Кукла моей прабабушки

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема “Кукла моей прабабушки” рассчитана на два урока. Первый урок посвящается изучению истории возникновения и развития тряпичной куклы на Руси и поэтапного выполнения традиционной крестьянской куклы-закрутки с просмотром слайдов. В практической части учащиеся начинают выполнять изготовление тряпичной куклы Желанницы с музыкальным сопровождением русских народных песен, что помогает детям проникнуться теплом и добротой, почувствовать себя частью той далекой русской традиции посиделок.

Второй урок включает в себя прослушивание сообщений учащихся по заданной теме в сопровождении просмотра презентации как иллюстративный материал и завершающий этап выполнения тряпичной куклы Желанницы с последующим загадыванием желания.

Цель урока: выполнить русскую тряпичную куклу Желанницу на основе традиционной технологии изготовления куклы-закрутки (завершающий этап).

Задачи:

  • Привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  • Закрепить пройденный материал на предыдущем уроке: история появления народной куклы, русские обряды и традиции, связанные с изготовлением кукол.
  • Развить навыки работы с материалами и творческое отношение к выполняемой работе.

Вид урока: Декоративно-прикладное искусство.

Тип урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, поисковый, самостоятельная работа

Дидактический материал:

  • Для учителя: презентация, образцы изделий, схемы изготовления, музыкальный фон русских народных песен.
  • Для учащихся: заготовки куклы-закрутки, выполненные на предыдущем уроке, лоскуты цветных тканей, тесьма, нитки швейные, ножницы.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office Power Point.

План урока:

  1. Организационная работа – 2 мин.;
  2. Работа с презентацией, выступление учащихся с подготовленными сообщениями – 20 мин.;
  3. Практическая работа. Завершающий этап выполнения тряпичной куклы Желанницы - 20 мин.
  4. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение работ - 3 мин.

Ход урока

Теоретическая часть

Целью нашего урока является: 1. Закрепить знания, полученные на прошлом занятии по истории возникновения и развития традиционной крестьянской куклы, выслушать небольшие сообщения на тему “Типы и назначение традиционных тряпичных кукол”, которые самостоятельно подготовили учащиеся; 2. Выполнить завершающий этап изготовления куклы Желанницы.

Презентация №1 “История развития традиционной крестьянской куклы”

Слайд №1,2. Игрушка – одна из древнейших форм творчества. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении веков она менялась вместе с культурой народа, став воплощением его национальных особенностей [1] .

Слайд №3.

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.
А. Д. Синявский “Голос из хора”

В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. Сейчас мы вместе пройдёмся по таинственному и загадочному миру народной куклы.

При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

Вопрос: Какова же история возникновения куклы?

Слайд №4. Сообщение №1: “История возникновения куклы пошла еще с первобытных времен, когда человеку было все не понятно и страшно. Вся его жизнь проходила в состоянии стресса. Он не понимал, откуда и почему льет дождь, гремит гром, сверкает молния, почему возникают пожары, наступает засуха, дуют ураганные ветры. Все эти явления природы первобытный человек объяснить не мог и тогда он решил, что высоко на небе есть могущественные силы, которые, глядя на человека, проявляют свои недовольства. Так люди придумали богов, создали изображения и дали им имена. Людям стало легче, они уже знали – у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться.”

Слайд №5. Вопрос: Имена каких богов вам известны?

Слайд №6, 7, 8, 9, 10. Ответ: Сварог (огонь), Перун (гром и молния), Велес, Даждьбог (солнце), Лада, Стрибог (ветер), Леля, Жива, Макошь (вода, земля, семейный очаг и рукоделие) и др.

Слайд №11. - Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур. Это были деревянные идолы, паяцы, затем чучела. Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первобытных людей.

Слайд №12. Вопрос: Какая яркая история связана с возникновением куклы, скорее уже для пользы в развитии человечества?

Слайд №13. Сообщение №2: “Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человеку.”

Слайд №14. - Куклы, которые принимали участие в обряде жертвоприношения, имели свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица и т.д.

Слайд №15. Вопрос: как они назывались общим названием?

Ответ: Обрядовые куклы.

- Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. И, сейчас мы выслушаем подготовленное сообщение об одном из таких праздников.

Слайд №16. Сообщение №3: “Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. Такая кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Это самый весёлый и разгульный праздник. Длится этот праздник 7 дней. Это праздник Проводов зимы. Масленица олицетворяет зиму, которую надо встретить, умилостивить и проводить, тем самым приблизив весну – тёплое время года. В первый день Масленицы, который называется встречей, из соломы делали чучело Масленицы, надевали старую одежду, насадив чучело на шест, носили по деревне, затем подымали на самую высокую гору, где начиналось катание на санях. В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощение и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивали большой костёр. Давали Масленице блины и торжественно сжигали чучело на костре, символизируя этим прощание с зимой и встречу с весной [6].”

- Для общего представления Масленица олицетворяет зиму, но если смотреть глубже, то в этом празднике присутствует смесь стихии языческой и христианства. Масленица – кукла, олицетворяющая языческое божество, которое встречают, величают, ругают и выгоняют из деревни. Масленица в виде соломенного чучела, игры, сожжение чучела или бросание его в воду – всё это относится к языческим обрядам. А просить прощение друг у друга в Прощеное воскресенье, целования в знак примирения – все это принадлежит к новым обычаям христианства. Сожжение Масленицы, хоронение Масленицы - это символ о вечном торжестве христианства над язычеством.

Слайд №17. Вопрос: Какие еще обрядовые куклы и обряды, связанные с ними вы узнали?

Слайд №18,19. Ответ: Купава (обряд летнего солнцестояния), Кукушка (обряд инициации).

Сообщение №4: “Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. То есть, две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. После обмена куклами девочки наряжали её в тряпочки и лоскутки. Это была соломенная кукла. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзы”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашая материнство. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой” [4]”.

- Обряды занимали значительную часть жизни наших предков. Без них не начиналось ни одно событие, ведь обряды ещё несли в себе и оберегательную силу. О такой силе одного из древнейших обрядов мы выслушаем в следующем сообщении.

Слайд №20. Сообщение №5: “Родильный обряд. Родильный обряд имеет ещё одно название – обряд “кувады”. Он мало кому известен, но еще в середине XIX века этот обряд существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребёнка. В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца.

Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются “кувада”: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые, попавшиеся на глаза, неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. [8]”

- Спасибо за подготовленное сообщение. Итак, мы рассмотрели класс обрядовых кукол. А теперь вспомним другие классы кукол по назначению.

Слайд №21. Вопрос: Какие существуют куклы по назначению?

Ответ: Обереговые и игровые куклы.

Слайд №22. - Название “обереговые” произошло от слова “оберег”. Оберег – это амулет, который спасает человека от различных опасностей. Обереговые куклы крутились с той целью, чтобы оберегать и охранять человека и сопровождать удачей его деятельность. К таким куклам относятся: “Баба” - женское божество, передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, дом, уют [7].

Слайд №23. Кукла “Берегиня”. Большая красная грудь куклы – это символ добра, благополучия, плодородия, достатка. “Неразлучники” для свадебного обряда.

Слайд №24. Кукла “Кувадка” несла в себе не только обрядовую, но и оберегательную функцию, т.е. имела двойное назначение. Кувадку еще вешали над кроваткой ребенка, считалось, что она отгоняет злую силу от ребенка.

Слайд №25. Кукла “Желанница” не только оберегала свою хозяйку, но и исполняла ее желания.

Слайд №26. “Кузьма и Демьян” (начало покоса).

Слайд №27. Вопрос: Что необходимо соблюсти при изготовлении тряпичной куклы, чтобы она действительно выполняла оберегательную функцию?

Ответ: У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Безликая кукла не может принести вред ребёнку [5].

Слайд №28,29. – Игровые куклы предназначались исключительно для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы–закрутки, которые изготавливались очень просто. Это кукла “Полено” - одна из первых вариантов кукол, “Малышок-голышок”, Кукла “на выхвалку”, “Покосница” и т.д.

Таким образом, с помощью процесса поисковой деятельности и выполнения домашнего задания вы узнали много нового из жизни наших предков.

Практическая часть

Презентация №2 “Этапы выполнения куклы Желанницы”

Прежде вспомним, как традиционно следует изготавливать куклу-закрутку на основании которой мы выполним куклу Желанницу.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц [3].

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х40 см (Рис.1). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик (Рис.2,3). Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь, примерно на уровне шеи и пояса, перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей (Рис.4). Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи (Рис.5,6). Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой (Рис.7). Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе (Рис.8). В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Основа нашей куклы готова. И, теперь, мы приступим к завершающему этапу выполнения тряпичной куклы Желанницы. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей и закрепить их на голове с помощью ленты или платка (Рис.9).

Для наряда куклы используем самые красивые и яркие лоскутки ситца. Куклу можно одеть в широкую юбку-солнце, цветной сарафан, душегрею и поневу [2].

На самой талии повязываем поясок, к которому и подвесим зеркальце. И наша кукла Желанница будет готова (Рис.10).

Такая подружка раньше была в деревне у каждой девушки. Показывать её никому не следовало. На сарафан Желанницы в подарок пришивали бусинку, или привязывали яркую ленточку, подносили зеркальце к личику и говорили: "Гляди, какая ты красавица. Исполни за подарочек моё желание ". А потом прятали свою подруженьку в укромное местечко до поры до времени, пока девушке опять чего-то не захочется. Но желание всегда загадывали на растущую луну.

Вот и мы сейчас с вами загадаем желание!

Список используемой литературы.

  1. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы – “Ладога-100”, 2007;
  2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё - М.: “Школьная пресса”, 2004;
  3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие – С-Пб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011.

Список электронных источников.

  1. http://www.diary.ru/~drevniy-mir/p44353543.htm
  2. http://www.mirwomne.ru/semia/articles/tradizii-semii/russkaya-narodnaya-kukla/
  3. http://www.semya-rastet.ru/razd/obrjady_v_maslenicu/
  4. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/4121
  5. http://history.ya1.ru/?p=200