Цели:
Образовательная:
- ввести понятие диаграммы, объяснить необходимость ее использования; познакомить обучающихся с типами диаграмм;научить строить диаграммы, формирование навыков анализа данных с помощью диаграмм различных типов.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к обучению. Развитие творческих способностей, логического и аналитического мышления. Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления. Развить умение построения и чтения круговых и столбчатых диаграмм, с использованием номенклатурных данных, учить анализировать, делать выводы;
Воспитательная:
- воспитание сознательного отношения к учебе, нравственное воспитание личности, формирование целеустремленности, аккуратности, активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут: создавать диаграммы и графики, анализировать.
Тип урока: комбинированный формирование навыков и умений.
Задачи урока:
Оборудование:
- Учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.
- Учебник математики Н.Я. Виленкин,?В.И. Жохов, А.С.
Геслоров, С.И. Шварцбурд
"Математика 6" М: Мнемозина, 2009г.? - Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010
- ЗАО "Компания "АСТ-ПРЕСС" Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин
- Презентация, выполненная в MicrosoftOfficePowerPoint 2007
- Интерактивная доска PANASONIC
- Проектор
- Линейки, карандаши, транспортиры.
- Раздаточный материал
Термины и понятия:
Диаграмма (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Номенклатура (лат. nomenclatura - перечень, роспись имён)
Система (совокупность) названий, терминов, употребляемых в науке, технике и т. п. (см. Номенклатура химическая, Научная классификация биологических видов, Номенклатура в биологии, Номенклатура в ботанике, Номенклатура в зоологии, Номенклатура анатомическая, Номенклатура в микробиологии,Номенклатура в географии).
Систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, в котором каждому наименованию материала условно присвоено постоянное цифровое, буквенное или буквенно-цифровое обозначение, так называемый номенклатурный номер.
Алгоритм от имени учёного аль-Хорезми (перс. [al-Khwarazmi]) - точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
"Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность".
Статистика это ряды цифр, которые характеризуют различные стороны жизни государства.
Статистика - это род практической деятельности людей цель которой сбор, обработка и анализ информации.
Статистика - это наука, разрабатывающая статистическую методологию т.е. набор приемов и способов сбора, обработки и анализа информации.
Таким образом, статистика - это общетеоретическая наука (комплекс научных дисциплин), которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, иэ состав, распределение, размещение в пространстве, движение во времени выявляя действующие взаимозависимости и закономерности в конкретных условиях места и времени.
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
Ход урока
Блок математики-5 минут.
На сегодняшнем уроке вы можете ощутить себя настоящим специалистом, а вот каким мы сейчас узнаем.
Вы должны правильно ответить на вопросы и узнать специалиста в роли которого вы сегодня будите.
Устный опрос (фронтально):
Слайд 2
1. Что такое - диаграмма?
Диаграмма - это условное изображение числовых величин или их соотношений графическим способом Примером диаграммы, ее частным случаем является всем известный график функции.
2. Для чего применяются диаграммы?
В деловой, финансовой, экономической сферах роль диаграмм очень велика. Сколько же времени должен затратить экономист фирмы, впиваясь взглядом в таблицу, выискивая в ней максимальные и минимальные значения различных показателей, выявляя соотношения этих значений для различных подразделений! Естественно, что подобный анализ многократно упрощается при наличии диаграмм. Иногда достаточно одного-двух взглядов на диаграмму для получения нужной информации.
3. Приведите примеры, где вы можете встретить диаграммы.
4. Какая наука занимается данными вопросами.Статистика
Слайды 3-8
Учитель демонстрирует подборку материалов (Интернет, по атласам периодической печати,СМИ, задания из ГИА и ЕГЭ.)
В ходе демонстрации учащиеся делают вывод о разнообразии видов диаграмм.
Гистограммы. Данные, которые расположены в столбцах или строках, можно изобразить в виде гистограммы. Гистограммы используются для демонстрации изменений данных за определенный период времени или для иллюстрирования сравнения объектов. В гистограммах категории обычно формируются по горизонтальной оси, а значения - по вертикальной.
Линейчатые диаграммы.Похожи на гистограммы (отличие - повернуты на 900 по часовой стрелке). Используются для сопоставления отдельных значений в определенный момент времени, не дают представления об изменении объектов во времени. Горизонтальное расположение полос позволяет подчеркнуть положительные или отрицательные отклонения от некоторой величины.
Линейчатые диаграммы можно использовать для отображения отклонений по разным статьям бюджета в определенный момент времени. Можно перетаскивать точки в любое положение. Линейчатые диаграммы иллюстрируют сравнение отдельных элементов.
Графики. Графики позволяют изображать зависимость данных (ось У) от величины, которая меняется с постоянным шагом (ось Х). Метки оси категорий должны располагаться по возрастанию или убыванию.
Графики чаще используют для коммерческих или финансовых данных, равномерно распределенных по времени (отображение непрерывных данных), или таких категорий, как продажи, цены и т.п.
Может возникнуть необходимость использовать графики для отображения равномерно распределенных значений, например, месяцев, кварталов или финансовых лет. Это особенно важно при наличии нескольких рядов - для одного ряда можно использовать ось категорий. Также графики можно использовать при наличии нескольких равномерно распределенных числовых меток, особенно лет. Если числовых меток больше десяти, вместо графика лучше использовать точечную диаграмму.
Круговые диаграммы. Данные, которые расположены в одном столбце или строке, можно изобразить в виде круговой диаграммы. Круговая диаграмма демонстрирует размер элементов одного ряда данных пропорционально сумме элементов. Точки данных на круговой диаграмме выводятся в виде процентов от всего круга. Эти диаграммы можно использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%.
Точечные диаграммы. Точечная диаграмма показывает отношения между численными значениями в нескольких рядах данных или отображает две группы чисел как один ряд координат x и y.
Точечная диаграмма имеет две оси значений, при этом один набор значений выводится вдоль горизонтальной оси (оси X), а другой - вдоль вертикальной оси (оси Y). На точечной диаграмме эти значения объединяются в одну точку данных и выводятся с неравными интервалами, или кластерами. Точечные диаграммы обычно используются для представления и сравнения числовых значений, например, научных, статистических или инженерных данных. Для вывода данных таблицы в виде точечной диаграммы следует поместить данные по оси X в одну строку или столбец, а соответствующие данные по оси Y - в соседние строки или столбцы.
II. Блок математики и географии. 8- 10минут.
На примере"Состав воздуха" отрабатывается алгоритм построения круговых и столбчатых диаграмм.
Учитель математики: Строим круговую диаграмму "Состав воздуха" в тетради.
Слайд 9-10
Воздух представляет собой смесь разных газов: азота, кислорода, водяного пара, аргона, двуокиси углерода и многих других.
Из каждых 100 % сухого воздуха
Азот- 78,09%
Кислород- 20,95% -
Аргон -0,93
Углекислый газ-0,03%
Построим круговую диаграмму.
На ней каждому проценту соответствует сектор с центральным углом 3,6°.
Азот займет сектор в 281,2°, кислород - 75,5°, аргон- 3,4°. аргон- 3,4°,углекислый газ-0,2°,
И в числе этих "прочих газов" углекислому газу достанется сектор всего-то около семи угловых минут, чуть больше одной десятой градуса, то есть он не будет виден ни при каком масштабе чертежа.
Учитель математики: Строим столбчатую диаграмму "Состав воздуха" в тетради.
Слайд11-13
Алгоритм.
1. Начертить прямой угол
2. Подобрать удобную цену деления
3. На горизонтальной стороне (ось Х) ,отметить название - газов, 1 см - один газ
На вертикальной стороне (ось Y) долю (%) -1 см -10%
4. От выбранных точек построить вертикальные отрезки(столбцы) высота которых равна соответствующей величине.
III. Блок. Работа в группах 4 группы (по 5 человек )- 15минут. Слайд 14
Каждой группе выдается пакет заданий (Алгоритмы, номенклатурные данные, критерии выполнения заданий) Приложение 3.
IV.Защита работ каждая группа 1 минута (4-5 минут)
V. Рефлексия (обратная связь). 3 минут
Что такое - диаграмма?
Для чего применяются диаграммы?
Приведите примеры, где вы можете встретить диаграммы.(на основе своих работ)
Какая наука занимается данными вопросами.
VI. Домашнее задание.Слайд 15- 2 минуты Приложение 4, приложение 5.
Каждому ученику выдается лист с заданием для построения диаграмм, графиков
(выбрать по два задания на построение столбчатой и круговой диаграмм и графика )
*По алгоритму Приложения 5 построить график (столбчатую диаграмму), профиль отрезка А-В, по желанию, на оценку.