Цель: познакомить учащихся с историческими личностями России, закрепить умение использовать чертежи для решения задач на площадь, закрепить вычислительные навыки (все виды действий с многозначными числами), создать праздничную атмосферу для ребят и родителей.
Ход урока
Орг.момент.
На доске изображены щит и чайник.
- Сядет тот, кто соберет слово и разгадает ребус! (слово ЗАЩИТНИК) Слайд 1.
Чтение стихотворения о защитнике (допустимо хором). Слайд 2.
Одними из знаменитых защитников нашей Родины были ... Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков. (Слайд 3.) Демонстрация портретов, даты рождения, краткая справка.
- Образы великих флотоводца адмирала Федора Ушакова и полководца Александра Суворова стали символами славы и победоносных традиций российской армии и флота. Эти военные деятели были дружны с математикой и предлагают нам с вами серию заданий! Вы готовы?
- Задача нашего урока: установить, под чьим командованием окажется группа, в которой вы будете работать сегодня. (Группы традиционные, по расположению парт классе.)
Устный счет - разминка защитников
48000:60=...(800) 72000:900=...(80) 96000:6000=...(16) |
720:9 - 1*43 + 22*0= ...(37) 1274*(1 000 - 999):1274=...(1) 832*8 - 832*5 - 832*2= ...(832) |
45*11= ...(495) 170*40= ...(2800) 430*200= ...(86000) |
75 ч = ...(3 сут 3 ч) 2ч 5мин = ...(125 мин) 35 мес = ...(2 г 11мес) |
- Приступим к выполнению заданий! Первое задание - блиц-турнир! (тесты - взаимопроверка - проверка папами).
Родителям тоже предлагается выполнить при желании приказы А.В.Суворова.
1. Шестизначное число содержит 642 единицы первого класса, а единицы второго класса в этом числе записаны теми же цифрами, но в обратном порядке. Запиши это число. 246642
2. В пятизначном числе - 53 единицы второго класса и 358 единиц первого класса. 53358
3. Запиши сумму первого и второго чисел. 300 000
4. Запиши, на сколько первое число меньше числа 250 000. 3358
5. Запиши, на сколько второе число больше числа 50 000. 3358
6. Вычисли сумму двух последних чисел (четвертого и пятого). 6716
7. Вычисли разность этих же чисел. 0
8. Первое слагаемое равно третьему числу, второе слагаемое равно седьмому числу. Запиши сумму этих чисел. 300 000
9. Уменьшаемое равно восьмому числу, вычитаемое равно шестому числу. Вычисли разность. 293 294
10. Из цифр получившегося шестизначного числа составь все двузначные числа, которые делятся на 7.
Проверка: 28, 42, 49, 84, 98.
Задача: чертеж и таблицу составить вместе, решение самостоятельное с последующей проверкой - сравнением с доской.
Построить чертеж и решить задачу!
Вовочка твердо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см. Подойдет ли для этого дела доска прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а площадь 900 кв.см?
Показ чертежа, выполненного учениками, и решенной задачи (добровольцы!) по документ-камере.
Проверка по готовому решению на ИД.
Групповая работа: сборка военной техники по итогам решенных примеров на сайте солнет по количеству детей в группе (работа с именованными числами)
Уменьшить величины в 5 раз:
1ч 20 мин (16 мин)
6 ц 25кг (1 ц 25 кг)
18 км 165 м (3 км 633 м)
Увеличить в 3 раза:
8 т 634 кг (25 т 9 ц 2 кг)
3 мин 33 с (10 мин 39 с)
- Каждый участник группы решает один пример, затем все по очереди проверяют свои решения. После этого приклеивают свои ответы на цветной лист и обращаются к родителям за проверкой. Если ошибок нет, лист снимается с планшета и вывешивается на доску в соответствии с родом войск. Пока ученик решают примеры с именованными числами, на доске появляется деление на сухопутные и морские силы.
Подведение итогов:
- Что нового вы узнали на уроке сегодня?
- Чьи знаменитые имена мы с вами теперь знаем?
- Какие знания помогли вам выполнить все знания?
- Вручение папам праздничных открыток, выполненных руками учеников ан уроках технологии.
Сценарий праздника для учеников первого класса
(праздник провели ученики 4 класса)
"Путешествие вокруг света. Праздник 4 стихий".
Составители: Тезикова Анна Юрьевна (учитель нач. кл.), Турова Н.В. (учитель-логопед)
Оборудование: Презентация на интерактивной доске (ИД)
Действующие лица:
- Ведущий Шпунтик
- Незнайка Кнопочка
- ЗнайкаПилюлькин
- Синеглазка Пончик
- Винтик
- 2 школьника-чтецы
Выходит Незнайка и видит объявление (на ИД):
"Внимание! Внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие с Цветочной площади. Ждем всех желающих. Знайка"
Незнайка: Ура! Путешествие! Пойду собираться.
Уходит Незнайка и появляются Коротышки. Кто-то выносит сумки, карту и компас, с аптечкой. Девочки что-то бурно обсуждают, несут шары, цветы в горшочках, свечи. Последним появляется Знайка с рюкзаком за спиной и глобусом в руках.
Знайка: Друзья! Очень рад всех вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по земному шару (на ИД: планета Земля)
Выбегает Незнайка: Ой, не опоздал. Вы ещё здесь? Возьмите меня с собой.
Все коротышки упали, вздохнули, взялись за голову.
Шпунтик и Винтик: Нет, только не это.
Шпунтик: Я помню прошлое путешествие.
Ведущий: Ребята, не ссорьтесь. Я вам помогу. Сегодня с нами в путешествие отправляются наши первоклассники.(проверяет готовность классов и коротышек)Тогда отправляемся.
Чтец 1:
Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Поймите это, люди
Как собственный приказ
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Ведущий: Дорогие дети, вы конечно знаете, что мы живем в окружении четырех стихий: воды, воздуха, земли, огня. Посмотрите. Перед нами карта Земли. А что же находится на земном шаре?
Ведущий: Давайте поговорим вами о воде.
Вода - очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещений, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требуют воды. А как ещё человек использует воду?
Для питья человеку пригодна только чистая вода-из родника, колодца, водопровода. Самая чистая- это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт холодная вода и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала. Поэтому к воде надо относиться бережно, не оставлять открытыми краны. А теперь послушайте стихотворение:
Чтец 2:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте время зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет-
И нет водицы-нет, нет, нет.
Ведущий: Сейчас Знайка нам расскажет кое-что о воде.
Сценка на тему "Свойства воды", диалог Знайки и Незнайки.
Знайка и Незнайка, стоя около географической карты мира спорят о свойствах воды. В руках у Знайки сосуд с водой.
Знайка: Большая часть поверхности Земли покрыта морями, реками, озерами и океанами.
Незнайка: А вот и нет! В нашем Солнечном городе воды меньше, чем суши. Много воды бывает только после дождя. Значит и на Земле воды бывает больше только после дождя, а в пустыне её и вовсе нет.
Знайка: Вода содержится в почве и в воздухе. Высоко в горах, на полюсах она предстаёт перед нами в виде снега и льда.
Незнайка: В почве и в воздухе воды совсем нет. Иначе мы бы всю жизнь ходили в резиновых сапогах по грязи. А в воздухе и подавно воды быть не может, потому что в противном случае мы бы дышали жидким воздухом, а жидкого воздуха не бывает.
Знайка: Вода обладает текучестью, бесцветна и не имеет запаха и вкуса. Вода-хорошийрастворитель для многих веществ.
Незнайка: Растворитель продается только в магазинах, и он очень опасен для человека, поэтому вода не может быть растворителем.
Знайка: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении-сжимается. Однако, замерзая, она расширяется и превращается в лед. При нагревании до 100 градусов вода превращается в пар.
Незнайка: При температуре 100 градусов вода кипит, а не превращается в пар. Если бы она превратилась в пар, то произошел бы взрыв: Бац! И вместо воды сразу много пара! А раз вода не взрывается, то всё это про пар - враки!
Ведущий: Ребята, так кто же из них прав и почему? (ответы детей)
Кнопочка и Синеглазка проводят игры:
1. Определи, что будет лишним: (на ИД)
А) Дождь, снег, роса, туман (осадки)
Б) Снег, дождь, град, лед (твердое состояние воды)
2. Какие водоемы встречаются в природе? (на ИД)
р:й (ручей), о:о (озеро), б:о (болото)
Знайка: Все что знаем о Воде, вмиг расскажем мы тебе!
Винтик: В природе путешествует Вода, она не исчезает никуда.
Шпунтик: То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.
Пилюлькин: По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется,
Кнопочка: Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:
Синеглазка: Нас окружает везде и всегда эта волшебница - наша Вода!
Ведущий: Вот мы с вами и узнали кое-что о воде. Теперь мы сможем отправляться дальше.
Земля
Чтец 1: Вот Земля, почва благодатная, щедрая кормилица.
Бросьте в неё семена - вырастут на ней хлеба.
Росточки в почву посади - вырастут вокруг сады.
Леса, травинки и кусты - всё на земле должно расти.
И рады мы всегда, друзья, зеленым травкам и лесам.
Ведущий: Расскажите, мне, друзья, чем ещё богата наша земля?
(Отвечают дети)
Знайка: Наша Земля -это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим.
Пончик: На Земле растут овощи, фрукты, хлеба - всё это наша еда.
Синеглазка: Из земли вырастает всё красивое: цветы, кусты, деревья. Они украшают нашу жизнь.
Винтик: В подземных кладовых хранятся разные богатства.
Шпунтик: Руда и уголь, нефть и газ, золото и камни самоцветные.
Пилюлькин: На Земле растут леса, в лесах живут разные звери.
Чтец 2:
Надо Землю беречь и лелеять.
Копать осторожно, умеючи сеять.
Что нынче посеем, то завтра пожнём.
К земле относиться с теплом и добром.
Коротышки загадывают загадки о полезных ископаемых (на ИД)
Винтик: Без неё не поедет машина. |
Пилюлькин: Прочен он, красив, упруг, |
Шпунтик: Его мы встретим во дворе, |
Синеглазка: Очень мягка и красива |
Кнопочка: Не кладут её в варенье, |
Знайка: Он бурый и чёрный блестящий, |
Ведущий: Уголь, как оказалось. Родной брат блестящего драгоценного алмаза. Если алмаз нагреть до высоких температур, то он сгорит, т.е. получится уголь. А если алмаз нагревать до определенной температуры в сосуде, где выкачан воздух, то он превратится в графит. Графит используется в грифелях для карандашей.
Физ.пауза. Игра "Овощи".
Ведущий:Где растет съедобная часть овоща? Если в земле, то закрываем голову руками. Если на поверхности - встаём.
Слова: репа, укроп, свёкла, морковь, тыква, чеснок, огурец, картофель, кабачок, редис
Ведущий: Вот и замечательно. Летим дальше.
Огонь
Пончик: Ой, что это такое, бурлит как суп, и очень жарко стало.
Винтик:
Огонь-огонёк,
Солнца яркого сынок!
Он в гирляндах новогодних,
И в весенних хороводах,
И в цветении полей,
И в блеске солнечных лучей.
Вопросы детям
Шпунтик: Что это: Накормишь - живёт, напоишь - умрет? (огонь)
Синеглазка: Как называется профессия людей, борющихся с огнём? (пожарные)
Пилюлькин: Чем опасны пожары? (ответы детей)
Пилюлькин: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
Ведущий: А сейчас летим дальше.
Воздух
Ведущий: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем. (воздух)
Незнайка: Как красиво вокруг! Знайка, а есть на свете такое, чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
Знайка: Это воздух. Воздух состоит из кислорода, углекислого газа, азота. Ветер - это движение воздуха. Что умеет делать воздух? (Шуметь. Качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль. Ветер может быть веселым, лёгким, а может быть сильным, разрушающим, злым - это ураган, буря, смерч.)
Ведущий: Ребята, подумайте, как ветер может повредить людям? (ответы детей) (н-р6 иногда разрушает дома, ломает деревья, переворачивает машины, срывает шляпы, во время шторма сильного ветра с дождем тонут корабли, погибают люди)
Ведущий: Ветер не всегда бывает злой разрушительный. Он часто помогает людям. (показать картинки с изображением парусника, мельницы, рассказать о пользе ветра (на ИД)
Пилюлькин: А я тоже хочу рассказать ребятам о воздухе!
(на ИД) Если вы дома страдаете от: головных болей, усталости, сухости во рту, глазных воспалений, кашля, тошноты, заложенного носа... То одна из причин недомоганий-загрязненный воздух.
Игра: (проводит Пилюлькин) Загрязнение воздуха. Я сейчас буду называть слово, а вы потопайте, если это загрязняет воздух: выхлопные газы от автомобилей, сажа, азот, дым, пыль, водяные пары.
Ведущий: Есть три брата родные: один ест - не наестся, другой пьёт - не напьётся, третий гуляет - не нагуляется.( огонь, земля, вода) А ещё какая есть стихия? (ответ детей "воздух")Наше путешествие подходит к концу. Осмотритесь вокруг. Где вы здесь на сцене можете увидеть эти 4 стихии?
Земля есть в цветочных горшках, воздух- в воздушных шарах, огонь-зажгите несколько свечей.
Знайка: Четыре клада, четыре стихии есть у природы:
Синеглазка: Земля и воздух, огонь и вода-вот её основа.
Пилюлькин: И чтоб не случилось - коль есть они, всё возродится снова.
Винтик: И солнце засветит, подарит тепло.
Шпунтик: Четыре природных стихии-это сила, свет, добро:
Незнайка:
Вода и воздух, огонь и земля-
На нашей планете всем людям - друзья!
Чтец 1:
Славься, щедрая Земля!
Славься, чистая Вода!
Славься, Воздух, ветерок!
Славься, яркий огонёк!
Ведущий: Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой
Живут в нём птицы и цветы, весенний звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ТЫ и все твои друзья!
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли зовётся этот дом.