В настоящее время перед школой стоит задача подготовки успешного выпускника, ориентированного на знания, использование новых технологий, имеющего активную жизненную позицию, умеющего проектировать свое будущее, быть конкурентно способным, вести здоровый и безопасный образ жизни. Для реализации этой задачи разработан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел "Внеурочная деятельность" по различным направлениям развития личности.
Сегодня на уроках физики учащийся, в большинстве случаев, не получает глубоких астрономических знаний, а предмет "Астрономия" исключен из школьной программы, при этом астрономия формирует современную естественнонаучную картину мира у детей, играет важную роль в познании многих законов природы и дает учащимся понимание астрономических явлений, с которыми люди ежедневно сталкиваются в повседневной жизни.
Программа внеурочной деятельности кружка "Мир астрономии" рассчитана на 102 часа, по 1 часу в неделю в 5-7 классах.
Программа дает возможность развивать любознательность, нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к явлениям и объектам звездного неба, дает наиболее целостное и истинное представление об окружающем мире, Вселенной, планетах, звездах и разных удивительных явлениях на нашей планете. Кроме того, программа вырабатывает собственное творческое отношение к науке астрономии самих учащихся, так как проводятся самостоятельные работы, опыты, в частности и по изготовлению пособий и приборов по астрономии. Посредством этого программа призвана выработать у учащихся стремление к приобретению новых знаний, умению самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, подвижной картой звездного неба, а также умение наблюдать и анализировать материальные явления, делать самостоятельные выводы.
В процессе изучения курса предусматривается наблюдение астрономических объектов и явлений, изготовление несложных приборов (высотомер, гномон, солнечные часы и др.).
Нормативно-правовой и документальной основой Программы "Мир астрономии" являются Закон Российской Федерации "Об образовании", федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Программа реализуется в рамках раздела учебного плана "Внеурочная деятельность" по направлению "Общеинтеллектуальное". Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Программа реализуется учителями физики в основной школе.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей обучающихся через расширение и углубление знаний по астрономии.
Задачи:
- Сформировать у учащихся понятие о естественнонаучной картине мира, развить интеллектуальные и практические умения в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы.
- Сформировать у школьников устойчивый интерес к предметам естественнонаучного направления.
- Развить способности к саморефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).
Достижению поставленных целей и задач способствуют деятельностные технологии, применяемые в работе с обучающимися:
- Проектные технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Проблемно-диалогическая технология обучения;
- Игровые технологии.
Формы контроля, подведения итогов изучения разделов курса и всего курса в целом: изготовление моделей астрономических приборов, выпуск астрономической газеты, игры, например, "Что? Где? Когда?", "Космическое путешествие", "Гимнастика ума" и др., викторины, астрономические диктанты, конкурсы астрофотографий, кроссвордов, тесты, в том числе с элементами фантастики, защита творческих работ, научно-исследовательские проекты, зачеты.
Учебный план и учебно-тематическое планирование программы кружка "Мир астрономии" представлены в Приложении 1.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы представлены в Приложении 2.
Список литературы
- Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. - Мн.: Высш. школа, 2004.
- Данлоп С. Азбука звездного неба. - М.: Мир, 1990.
- Жалыбина И.И. Природа тел Солнечной системы. // Физика. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - №?4.
- Коротцев О.Н. Астрономия для всех. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
- Монльор Р.Р. Астрономия: Школьный атлас. - М.: Росмэн, 1998.
- Саркисян Е.А. Небесные светила - надежные ориентиры. - М.: Просвещение, 1991.
- Соболев В.В. История астрономии в России и СССР. - М.: Янус-К, 1999.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Вестник образования. - 2010. - №3.
- Фомина Н.Б., Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие - М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
- Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1996.
- http://www.bsastro.by.ru Каталог лучших астрономических сайтов (на русском языке).