Урок русского языка по теме "Учимся писать письма". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: письма, развитие речи, взаимоотношения, культура общения


Педагогические цели: повторение правил написания письма и его основных этапов, осознание взаимосвязи живой и неживой природы, формирование навыков работы в группе

Методическая цель: представить урок как систему, способную формировать многомерные компетенции у современного младшего школьника – системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.

  • Формирование системности обеспечит учащимся организацию их учебной деятельности. Современный ученик должен научиться рассматривать любые событие, явление, процесс или объект одновременно с разных точек зрения и в то же время – целостно.
  • Формирование структурированности следует научиться распределять свои знания по разным основаниям: по важности (тактическая, стратегическая), по значимости (первостепенная, второстепенная), по времени (бессрочная, долгосрочная, среднесрочная, срочная) и т.д.
  • Формирование мобильности ребёнка – дать ему возможность научиться свободно ориентироваться во всех трёх мирах – внутреннем, внешнем, виртуальном, получая больше информации и имея больше личных контактов, что способствует расширению всех “измерений” ребёнка, подкрепление одного “мира” другим.
  • Формирование у школьников многофункциональности позволяет им выполнять несколько видов деятельности на хорошем уровне.
  • Формирование многозадачности – навык, решая одну задачу, находить решение одновременно для ещё нескольких.
  • Формирование синергетичности умение найти и сформировать такую группу, сплочение которой позволяет способностям раскрыться ещё больше при содействии единомышленников.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

– Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

– Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

– Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
– Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

– Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные действия включают:

а) Общеучебные универсальные действия:

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

б) знаково-символические действия:

– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая, знаково-символическая);

в) Логические универсальные действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование.

г) Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

– Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
– Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Дидактические материалы:

  • Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.
  • Марданова Е.У. Презентация “Учимся писать письма” / PowerPoint.
  • Приложения к презентации “Учимся писать письма” – “Физминутка”/мультимедиа-продукт, аудиофайлы “Утром кот принёс на лапах”, “Разговор о снеге. Р.Рождественский”.
  • Распечатанные письма 1, 2, 4.
  • Распечатанные таблицы “Порядок написания письма”.

Оборудование:

  • Нумерация команд.
  • Интерактивный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Игровое упражнение “Вертушка”: поворачиваем голову к номеру, названному учителем (от 1 до 8).

2. Разминка.

Построение цепи рассуждения:

Уже две недели ночью температура – 3–40 . При такой температуре вода замерзает. Вода находится везде и в почве тоже. Почва промерзает. Замерзают корни растений, насекомые, черви и другие почвенные организмы, что ведёт к их гибели. Значит, будет меньше корма тем, кто питается этими растениями и организмами (животные и человек). Это приведёт к голоду, за которым следуют болезни, уменьшение потомства, гибель.

Что в природе может спасти в такой ситуации? Снег

3. Реальной возможности получить или вызвать снег у нас нет, поэтому предлагаю обратиться к одному из сказочных персонажей: Вини Пух, Умка, Панда.

У кого из медведей мы можем попросить снега? Почему?

У медвежонка Умки, потому что он живёт на Северном полюсе, где всегда много снега.

4. С помощью чего мы можем обратиться к Умке? Написать ему письмо.

Вспомним основные этапы написания письма.

На индивидуальных листах расставить номера по порядку следования частей письма:

  • Приветствие.
  • Представить себя.
  • Проявить интерес к адресату – вопросы.
  • Изложение просьбы.
  • Объяснение причин.
  • Благодарность за внимание.
  • Пожелания.
  • Прощание.
  • Подпись.

(Есть лишние пункты: приказ, обвинение, оскорбление.)

Проверка в команде. Сравнение с правильным ответом. Команда, которая сделала также – встаёт

Какое главное правило написания письма?

Самый главный в письме – адресат (тот, к кому обращаются).

5. Разбор образцов писем – соблюдается ли главное правило письма?

Письмо 1 – команды 1 и 5.

Письмо 2 – команды 2 и 6.

Письмо 3 – команды 3 и 7.

Письмо 4 – команды 4 и 8.

(Письма – в приложении.)

Обсуждают письма в команде, зачитываю вслух, дают общий ответ от команды.

6. Отталкиваясь от содержания письма №4, “открываем” физкультминутку и выполняем.

7. Сбор информации.

Умка очень любознательный малыш. Ему будет интересно узнать, зачем нужен снег.

В команде идёт обсуждение, кратко записываются объяснения на общий лист.

“Обмен столами” – в каждой команде получают номерки (1-2-3-4 и 5-6-7-8). Члены команды расходятся, согласно полученным номерам, образуя новую временную группу.

В новой временной группе идёт обмен идеями, добывается дополнительная информация.

По сигналу – возвращаются в свою команду, делают дополнительные записи.

Чтение по кругу – представители команд по порядку предлагают свои варианты объяснения “Для чего нужен снег” без повторения.

8. Музыкальная пауза “Первый снег”. Пропевание песни, изображение сюжета.

9. Проверка орфограмм в записях.

10. Готовы ли вы к написанию письма? Как можно оформить своё письмо?

(На отдельном листе, аккуратность, красота, иллюстрации и т.д.)

11. Как вы считаете, счастливые ли мы с вами люди, потому что в наших краях выпадает зимой снег?

Отметься на листочке: Твоё мнение 1: ДА – НЕТ

Прослушайте стихотворение Роберта Рождественского Разговор о снеге с семилетним Ка Саном – сыном сингапурского поэта Го Бо Сена" (текст – в приложении)

А теперь ваше мнение: счастливые ли мы с вами люди, потому что в наших краях выпадает зимой снег?

Отметься на листочке: Твоё мнение 2: ДА – НЕТ

Изменилось ваше мнение после прослушивания или нет?

12. Итак, ваше задание – написать и оформить письмо Умке так, чтобы Умка понял, что снег действительно необходим.

13. Дополнительное задание.

Разбор письма.

(Учебник “Русский язык”, 2 часть, страница 38, упражнение 16.)

14. Листы записями команд собираются. С листов делают копии для работы над письмом в индивидуальном порядке.