Да умилосердится Бог
над нашим веком
и откроет у кого-либо мысленные очи,
чтобы тот правильно понял связи вещей и сообщил
это другим.
Я.А. Каменский.
Великая дидактика гл. XVII. Основоположение III
В условиях технологизации и информатизации в обществе возник новый социальный заказ: необходим человек, понимающий и принимающий всю меру ответственности за свои решения, способный к самоопределению в быстроменяющемся динамическом мире. Поэтому в стенах школы важно научить современного школьника уметь пользоваться различными источниками знаний, объяснять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, критически оценивать поступающую информацию, знать, применять универсальные способы выхода из трудных нестандартных ситуаций, научить осознанно воспринимать события, видеть целостную картину мира. Время требует введения практических и творческих методов усвоения знаний и способов деятельности. Выполнению основных задач современной школы способствуют уроки, организованные на творческом уровне: интегрированные, проблемные, частично – поисковые, исследовательские. Суть деятельности учителя и обучающегося сводится к процессу формирования новых знаний путём совместной мыслительной деятельности. Это не просто процесс передачи готовых знаний, а это процесс познания через мыслительную деятельность самого ученика. Учащийся рассуждает, размышляет, выражает и обосновывает своё мнение, спорит, а учитель умело направляет его работу.
Все естественные науки изучают одни и те же объекты - природные явления. Их образ в глазах учащихся должен быть един. Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.И. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие – подчёркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Одной из важнейших задач средней школы является формирование у школьников единого естественно – научного мировоззрения, т.е. создание в представлении учащихся общей картины мира с её единством и многообразием свойств живой и неживой природы. Поэтому характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных отраслей знания и бурное их развитие.
Что может помочь, сохранив структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствующую требованиям обязательного минимума содержания образования, повысить познавательный интерес к предмету, включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности? Интеграция! Она является одним из определяющих факторов развития научного познания и позволяет усилить формирование опыта творческой деятельности.
Изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика, экология и др. Интеграции содержания курса химии, физики и материала других дисциплин позволяет продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе, среди которых важнейшими являются следующие:
- формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности, опыта активной познавательной деятельности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы, навыков безопасного обращения с веществами и материалами как основы сохранения природы, здоровья и жизни человека;
- осознанное усвоение системных научных знаний об окружающем мире, месте и роли в нём человека, в том числе и знаний по химии;
- развитие интеллектуально-творческих способностей, навыков самообразования.
Большая возможность использования на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать ещё одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, способствует развитию научного стиля мышления учащихся, повышает уровень их обученности;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной чёткостью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; информационной ёмкостью учебного материала используемого на уроке.
Интегрированный урок может быть обобщающим по теме для всех интегрируемых предметов, уроком углубления знаний по всем интегрируемым предметам (в 10–11 классах, когда учащиеся после окончания основной школы получили основные ЗУН по теме урока), уроком-повторением для одного предмета и вводным уроком для другого. В последнем случае важным является повторение и анализ основных фактов, событий, явлений и творческое перенесение знаний, умений и навыков учеников в новые ситуации, обобщение и систематизация учебных достижений и развитие знаний учащихся на новом уровне.
Анализируя программы по физике и химии, мы пришли к выводу, что многие темы, в том числе: “Агрегатные состояния веществ”, “Законы сохранения”, “Молекулярная физика”, “Электрические и магнитные эффекты в химических средах неживой и живой природы”, “Строение атома”, “Изотопы” и другие, изучаются в этих курсах параллельно. В результате возникла идея проведения интегрированных уроков химии и физики.
На своих интегрированных уроках мы используем следующие педагогические технологии и методы: создание проблемных ситуаций (проблемное обучение), технология демонстрационного эксперимента, информационные (электронные) технологии, тестирование; беседа, поисково-исследовательский метод, организация работы с технологической картой, организация саморефлексии.
Возьмём, к примеру, фрагмент интегрированного урока “Электролиз – физико-химический процесс”.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, использованы педагогические технологии А.А.Окунева, О.С.Газмана, информационные технологии.
Цели урока: на основе интеграции исторических, химических, физических знаний изучить электролиз через эксперимент и решение задач, сформировать умения определять процессы, происходящие на электродах, составлять суммарное уравнение реакции электролиза; установить связь науки с практикой - показать широкое прикладное значение электролиза.
Определяем задачи.
Образовательные:
- раскрыть сущность явления электролиза через эксперимент и решение задач;
- сформировать умения определять процессы, происходящие на электродах, составлять суммарное уравнение реакции электролиза;
- показать широкое прикладное значение электролиза.
Воспитательные:
- осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада русского учёного Б.С.Якоби и зарубежных учёных Г.Деви, М.Фарадея, А.Муассана в изучение электролиза;
- продолжить развитие познавательного интереса к предметам физика и химия.
Развивающие:
- развивать мышление, умение использовать теоретические знания на практике при решении задач и выполнении экспериментальных заданий;
- развивать умения работать с дополнительной литературой, готовить презентацию учебного материала.
Методический аспект занятия:
образовательная технология:
личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
формы и методы организации учебного занятия:
интегрированный урок – творческая мастерская;
наглядные пособия:
презентация урока “Электролиз”; карточки с тестом, буклет с подборкой задач для домашней работы;
оборудование для экспресс-анализа воды: две пары электродов, стаканы с водой, содержащей примеси, источник тока, лампочка на подставке, соединительные провода, ключ;
оборудование для экспериментальной работы по качественной проверке первого закона электролиза: источник электропитания, соединительные провода, три лампочки на подставке, три стакана с раствором медного купороса, три пары электродов, ключ - 3 комплекта;
технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
литература:
- О.С.Габриелян, Химия, 11 класс: учеб. для общеобраз. учреждений. -М.: Дрофа, 2006;
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин, Физика, 10 класс: учеб. для общеобраз. учреждений. -М.: Просвещение, 2008;
- журналы “Химия в школе” №8/2003, №10/2005, №8/2005, №7/2008;
- журнал “Физика в школе” №7/2005;
- Т.П.Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова, Современный урок, часть 5, Ростов-на-Дону, издательство “Учитель”, 2007;
- интернет-ресурсы: электролиз (Википедия).
1. Основные этапы учебного занятия (логика учебного занятия):
учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности (3 тип): мотивация —> актуализация комплекса знаний и способов деятельности —> самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях (операционно-исполнительский отдел) —> самоконтроль и контроль (оценочно-рефлексивный этап) —> коррекция —> рефлексия.
2. Структура учебного занятия (с указанием временных аспектов):
мотивационно-ориентировочный этап - 12 мин.,
актуализация знаний учащихся - 10 мин.,
операционно-исполнительский этап - 17 мин.,
оценочно-рефлексивный этап - 3 мин.,
итоги урока - 3 мин.
Фрагмент мотивационно-ориентировочного этапа.
Учитель химии:
Физика и химия относятся к естественным наукам, изучающим природу. Их законы универсальны. Они с успехом объясняют свойства кристаллов и живых клеток, помогают производить стыковку космических кораблей и выполнять сложнейшие операции.
Сегодня мы рассмотрим связь между физикой и химией на примере одного процесса-электролиза. Под таким названием объединяются физико-химические процессы, происходящие на электродах, когда через растворы или расплавы электролитов проходит электрический ток.
Учитель физики:
В ходе урока мы совершим экскурс в историю, познакомимся с практическим использованием электролиза, рассмотрим сущность процесса электролиза с точки зрения химии, выполним физический эксперимент по качественной проверке первого закона Фарадея, в тестовой форме проверим уровень усвоения вами полученной информации. В нашей творческой мастерской мы будем щедро делиться друг с другом теми материалами, которые наработали по теме “Электролиз”.
Затем учащиеся представляют подготовленные сообщения, сопровождаемые презентациями: история развития учения об электролизе, практическое использование этого процесса для получения металлов из расплавов их оксидов, гидроксидов или хлоридов, для рафинирования (очистки) и электровосстановления металлов, для изготовления изделий и снятия копий с предметов с помощью электролитического осаждения металла из водного раствору его соли – гальванопластика, для проведения исцеляющих процедур в медицине - гальванизация и электрофорез. В завершении мотивационно-ориентировочного этапа проводится экспресс – анализ воды.
На уроке мы использовали различные подходы к изучению процесса электролиза как с точки зрения химии, так и с точки зрения физики. И в результате нашей творческой работы каждый из учащихся познал радость открытия, чувство взаимного обогащения друг друга. А обмен информацией в ходе урока привёл к пониманию, озарению, познанию новых ощущений, прошедших через ум и переживания.
Литература
1. Е.А. Глинская. Межпредметные связи в обучении. – 3-е издание. - Тула: инфо 2007.
2. Ю.И. Дик. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика. -2008. -№9.
3. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – Вентана-Граф, 2004.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Е.Ю. Сухаревская. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей/ 2-е издание. – Ростов на Дону: РПИ, 2007.