Класс: 2.
Программа: “Школа 2100”.
Цели:
1. Выведение правила правописания разделительного Ъ;
2. Развивать умение писать слова с орфограммой “Разделительный Ъ”;
3. Прививать любовь к чтению.
Оборудование:
1. Письмо с ребусом (зашифровано слово “сапог”).
2. Карточки со слова “подехали”, подьехали”, “подъехали”.
3. Лист для опорной схемы.
4. Карточки с приставками.
5. Для детей: лист для Копилки слов.
6. Карточки со словами, записанными транскрипцией.
7. Индивидуально – листы для рефлексии.
Ход урока
1. – Что ждете от сегодняшнего урока?
– Новых открытий, радостного общения, успешной работы.
2. – Мы продолжим открывать секреты орфографии. Один из уже изученных
секретов вспомнит Саша. (Индивидуальное задание, написано на карточке – написать
опорную схему для написания слов с разделительным Ь.)
– Вчера принесли письмо для нашего класса. Посмотрим, что в письме. (Листок с
буквой С.)
– Что это?
– Это буква.
– Что про нее знаем? (Характеристика) . Чем еще может быть?
– Эта буква может быть приставкой, с помощь нее образуются новые слова,
например …
– Это предлог, служит для связи слов в предложении, например…
– Из каких элементов состоит буква?
– Какая здесь буква: строчная или заглавная?
– Пропишем красиво заглавную букву, соблюдая наклон, высоту и плавность
письма.
– Поменяйтесь тетрадями. Выберите у своего соседа самую красивую, каллиграфично
написанную букву. Подчеркните. Постарайтесь на протяжении всего урока писать
каллиграфично.
3. – Ребята, здесь в письме еще есть листок. (Приставить к букве С.)
Что получилось?
– Ребус.
– Что зашифровано?
– Слово “сапог”.
– Что это за слово?
– Возможно, слово из словаря с непроверяемой гласной.
– Верно, запишем слово “словарь”. Проговорите слово орфографически.
Запишите. Произнесите с ударением. Какую букву запомним?
– Когда так говорят “Два сапога – пара”? “Сапоги каши просят”?
– Подберите однокоренные слова. (Сапожный, образовалось с помощью суффикса
“Н”, сапожник, сапожки.)
– В какой сказке сапожки были подарком? Кто автор? Вспомните строчки из этой
сказки, где есть это слово.
– Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки. А сапожки не простые – в них
застежки золотые.
– Сегодня сказки К.Чуковского будут сопровождать нас на уроке.
– Как назвать всех гостей Мухи, коль они пришли на именины?
– Друзья.
– Какая орфограмма есть в этом слове? Что о ней знаем? Проверим опорную схему.
– Ь –разделительный пишется в корне или после корня после согласной перед
гласными е, ё, я, и, ю, например…
– О чем он сигнализирует?
– Она сигнализирует, что в стоящих после него буквах е,ё,ю,я прячется звук Й.
4. – Друзья торопились к Мухе на праздник. Я вам сейчас прочитаю, как они добирались, а вы запишите только слова-действия (на доске и в тетрадях): комары подлетели, блошки доехали, тараканы приходили, букашки подъехали.
– Записываем слово. Выделите знакомые орфограммы. (В словах выделить
приставку.)
– Как написали последний глагол? (Дать записать детям на больших карточках,
вывесить на доску 3 варианта записи.)
Подехали.
Подьехали.
Подъехали.
– Задание было одно, а вариантов записи получилось 3. Как узнать, где верный вариант?
(Выслушать мнения.)
Диалог:
– Почему не подходит 1 вариант?
– Мы так не говорим, не слышим звука Й.
– Почему не подходит 2 вариант?
– Он противоречит нашей схеме – ь знак пишется в корне или после корня, а
здесь написан после приставки.
– Значит, остается 3 вариант. Запишем это слово в Копилку слов с
разделительным Ъ.
5. – Сформулируйте тему урока.
– Написание слов с разделительным Ъ.
– Какие задачи нам предстоит решить?
– Нужно узнать, где в слове пишется разделительный Ъ.
На доску вывесить вопрос, лист для опорной схемы, где написан Ъ.
6. – Поможет ответить на этот вопрос заметка в лесной газете о Мухе:
“Муха подала предъюбилейное объявление: “Приглашаю на День рождения. Мой дом в
поле за крутым подъёмом”.
– Найдите слова с Ъ. Запишите их в Копилку. Что в них общего?
– Во всех словах есть приставки.
– Понаблюдайте, что общего в приставках, после которых написан Ъ?
(Обратить внимание на слово “доехали”.)
Вывод: Ъ пишется после приставки на согласный.
– Что нужно записать в опорную схему?
– Но ведь в словах, которые мы записали ранее, тоже есть приставки,
оканчивающиеся на согласный, а Ъ знака нет – слово “подлетели”. В чем секрет?
– Возможно, нужно посмотреть на букву после Ъ.
– Какие буквы написаны после Ъ? Перечислите. Как они называются?
– Вывод: Ъ пишется перед гласными Е.Ё,Я,Ю.
– Что запишем в опорную схему? В опорную схему написать буквы.
– Между какими частями слова пишется Ъ?
– Пишется между приставкой на твердый согласный и корнем.
– Что разделяет?
– Твердый знак разделяет согласный звук и звук Й.
– Можем ответить на вопрос урока?
– Сформулируйте правило, используя опорную схему.
– Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Как будем выделять орфограмму?
Ф/М После каких приставок будем писать Ъ? Если я показываю приставку, которая дружит с Ъ – встаем, приветствуем ее. Если нет – присели. (показывать приставки на карточках)
А) – Какую работу выполняет корректор? (Работник издательства, который исправляет ошибки.) Печатая сказки Чуковского, корректор задумался, нужно ли писать в некоторых словах Ъ. Поможем разобраться.
– Ах, что ты вы?слал на прошлой неделе
Мы давно уже с?ели… (Телефон.)
– Выслал – не будем писать, т.к. приставка оканчивается на гласный, корень начинается на согласный. Съели – будем писать, т.к. приставка на согласный звук, корень начинается со звука Й, спрятанный в гласной Е.
Кто из лютых когтей
Раз?яренных зверей
Нашу бедную Лялечку вы?зволит? (Крокодил.)И чудо с?вершилось: огромный индюк,
Как мокрая курица, с?ёжился вдруг. (Приключения Бибигона.)Погодите, медведь, не ревите,
Об?ясните, чего вы хотите? (Телефон.)
– Когда пишется Ъ?
Б) – Почему этот знак называется разделительным?
– Разделяет согласный звук и звук Й.
– Попробуем расшифровать слова.
Слова записаны транскрипцией: объять, предъявить, подъем, объегорить, объединить, съемка.
– Сделайте буквенную запись, выделите орфограмму.
Проверка: вывешивают на доске, объясняют, проговаривают, записывают в копилку.
В) – Сказки Чуковского нам задают вопросы. Ответьте на них, употребив слова с разделительным Ъ:
Почему цапли попросили капли? (Цапли объелись лягушками.)
Какой кран поможет вытащить бегемота из болота? (Подъемный кран поможет вытащить бегемота из болота)
– Какие слова на новое правило нам встретились?
7. Итог. – Кто запомнил, когда будем писать Ъ?
– Проверим, как вы умеете применять это правило. Возьмите листочки, в клетках ставите “ +”, если в слове нужно писать Ъ, “-”если Ъ не пишется.
Н | О | Т | М | Л | И | Р | Ч | Н | О |
– Какое слово получилось над “+”?
8. Д/З Вверху копилки составить опорную схему для написания слов с разделительным Ъ. Внести в копилку 5–7 новых слов.