Урок русского языка по теме "Односоставные предложения и их виды". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (85 МБ)


Этап урока

Название используемых ЭОР
(см. архив Презентации. Прим.ред.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

Мотивация.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством подводящего диалога.
Презентация «Осень в октябре (см. архив Презентации)

Презентация, слайд 1

Идет демонстрация с музыкальным сопровождением.

– Дети, как вы думаете, почему мы начинаем урок с этого ролика об осени.

Дети отвечают, что сейчас прекрасное время года – осень.

4

– А что необычного в этом времени года? – Золотой лес, листва
– А вы знаете стихотворения про  осень? «Унылая пора….
«Уж небо осенью дышало…»
– Молодцы!
– А если  бы вы сами написали стихотворение,  каким словариком вы бы воспользовались?
– Словари эпитетов
– Зачем авторы используют эпитеты в своей речи?
– Молодцы, вы всё правильно сказали.
– Чтобы сделать нашу речь яркой и образной
– Что, ребята, вы должны получить от урока? – Знания. Хорошее настроение
– А как вы думаете, какая должна быть цель, независимо от цели урока? – Чтобы мы хотели еще раз прийти и задержаться на уроке. Любить свой предмет, мыслить.
Подсказка. Ученик получил задание по эпиграфу к уроку, выбрать из слов Сухомлинского основные слова для ответа на этот вопрос.

Урок — первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонёк жажды познания.

В.А. Сухомлинский.

– Урок, очаг. Согревшись, мыслить, узнавать
– Урок – это очаг, на котором хорошо, тепло, хочется самому мыслить и узнавать новое.
– Молодец! Дети, вы согласны? – Да
– С темы осени мы начали неслучайно, так как будем разбирать новые темы\. Используя тексты об осени, предложения на эту тему. – Сами поставим цели и задачи урока, сделаем выводы.
Этап актуализации и пробного учебного действия
Подготовка к работе на основном этапе.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия
– Продолжите пословицу: Повторение –
– Как вы её понимаете?
– Молодцы!
Мать учения. Все запомним. Если будем повторять.

10

 

Opera - [Глагол]
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test20.xml

 

Opera - [Тест 02.1. Род имён существительных]

 

E:\6 русский  класс эл тесты\Русский_язык.exe

– Пожалуйста, кто желает к доске?
Учитель следит за выполнением всех заданий, помогает. Подсказывает.
Класс работает в  тетради № 1 к учебнику Львовой на странице 31 и исправляет орфографические ошибки в тексте. % слабых учеников получают карточки с таким же  заданием, ошибки уже исправлены. Только надо написать какую букву вставляешь.
Карточка №1.
Зар…сли трос..ника. к..снут..ся волос. Неясный ш…пот, з…р я ра..г..рается, спят девч..нки, ж..лтый ц..плёнок, сверх..нтересное событие.
Карточка №2.
Наступила ноч…, думаеш… о друге, пр..открыть печ…, стало невмоч… Грозовых туч.., в под…езде, молодой ад...ютант.
Карточка №3.
Лё…кий ветерок к…снулся пр…брежных ив и лист…я тихо поплылы по воде. Заб…раемся например в камыш…вые зар…сли и тихо сидим там с удочками. Ос..нь. Подморозило. Ц..плят по осени считают.

Интерактивные тесты (см. архив Презентации)

Дети работают у доски
2 обучающихся – на карточке.
Карточка 1. Задания:Вставьте буквы, объясните орфограммы, разберите словосочетания. Укажите вид. Что такое словосочетание? Что не является словосочетанием? (задание на карточке одинаковое).
1 учащийся работает у доски. Задание:
Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Сколько их? Дайте характеристику первого предложения. Объясните орфограммы. Сделайте схему первого предложения. Что вас затруднило?
2 человека работают у интерактивной доски по повторению орфографии и синтаксиса. Друг друга проверяют. Самостоятельное оценивание
Проверяем все вместе 1 и 2 карточку. Опрос по теме словосочетание. Дети ищут словосочетания согласование, управление, примыкание. Делают выводы по изученным орфограммам.
Переходят по ссылке к  указанным тестам и решают.
После изучения орфографии проводился конкурс на лучшую творческую работу, послушаем сказку победителя про Ъ и ь знаки. Сказку читает ученица (см. архив Презентации)
Проверяю работу класса, задание, если при проверке обнаруживаете ненайденную ошибку, подчёркиваем её на полях орфографической(!) и дома выносите в тетрадь для работы над ошибками, объяснения находим в памятке. Ответ ученика по 3 карточке.
– Первое предложение сложное, сложносочинённое, 2 грамматических основы, предложения простые в составе сложного двусоставные. Предложение по цели высказывания повествовательное. По эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию главных членов сложносочинённое, по наличию второстепенных членов распространённое, простые предложениея в составе сложного двусоставные.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, обозначить необходимость изучения этой темы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством подводящего диалога

– Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего. Либо сказуемого.

7

– По какой причине, дети, возникло затруднение? – Такую тему мы ещё не изучали.
– Правильно. А что мы не знаем? – Виды таких предложений
– А что мы должны узнать? – Как называются такие предложения.
– Давайте выявим их основной признак. Чем эти предложения отличаются от первого ССП? – У них один главный член.
– А если у предложения есть и подлежащее и сказуемое, как мы называем такое предложение? – Двусоставное
– Проведите параллель – а если один? – Односоставное
– Молодцы, всё верно. Сделаем вывод. – Два главных члена – двусоставное
– Один главный член – односоставное
– А что мы должны сначала сделать. Чтобы понять. Какое предложение односоставное, какое двусоставное? – Нужно подчеркнуть грамматическую основу.
– Верно, значит главное – это грамматическая основа.
– Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока. Тема: грамматическая основа. Односоставное предложение. Знать какие предложения бывают двусоставными, а какие двусоставными. Уметь определять их вид, подчёркивать грамматическую основу.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи;
развивать умения учащихся работать с мини-текстом в формате ГИА (задания к тексту)

Работа с учебником, стр.48, читаем правило и выделяем карандашом + и –, что знали, а что узнали.
Правило схематично занести в памятку.
Ответы по учебнику
Выводы об односоставных предложениях.

3

Физкультминутка Слайд 3 Дети танцуют под видеоролик «Барбарики»

1

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Применяем новые знания с комментированием вслух Дети  выходят к доске и подчёркивают в готовых предложениях на обратной стороне доски грамматическую основу и определяют односоставное или двусоставное предложение.
Иду по лесу.
Жёлтые листья шелестят под ногами.
Осенний вечер.
Похолодало.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.

3

Решим задачу повышенной сложности.
– Как вы думаете, односоставные предложения ведь все разные, значит они должны как-то называться? А вот как? Вам помогут ключи подсказки– 4 человека  у доски решают эту  задачу
Дети читают ключи и совещаются
Я, мы, ты, вы – это личные местоимения, их мы можем подставить к одним предложениям.
Они – неопределённо-личное местоимение – его подставляем к другим предложениям.
В третьих только одно подлежащее, которое называет предмет.
В четвёртых предложениях – нельзя подставить никакого лица.

3

– Молодцы! Всё верно, но а как называются эти предложения в зависимости от подтравленного местоимения или нет, вам поможет класс. Откройте свои подсказки и зачитайте. Класс по названным признакам называет 4 вида односоставных предложений:
Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные. Безличные.
– Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на презентацию и сделайте вывод об односоставных предложениях. Ученик без затруднений отвечает по предложенной схеме.
– Работаем по учебнику. Упражнение 94, по заданию. Проверка по цепочке.

4

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

vu 08-027-odnosostavnye predlozheniya
E:\урок 18сентября\видеоуроки\односоставные

Слайды 7-8

– Закрепляем и тренируемся в выполнении заданий в форме ГИА, работа с текстом по карточке.

Зачётная работа № 2
Ф.И _________________________________________

Прочитай тест и выполни задания.

Осень

      1) Осень — причудливая волшебница. 2) Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца. 3) Похолодало.
      4) Иду по жёлтым листьям, собираю букеты. 5) Деревья объяты пламенем. 6) Теперь никому не остановить осеннего пожара. 7) Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. 8) Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. 9) Долго бродишь по аллеям и не замечаешь, как быстро смеркается.
      10) Кажется, что осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. 11) Печальный дождь падает из туч на землю. 12) Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы».
13) Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди,я хочу остаться».
     14) Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

В1. Из предложения № 1,4,6  выпиши  грамматическую основу
В2. Из предложения №2, 4,7  выпиши  слова с чередующейся гласной в корне
В3. Предложение  № 10, 13 ( в прямой речи) укажите, чем осложнено это предложение
В4. Дайте характеристику предложения по наличию главных членов № 4, 8,9,  14
В5. Можно ли назвать эти предложения текстом?
В6. Выпиши слово со значением «дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, или дорожка в саду, в парке», найди происхождение этого слова по этимологическому словарю.
В7. Напишите номера ССП – 1)
СПП –  2) – задание повышенной сложности на 3 балла.
В8. Из предложения № 2, 7,  выпиши слово с орфограммами о-ё после шипящих.
В9. Заполни таблицу примерами из предложения №2, 8 , выдели нужную морфему в глаголах и существительных.
Если затрудняемся, ставим номер задания в план работы над ошибками.

Работа в парах. Совещаются, обсуждаем.
Отвечают на вопросы В1-В9, кто справился, поднимают руку и говорят В1, В2 и тд, проверяем  по эталону.

Запись встретившихся предложений в памятку. Вывод по правилу.

14

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке; организовать запись домашнего задания на уроке

Текст с заданиями (см. архив Презентации).
Проверка по  мере появления  новых рук и выполненных заданий.
Задание на карточке для каждого на выбор по уровню сложности, дети рассматривают и задают вопросы.

4

Просмотр видеоролика  аудио-видео файл. «Односоставные предложения» (см. архив Презентации)
Слайд 10 Домашняя работа.  Несколько заданий  на выбор по уровню сложности:

1. Сочинение-миниатюра (С1) на карточке.
2. Рабочая тетрадь № 1 «Учимся читать, слушать, говорить, писать» стр. 31 упражнение 29 (задания 1, 2, 4).
3. Учебник. Страница 49 упражнение 95 по  всем заданиям.
4. Обязательно  – страница  48 правило:

– схематично в памятку из учебника,
– правило  на листочках приклеить в памятку!

Рефлексия

Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали, какую тему мы с вами изучали? – Односоставные предложения

4

– Какие цели ставили, получили ли результат? – Всё поняли, результатов достигли, правило-подсказку вклеим в дневник и выполним на выбор. Узнали, что предложения быаают двусоставными и односоставными. Чтобы определить это, нужно подчеркнуть грамматические основы.
Узнали, что предложения бывают 4 видов – назывные, определённо-личные. Неопределённо-личные. Безличные.
– А как мы достигли решение этой проблемы? – Мы сами выявили все главные  признаки односоставных предложений с помощью примеров и наводящих вопросов.
– Мы достигли цели?
– Ребята, можем мы сказать. Что Сухомлинский был прав, говоря, что на уроке каждый ребёнок должен быть мыслителем?

– Спасибо за работу. Оценки выставьте в дневник

– Да, мы согласны. Каждый человек должен  уметь решать  проблемы и находить выводы.