Янцзы, ведь
теперь можно вырубать непроходимые леса.
Среди уникальных китайских растений стоит
упомянуть лаковое дерево, из которого
изготавливают натуральный лак и клей.
– Что выращивали? (Рис, просо, сорго, ячмень, пшеницу)
Учитель. Китайцы тщательно скрывали
секреты изготовления шелка. Кто пытался его
вывезти, того казнили. Шелк использовали вместо
денег. Лишь в средние века секрет был раскрыт, и
шелк начали производить в Европе.
Также китайцы скотоводствовали: разводили быков,
овец, лошадей для колесниц, свиней, домашнюю
птицу. Среди ремесленников были медники,
косторезы, каменщики, гончары, столяры.
Физкультминутка
Правила поведения в китайской школе
- Ли жу сун: стоим смирно, как сосна, ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.
- Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.
- Во жу гун: лежать как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.
- Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.
2-й экскурсовод. Китай – горная страна,
но несмотря на это, государство утопает в зелени
парков. Особенно величественно смотрятся медные
и керамические беседки и пагоды. Мастера
древности, создавая дворцы и пагоды,
использовали натуральные краски, позолота,
фарфор, металл, поэтому архитектурные памятники
Китая и до сих пор привлекают многочисленных
туристов. Наиболее изысканным сооружением
является дворец китайского императора, который
насчитывает 9 тыс. комнат.
Крупнейшая пустыня Китая – пустыня Такла-Макан.
Здесь надо быть осторожным, ведь название
пустыни в переводе означает: «Кто сюда попадает,
тот навеки пропадает».
Учитель. Спасибо экскурсоводам. А теперь предлагаю проверить, как вы усвоили этот материал. Я предлагаю вам игру «Аплодисменты». Если предложенное утверждение правильное, вы аплодируете. В случае ошибочного утверждения вы не аплодируете.
Игра «Аплодисменты»
1. Страна, изучение которой мы начали на этом
уроке, – Индия.
2. Китай называют Поднебесной страной.
3. В Китае текут реки Днепр, Тигр, Хуанхэ, Волга,
Янцзы.
4. Сначала китайцы поселились в долине реки
Хуанхэ.
5. «Рекой тысячи бедствий», «рекой блуждания»
называют Янцзы.
6. Основным занятием китайцев является
земледелие.
7. Самые высокие горы Китая называются Тибет.
Хозяйство и повседневная жизнь
Беседа
1. Как вы считаете, какими были основные занятия китайцев? (Оросительное земледелие)
Древнекитайские империи
Вопрос
1. Что такое государство?
2. Когда оно возникает?
Учитель. Как вы считаете, какие
особенности природно-климатических условий
Китая привели к появлению государства в Китае?
(Теплый климат, плодородная почва, вода - источник
жизни, залежи железной руды.)
Мы познакомимся на уроке с двумя империями –
Цинь и Хань.
Работа в парах по составлению сравнительной таблицы «Империи Цинь и Хань».
Государство Цинь, Хань
1. Годы существования
2. Основатель династии
3. Реформы
4. Причины упадка
Желтый император. Согласно китайской легенде, он стал родоначальником китайской цивилизации, изменил образ жизни древних китайцев. Они перешли от охоты к возведению домов, животноводства и выращивания сельскохозяйственных культур.
Работа с учебником: проработав текст учебника, скажите, кто такой деспот.
Сообщение ученика (опережающее задание) «Восстание в империи Хань»
В империи Хань в I в. н. э. произошло восстание «червонобровых». Так называли себя крестьяне, которые красили брови, чтобы отличаться от солдат императора. Они захватили столицу и убили императора, но затем потерпели поражение. Еще через столетие Китай охватило восстание «желтых повязок» (такие повязки носили на голове повстанцы) во главе с Чжаном Цзяо, популярным народным целителем. Восстание охватило почти всю страну и было подавлено ценой больших усилий императорского войска. За несколько лет после восстания «желтых повязок» империя Хань распалась на три самостоятельных царства.
Учитель. 221 г. до н. э. в Китае была
создана империя Цинь. Первый император династии
Цинь – Цинь Шихуанди – провел ряд реформ с целью
укрепления страны. Для обороны от кочевых племен
было возобновлено строительство Великой
Китайской стены. Цинь Шихуанди был жестоким
правителем, за что его ненавидели все.
Поэтому после его смерти в 210 году до н. э. против
династии Цинь вспыхнуло восстание. В 202 года до н.
э. началось правление новой династии – Хань.
Время правления этой династии длилось около 400
лет.
Строительство Великой Китайской стены
Китай был хорошо защищен на западе горами,
на юге – джунглями, на востоке его территория
выходила к океану. Лишь на севере простирались
степи нынешней Монголии, где жили кочевые
племена гуннов, с которыми всегда воевали
китайцы. Чтобы защититься от кочевников, было
начато строительство Великой Китайской стены.
Стену строили почти полмиллиона человек.
Тысячами гибли здесь люди, тела которых
замуровывали в стену. Вместо погибших сгоняли
новых работников. Если во время строительства
рабочий оставлял в стене щель размером с ноготь,
его казнили – вот насколько серьезно относились
к прочности и надежности этого сооружения. Из
камня, земли, кирпича они построили стену с
башнями на северных границах Китая.
Длина стены достигала – 6,5 тыс. км, высота – 7,5 м,
ширина – 5,5 м. Ширина стены такая, что на ней могут
стоять рядом 5 лошадей. Через каждые 2-3 км было
построено 2,5 тыс. башен, с которых можно было
увидеть приближение врага. Строительство и
ремонт стены продолжался более тысячи лет. Мур
частично сохранился и до сих пор. Говорят, что его
видно даже из космоса.
В каждой башне держали припасы продовольствия,
питьевой воды, инструменты для ремонта, оружие
для стражи. Заметив малейшее движение в стане
врага, часовые должны были поднять тревогу,
передавая сигналы от одного сторожевого поста к
другому, размахивая цветным флагом днем и
разжигая огонь ночью. Таким образом, сигнал об
угрозе преодолевал сотни километров за
несколько часов.
V. Обобщение знаний
«Эрудит-лото»
1. Какие реки протекают в Китае?
А. Инд и Ганг;
Б. Янцзы и Хуанхэ;
В. Тигр и Евфрат.
2. В какой части света расположен Китай?
А. Африка;
Б. Европа;
В. Азия.
3. На берегу какой реки возникли первые очаги цивилизации в Китае?
А. Хуанхэ;
Б. Янцзы;
В. Синьцзян.
4. Относительно Египта и Месопотамии Китай расположен на...:
А. … северо-западе от Египта;
Б. … западе от Ассирии;
В. … к югу от Междуречья;
6. Какой океан омывает восточное побережье Китая?
А. Северный Ледовитый;
Б. Индийский;
В. Тихий.
6. Что означает слово «Хуанхэ»?
А. «Белая река»;
Б. «Красная река»;
В. «Желтая река».
8. Какую достопримечательность китайской древности даже сегодня видно из космоса?
А. Великую Китайскую стену;
Б. Великие Китайские пирамиды;
В. Великий шелковый путь.
9. Изобретение китайцы скрывали от иноземцев?
А. Хлопок;
Б. Шелк;
В. Прах.
10. Какое название получил торговый путь из Китая до Средней Азии на Запад?
А. Великий шелковый путь;
Б. Большой бамбуковый путь
В. Великий бумажный путь.
VI. Итоги урока
Беседа
1. Что понравилось на уроке?
2. Какую работу выполняли с удовольствием?
3. А что мы привезли из Китая?
4. Что в черном ящике?
5. А что бы вы повезли в Китай из Украины?
VII. Объяснение нового домашнего задания
- Отработать соответствующий параграф учебника и ответить устно на поставленные к нему вопросы.
- Подготовить сообщения о культуре Китая по
следующим темам:
- «Конфуций и его учение»
- «Лао-Цзы»
- «Китайские церемонии»