Урок русского языка по теме "Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным твердым знаком". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Класс: 2.

Программа: “Школа 2100”.

Цели:

1. Выведение правила правописания разделительного Ъ;
2. Развивать умение писать слова с орфограммой “Разделительный Ъ”;
3. Прививать любовь к чтению.

Оборудование:

1. Письмо с ребусом (зашифровано слово “сапог”).
2. Карточки со слова “подехали”, подьехали”, “подъехали”.
3. Лист для опорной схемы.
4. Карточки с приставками.
5. Для детей: лист для Копилки слов.
6. Карточки со словами, записанными транскрипцией.
7. Индивидуально – листы для рефлексии.

Ход урока

1. – Что ждете от сегодняшнего урока?

– Новых открытий, радостного общения, успешной работы.

2. – Мы продолжим открывать секреты орфографии. Один из уже изученных секретов вспомнит Саша. (Индивидуальное задание, написано на карточке – написать опорную схему для написания слов с разделительным Ь.)
– Вчера принесли письмо для нашего класса. Посмотрим, что в письме. (Листок с буквой С.)
– Что это?
Это буква.
– Что про нее знаем? (Характеристика) . Чем еще может быть?
Эта буква может быть приставкой, с помощь нее образуются новые слова, например …
– Это предлог, служит для связи слов в предложении, например…
– Из каких элементов состоит буква?
– Какая здесь буква: строчная или заглавная?
Пропишем красиво заглавную букву, соблюдая наклон, высоту и плавность письма.
– Поменяйтесь тетрадями. Выберите у своего соседа самую красивую, каллиграфично написанную букву. Подчеркните. Постарайтесь на протяжении всего урока писать каллиграфично.

3. – Ребята, здесь в письме еще есть листок. (Приставить к букве С.) Что получилось?
Ребус.
– Что зашифровано?
– Слово “сапог”.
– Что это за слово?
Возможно, слово из словаря с непроверяемой гласной.
– Верно, запишем слово “словарь”. Проговорите слово орфографически. Запишите. Произнесите с ударением. Какую букву запомним?
– Когда так говорят “Два сапога – пара”? “Сапоги каши просят”?
– Подберите однокоренные слова. (Сапожный, образовалось с помощью суффикса “Н”, сапожник, сапожки.)
– В какой сказке сапожки были подарком? Кто автор? Вспомните строчки из этой сказки, где есть это слово.
Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки. А сапожки не простые – в них застежки золотые.
– Сегодня сказки К.Чуковского будут сопровождать нас на уроке.
– Как назвать всех гостей Мухи, коль они пришли на именины?
Друзья.
– Какая орфограмма есть в этом слове? Что о ней знаем? Проверим опорную схему.
Ь –разделительный пишется в корне или после корня после согласной перед гласными е, ё, я, и, ю, например…
– О чем он сигнализирует?
– Она сигнализирует, что в стоящих после него буквах е,ё,ю,я прячется звук Й.

4. – Друзья торопились к Мухе на праздник. Я вам сейчас прочитаю, как они добирались, а вы запишите только слова-действия (на доске и в тетрадях): комары подлетели, блошки доехали, тараканы приходили, букашки подъехали.

Записываем слово. Выделите знакомые орфограммы. (В словах выделить приставку.)
– Как написали последний глагол? (Дать записать детям на больших карточках, вывесить на доску 3 варианта записи.)

Подехали.
Подьехали.
Подъехали.

– Задание было одно, а вариантов записи получилось 3. Как узнать, где верный вариант?

(Выслушать мнения.)

Диалог:

– Почему не подходит 1 вариант?
Мы так не говорим, не слышим звука Й.
– Почему не подходит 2 вариант?
Он противоречит нашей схеме – ь знак пишется в корне или после корня, а здесь написан после приставки.
– Значит, остается 3 вариант. Запишем это слово в Копилку слов с разделительным Ъ.

5. – Сформулируйте тему урока.
Написание слов с разделительным Ъ.
– Какие задачи нам предстоит решить?
– Нужно узнать, где в слове пишется разделительный Ъ.

На доску вывесить вопрос, лист для опорной схемы, где написан Ъ.

6. – Поможет ответить на этот вопрос заметка в лесной газете о Мухе:
“Муха подала предъюбилейное объявление: “Приглашаю на День рождения. Мой дом в поле за крутым подъёмом”.

– Найдите слова с Ъ. Запишите их в Копилку. Что в них общего?
Во всех словах есть приставки.
– Понаблюдайте, что общего в приставках, после которых написан Ъ?

(Обратить внимание на слово “доехали”.)

Вывод: Ъ пишется после приставки на согласный.

– Что нужно записать в опорную схему?
– Но ведь в словах, которые мы записали ранее, тоже есть приставки, оканчивающиеся на согласный, а Ъ знака нет – слово “подлетели”. В чем секрет?
– Возможно, нужно посмотреть на букву после Ъ.
– Какие буквы написаны после Ъ? Перечислите. Как они называются?
– Вывод: Ъ пишется перед гласными Е.Ё,Я,Ю.
– Что запишем в опорную схему? В опорную схему написать буквы.
– Между какими частями слова пишется Ъ?
Пишется между приставкой на твердый согласный и корнем.
– Что разделяет?
Твердый знак разделяет согласный звук и звук Й.
– Можем ответить на вопрос урока?
– Сформулируйте правило, используя опорную схему.
– Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Как будем выделять орфограмму?

Ф/М После каких приставок будем писать Ъ? Если я показываю приставку, которая дружит с Ъ – встаем, приветствуем ее. Если нет – присели. (показывать приставки на карточках)

А) – Какую работу выполняет корректор? (Работник издательства, который исправляет ошибки.) Печатая сказки Чуковского, корректор задумался, нужно ли писать в некоторых словах Ъ. Поможем разобраться.

– Ах, что ты вы?слал на прошлой неделе
Мы давно уже с?ели… (Телефон.)

– Выслал – не будем писать, т.к. приставка оканчивается на гласный, корень начинается на согласный. Съели – будем писать, т.к. приставка на согласный звук, корень начинается со звука Й, спрятанный в гласной Е.

Кто из лютых когтей
Раз?яренных зверей
Нашу бедную Лялечку вы?зволит? (Крокодил.)

И чудо с?вершилось: огромный индюк,
Как мокрая курица, с?ёжился вдруг. (Приключения Бибигона.)

Погодите, медведь, не ревите,
Об?ясните, чего вы хотите? (Телефон.)

– Когда пишется Ъ?

Б) – Почему этот знак называется разделительным?
Разделяет согласный звук и звук Й.
– Попробуем расшифровать слова.

Слова записаны транскрипцией: объять, предъявить, подъем, объегорить, объединить, съемка.

– Сделайте буквенную запись, выделите орфограмму.

Проверка: вывешивают на доске, объясняют, проговаривают, записывают в копилку.

В) – Сказки Чуковского нам задают вопросы. Ответьте на них, употребив слова с разделительным Ъ:

Почему цапли попросили капли? (Цапли объелись лягушками.)

Какой кран поможет вытащить бегемота из болота? (Подъемный кран поможет вытащить бегемота из болота)

– Какие слова на новое правило нам встретились?

7. Итог. – Кто запомнил, когда будем писать Ъ?

– Проверим, как вы умеете применять это правило. Возьмите листочки, в клетках ставите “ +”, если в слове нужно писать Ъ, “-”если Ъ не пишется.

Н О Т М Л И Р Ч Н О

– Какое слово получилось над “+”?

8. Д/З Вверху копилки составить опорную схему для написания слов с разделительным Ъ. Внести в копилку 5–7 новых слов.