Пояснительная записка
Сегодня алкоголь (в связи со своей доступностью, широкой пропагандой в СМИ, малой эффективностью существующих законодательных актов по ограничению его употребления) несет большую угрозу подрастающему поколению.
Алкоголь оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека, ребенка: на его здоровье, на способность мыслить и узнавать новое, на процесс взаимодействия с окружающими его людьми (в том числе близкими), на способность хорошо выполнять свою профессиональную деятельность.
Опыт профилактической работы в образовательном учреждении показывает, что степень приобщенности детей и подростков к вредным привычкам достаточно велика, причем с взрослением школьников число детей с вредными привычками увеличивается. Кроме того значительное число учащихся начального и среднего звена характеризуются наличием в сознании искаженных представлений о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя и табака.
Так, например, среди наиболее часто встречающихся искаженных представлений об алкоголе являются следующие:
- алкоголь в малых количествах полезен для человека;
- пиво – не алкогольный напиток, поэтому его можно употреблять и детям;
- алкоголь детям употреблять нельзя, а взрослым – можно;
- алкоголь никак не влияет на здоровье и самочувствие человека, на способность контролировать свое поведение и др.
Незнание или искаженное представление о том, к чему может привести употребление алкоголя или его злоупотребление, зачастую способствует тому, что уже дети начального звена без опасения пробуют алкогольные напитки, а к подростковому возрасту у них формируется устойчивое отношение к алкоголю как неотъемлемой части веселого и приятного времяпрепровождения.
Данную ситуацию усугубляет также асоциальный образ жизни отдельных родителей, которые, зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.
В связи с этим у педагогов школы возникает острая необходимость в проведении с учащимися работы по профилактике вредных привычек (в т.ч. употребления алкоголя), начиная с младшего школьного возраста.
Цель занятия: Создание условий для снижения риска приобщения младших школьников к употреблению алкогольных напитков путем формирования у них реалистичных представлений о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «вредные и полезные привычки», «пьянство», «алкогольные напитки», «возможные медицинские и социальные последствия употребления алкоголя», «внутренние органы человека (сердце, мозг, печень), страдающие от алкоголя».
Развивающие:
- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Совершенствование умения воспринимать информацию, представленную в разной форме (мультфильма, пословицы, изображения и пр.), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Формирование умений строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Развитие умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению алкоголя.
Адресат: учащиеся начального звена.
Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, аудиоколонки, компьютер; мультипликационный фильм «Лу. Рождественская история» (режиссер – В. Токарева, 2005 г.); компьютерная презентация «Влияние алкоголя на внутренние органы человека» (Приложение №1); раздаточный материал для каждого ученика: заготовка «Строение тела человека» (Приложение №2); заготовка «Ладошка» (Приложение №3); пословицы о вреде алкоголя для обсуждения (Приложение №4); карандаш красного цвета; набор кружочков из бумаги зеленого, желтого, красного цвета.
Система измерителей: анкетирование с целью изучения реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя (до занятия – с целью определения их начального уровня, после проведения занятия – с целью оценки их усвоения) (анкета для изучения степени реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя у младших школьников представлена в Приложении №5).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодняшнее занятие посвящено полезным и вредным привычкам человека. Какие полезные привычки вы знаете? (Занятие спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание, закаливание и т.д.) Какие вредные привычки вы можете перечислить? (Табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие и т.д.)
– О какой вредной привычке пойдет речь сегодня, вы узнаете, посмотрев мультфильм «Лу. Рождественская история». При просмотре мультфильма вам необходимо подумать и мысленно ответить на следующие вопросы (вопросы оформлены на классной доске):
- Как зовут главных героев мультфильма?
- Что произошло с главными героями?
- О какой вредной привычке говорится в мультфильме?
- К чему привела эта вредная привычка?
II. Просмотр мультипликационного фильма «Лу. Рождественская история» (режиссер – В. Токарева, 2005 г.). Его последующее обсуждение.
– Итак, ребята, мы посмотрели с вами мультфильм. Давайте попробуем ответить на предложенные вопросы. И первый вопрос – как зовут главных героев? (Дети перечисляют: ворона Лукерия, Настя, Колька).
– Что же произошло в мультфильме с главными героями? (Колька напился, упал на железнодорожных путях, заснул и погиб от проходящего поезда).
– О какой вредной привычке говорится в мультипликационном фильме? (О пьянстве, употреблении алкоголя).
– К чему же привело пьянство, употребление алкоголя в данной ситуации? (К смерти, трагедии, несчастному случаю).
III. Определение темы и целей урока.
– На сегодняшнем занятии, как вы уже догадались, мы поговорим о такой вредной привычке как употребление алкоголя. Во время урока мы узнаем, как алкоголь влияет на человека, его здоровье, поведение и жизнь в целом.
– В мультипликационном фильме алкоголь, его употребление привело к смерти. А к чему еще может привести употребление алкоголя? (К потере здоровья, к его ухудшению).
– Правильно, ребята. Первое, что страдает от алкоголя – это здоровье человека. Показать свои знания в этом вопросе (а именно, как алкоголь влияет на здоровье человека) я предлагаю вам, выполнив следующее упражнение.
IV. Индивидуальная работа учащихся «Влияние алкоголя на внутренние органы человека». Обсуждение результатов работы (модификация упражнения Касаткина В.Н.).
– У каждого из вас на рабочем столе лежит заготовка «Строение тела человека» (такая же заготовка отображается на Слайде №1 Презентации):
Рис. 1.
– Вам необходимо красным карандашом (красный цвет карандаша в этом случае – цвет опасности) раскрасить на заготовке те внутренние органы человека, которые, на ваш взгляд, стадают от употребеления алкоголя.
– Итак, давайте обсудим, что у нас получилось (учащиеся перечисляют органы, которые они закрасили в результате индивидуальной работы: сердце, желудок, кишечник, мозг и др.).
– Правильно, ребята, все перечисленные вами органы человека страдают от алкоголя. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что от алкоголя страдают не только отдельные органы человека, а весь его организм: каждая клеточка, каждая его частичка. Поэтому имеющуюся у вас заготовку нужно было раскрасить полностью.
– Что происходит с внутренними органами человека в результате употребеления алкоголя, как алкоголь влияет на их работу, мы узнаем из компьютерной презентации.
V. Демонстрация компьютерной презентации «Влияние алкоголя на внутренние органы человека» с комментированием.
– С помощью презентации мы узнаем, что происходит с основными органами человека в результате употребления алкоголя.
а) Мозг.
– Первый орган, который страдает в результате употребления алкоголя – мозг человека. Ребята, зачем человеку нужен мозг? (Для того, чтобы мыслить, думать, соображать, учиться, узнавать новое и т.д.)
– На представленном изображении, слева, показан мозг человека, который ведет здоровый образ жизни, не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №2 Презентации). Мозг такого человека похож на грецкий орех. Бороздки на его поверхности – это извилины. Чем больше извилин в мозге человека, тем он умнее и сообразительнее. Справа на изображении показан мозг человека, долгое время употребляющего алкоголь. Чем он отличается от изображения слева? (Размером, формой)
– Правильно. Когда человек выпивает, вредные вещества, содержащиеся в алкоголе, попадают в кровь. С кровью они поступают в мозг и разрушают его клетки – нейроны. Клетки мозга умирают – мозг уменьшается в размерах, искривляется его форма, пропадают извилины.
– Как вы думаете, может ли человек с таким мозгом хорошо думать, соображать, учиться? (Дети высказываются)
б) Сердце.
– Следующий орган, страдающий от алкоголя – сердце. Сердце в организме человека выполняет функцию насоса: оно перекачивает кровь в организме, доставляя питательные вещества ко всем его клеточкам. У каждого человека сердце имеет свой размер. Чтобы узнать, какого размера бьется в вашей груди сердечко, нужно сжать кулачёк. Какого размера ваш кулачёк – такого размера у вас и сердечко.
– На изображении слева показано сердце человека, который ведет здоровый образ жизни и не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №3 Презентации). А справа показано, как выглядит сердце больного человека. В глаза сразу же бросается, что они отличаются размером. Сердце человека, злоупотребляющего спиртным, больше в несколько раз сердца здорового человека. Оно покрыто толстым слоем жира. Такое сердце работает медленно, неэффективно, перекачивает меньше крови, а со временем может совсем остановиться.
в) Печень.
– Печень в организме человека выполняет функцию очистительной фабрики. Она очищает наш организм от всех вредных веществ, попадающих из внешней среды.
– Любите ли вы чипсы, сухарики, газированный напитки, жвачки? (Дети отвечают утвердительно) А знаете ли вы, что в этих продуктах содержится много вредных и часто опасных для здоровья веществ. Для того чтобы организм не отравился и существует печень. Печень здорового человека представлена на изображении слева (демонстрируется Слайд №4 Презентации).
– А в алкоголе содержится в сотни раз больше вредных веществ. Алкоголь, попадая с кровью в печень, засоряет ее намного больше, чем другие вещества. В результате печень со временем изнашивается, обрастает жиром, гниет изнутри – такая печень изображена на рисунке справа. Печень злоупотребляющего алкоголем человека перестает очищать его организм, организм засоряется вредными веществами, человек погибает.
– Сегодня вы узнали, как страдают от алкоголя мозг, сердце и печень. Но я еще раз хочу напомнить вам, что в результате употребления алкоголя страдают все органы человека, каждая клеточка, каждая частичка нашего организма. Поэтому возьмите красный карандаш и раскрасьте все тело человека на заготовке (дети докрашивают свои рисунки).
– Ребята, алкоголь разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Как это происходит, я предлагаю узнать из народных пословиц и поговорок.
VI. Групповая дискуссия «Народная мудрость».
– Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки (Приложение №4):
а) «Выпил вина – так и стал без ума».
– Как вы думаете, что имеется в виду в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно ребята, выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т.д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.
б) «Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез».
– А что эта пословица хочет сказать нам? (Дети высказываются). Да, ребята. Пьяный человек часто причиняет вред не только самому себе, но и окружающим его людям, особенно – родственникам. Пьяный человек становится агрессивным, грубым, непредсказуемым, может сказать в адрес своих близких обидные слова, ударить их, выгнать из дома. В итоге все окружающие его люди страдают.
в) «Водка и труд рядом не идут».
– Ребята, давайте подумаем, о чем эта пословица? (Дети высказываются). Конечно, ребята, пьяный человек не может правильно и четко выполнять свою работу. Любое действие у него вызывает затруднение. Даже если человек идет на работу трезвый, а накануне выпил, у него болит голова, он плохо соображает, а значит, плохо справляется со своей работой. Такого работника долго не держат на рабочем месте и увольняют.
г) «Без ума пьет – без угла живет».
– О чем же говорится в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно, ребята, пьющий человек не нужен своей семье (он не работает, не приносит в семью деньги, причиняет боль своим родственникам), его прогоняют, он остается без дома. Некоторые алкоголики (люди, не умеющие жить без алкоголя, употребляющие его ежедневно в больших количествах) сами продают свои дома, квартиры для того, чтобы приобрести больше алкоголя, а потом вынуждены жить в подвалах, подъездах, питаться на улице.
– Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что алкоголь оказывает плохое влияние не только на здоровье человека, но и другие сферы его жизни: лишает человека его работы, жилья, семьи.
– Для закрепления новых знаний, которые вы получили на сегодняшнем занятии, я предлагаю поиграть в игру «Светофорики».
VII. Игра «Светофорики» (модификация упражнения Хухлаевой О.).
– У каждого из вас на рабочем столе лежат три кружочка (красный, желтый, зеленый – как сигналы светофора). В нашей игре красный цвет означает «я не согласен», зеленый – «я согласен», а желтый – «я не знаю, не уверен» (значение цветов фиксируется на классной доске). Я буду зачитывать разные предложения (утверждения) об алкоголе и его влиянии на человека, а вы с помощью кружочка нужного цвета оценивать, правильное это предложение (утверждение) или нет.Давайте потренируемся:
а) «Алкоголь разрушает печень, сердце, мозг и другие внутренние органы человека» (правильный цвет кружка – зеленый).
– Правильно, ребята, в ходе сегодняшнего занятия мы с вами узнали, что алкоголь разрушает все жизненно важные органы человека, они начинают плохо работать и человек заболевает. Поэтому нужно было поднять зеленый цвет. Продолжим:
б) «Алкоголь улучшает работу мозга» (правильный цвет кружка – красный).
– Конечно, ребята. Правильный цвет – красный, т.к. алкоголь не улучшает работу мозга, а ухудшает. Алкоголь разрушает головной мозг, в результате человек плохо соображает, портится его способность узнавать и запоминать новое.
в) «Выпить немного вина каждый день полезно каждому человеку» (правильный цвет кружка – красный).
– Да, ребята. Алкоголь даже в малых количествах противопоказан для употребления, а тем более ежедневно. Даже незначительное количество алкоголя плохо сказывается на самочувствии человека, любое его количество разрушает все органы человека.
г) «Детям алкоголь пить нельзя, а взрослым можно» (правильный цвет кружка – красный).
– Ребята, важно каждому уяснить, что алкоголь опасен в любом возрасте и приносит вред как детям, так и взрослым. Но особенно опасно употреблять алкоголь в детском возрасте, потому что детский организм еще только развивается, растет и не имеет много сил, чтобы противостоять отравляющему воздействию алкоголя.
д) «Пиво – это не алкогольный напиток, его можно пить не только взрослым, но и детям» (правильный цвет кружка – красный).
– Многие люди не считают пиво алкогольным напитком и очень сильно ошибаются. Пиво – алкогольный напиток, т.к. в своем составе имеет алкоголь. Он также одурманивает сознание человека, как и другие напитки – водка, вино, самогон. Приводит к тем же последствиям: разрушает внутренние органы, ослабляет здоровье человека, делает человека глупым, губит его жизнь в целом.
IX. Итог урока – упражнение «Ладошка» (модификация упражнения Хухлаевой О.).
– На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет алкоголь. Это влияние опасное и разрушающее, в чем мы сегодня с вами убедились.
– В заключение занятия я предлагаю выполнить упражнение «Ладошка», которое поможет понять, почему же вы не будете употреблять алкоголь. У каждого из вас на столе лежит контур ладошки, в центре ладошки надпись «Я не буду употреблять алкоголь, потому что…»:
Рис. 2.
– В контурах пальчиков вы должны написать, почему же вы не будете пить алкоголь. Ответы у вас могут получиться разные. В своей ладошке я запишу, например, следующее: «… алкоголь разрушает организм», «…плохо влияет на ум» и т.д. Итак, начнем (дети самостоятельно выполняют упражнение).
– Давайте обсудим, что у нас получилось (предлагается зачитать свои ответы).
– Молодцы, ребята!
IX. Домашнее задание.
– Ребята, я предлагаю каждому из вас нарисовать в свободное время плакат, который будет напоминать нам всем о вредоносном воздействии алкоголя на человека. Из полученных рисунков мы сделаем с вами выставку под названием: «Вся правда об алкоголе».
Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов:
- Касаткин В.Н. и др. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., Образование и здоровье, 2003.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5, М., Чистые пруды, 2005.
- Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство «Трезвление» / Режим прямого доступа: trezvenie.org/media/video/ (ссылка для просмотра и скачивания мультфильма «Лу. Рождественская история», режиссер – В. Токарева, 2005 г.)