Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», является актуальной проблемой сегодняшнего образования. Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.
Эти задачи должны решаться силами учителей всех предметов основной и старшей школы. В работах Н.Н.Сметанниковой рассматриваются актуальные вопросы компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения. В результате решения поставленных задач при переходе к ФГОС использую технологию смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а для обучающегося – что он хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством.
На процесс обучения влияют характеристики самого учителя (образование, опыт, отношение к предмету и читательская культура, а также владение многими приемами обучения чтению) а также условия обучения (количество и состав учащихся, учебное время, родной язык учащегося, учебные ресурсы, организация физического пространства класса, помощь родителей).
Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению.
Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса».
Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения. Оно часто осуществляется с помощью информационных закрытых вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «каким образом?», «сколько?», «как?», которые требуют точного ответа из текста.
Текстовая составляющая предполагает выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.
Например, при изучении темы «Географические системы. Пути сохранения устойчивости географических систем» в курсе «География России» логично использовать Предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии.
Предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм». Посмотрите на название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.
– Что такое географическая система?
– Какие свойства она имеет?
– Каким законам подчиняется?
– Как человек влияет на геосистемы?
– Что такое ООПТ?
– Какие виды ООПТ вам известны?
– Что такое экологический каркас территории?
«Глоссарий». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Геосистема
природа
устойчивость
открытость
Заказники ООПТ заповедник
экологический каркас
Ландшафт
литосфера
Сибирь комфортность
среды
«Ориентиры предвосхищения». Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны.
До чтения текста | Суждения |
После прочтения текста |
1. Геосистема – ПК; 2. Свойства геосистемы: целостность, открытость, динамичность, устойчивость, изменчивость; 3. Изменчивость проявляется в ритмичности; 4. Геосистемный подход позволяет выделить географические районы; 5. Экологический каркас территории включает крупные ООПТ; 6. Сохранение внутреннего разнообразия – условие жизнеспособности и устойчивости геосистемы. |
«Рассечение вопроса». Прочитайте заглавие
текста, на какие смысловые группы можно будет его
разделить.
В ходе чтения периодически следует делать
остановки для размышлений и прогнозов
относительно установления разнородных связей и
отношений внутри разворачивающегося сюжета
текста.
В этом случае преподаватель вмешивается в процесс чтения обучающегося, чтобы:
– оказать помощь в организации его стадий или
при переходе от одной стадии к другой;
– обеспечить его дополнительной информацией,
связанной с разъяснением значения слов, смысла
отдельных фрагментов текста;
– научить приемам эффективного чтения.
Чем сложнее материал, с которым работает учащийся, тем в большей степени ему нужна помощь преподавателя в организации процесса чтения. Такой организации помогают: работа со словом в разных вариантах; рубрикация смысловых составляющих текстов и последующее обобщение рубрик; прогнозирование развития сюжета; формирование мнения относительно содержания текста.
Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика чтения со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками».
Например, при использовании стратегии текстовой деятельности можно дать следующее задание. Бегло просмотрите текст, правильны ли ваши ассоциации определенные при мозговом штурме, список слов. Прочитав текст, разделите его на части.
«Чтение про себя с пометками». Отметьте в тексте значками:
++ соответствует тому, что знаю;
– – противоречит тому, что знаю;
?? надо обсудить;
С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
Послетекстовая составляющая предполагает: использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания; включение его в более широкий контекст культурной активности; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости;
Стратегии послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».
«Вопросы после текста».
– Что такое географическая система?
– Какие свойства она имеет?
– Каким законам подчиняется?
– Как человек влияет на геосистемы?
– Что такое ООПТ?
– Какие виды ООПТ вам известны?
– Что такое экологический каркас территории?
Стратегии работы с объемными текстами: «Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателями», «Ориентиры предвосхищения», «Экскурсия по книге», «Список тем книги», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера героев», «Цитаты», «Загадки», «Доклад», «Рецензия», «Синквейн». Эти стратегии используются до чтения, во время и после прочтения текста.
1. Работа с понятием.
2. «Синквейн». Составьте синквейн – пятистрочник.
Мониторинг качества чтения и понимания текста все активнее используется как оценочная деятельность в процессе и результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель, самомониторинг проводит сам обучающийся.
Карточка контроля.
Критерии | Моя оценка | |
Мои суждения до и после прочтения совпали | Совпали – 3 баллов; В основном – 2 балла; Частично – 1 балла; Не совпали – 0 баллов |
|
Я легко разделил текст на части | Легко разделил – 3 балла; Частично – 2 балла;. С подсказками – 1 балл; Не разделил – 0 баллов. |
|
Я составил определение понятия | Составил полностью, привел примеры
– 3 баллов; Составил полностью, нет примеров – 2 балла; Составил частично – 1 балла; Не составил – 0 баллов. |
|
Я составил синквейн | Составил – 1 балла; Не получилось – 0 баллов. |
|
Я отвечаю на вопросы | Отвечаю, полно и грамотно – 3 балла; Отвечаю, допускаю неточности – 2 балла, Отвечаю, делаю много ошибок – 1 балл; Не отвечаю – 0 баллов. |
|
Набрал 12-13 баллов – «5»; 11-8 баллов – «4»; 7-5 баллов – «3»; 4 и менее – «2». |
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где перечислен перечень умений, содержащийся в Стандартах образования, в разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), первичные навыки работы с информацией в результате изучения предметов.
От внешнего контроля со стороны учителя, осуществляется переход к взаимоконтролю учащихся и самоконтролю читателя. Традиционные формы контроля понимания, такие, как: множественный выбор; верные/неверные суждения; законченные предложения; вопросы к тексту, относящиеся к началу, к середине или к концу текста; реферирование, аннотирование, подчеркивание и составление плана, – все это дополнилось новыми приемами: актуализацией предшествующего опыта и знаний, графической составляющей текста, опорой на структуры текста, развитием критического мышления. При использовании технологии смыслового чтения нет необходимости пользоваться малозначимой инструкцией типа «Прочитайте текст», а работа идет в направлении использования развернутых программ работы с текстом. Учитель переходит от методик обучения, являвшихся планом работы, к стратегиям чтения, выступающим в качестве плана, программы совместной работы обучающегося и обучающего.
Подводя итоги, можно сказать, что методика обучения чтению, по мнению Сметанниковой Н.Н., проделала путь:
- От чтения вслух к чтению про себя как основному способу обучения пониманию; при этом чтение вслух и выразительное чтение остаются приемами обучения, входящими во многие комплексные методики и в настоящее время.
- От поиска ответов на вопрос «Что и сколько понимать?» через упражнения и тренинги к поиску ответов на вопросы: Как учить пониманию? Почему ему надо учить? В каких ситуациях обучение эффективно?
- От обучения иерархии навыков понимания к метакогнитивным и социальным стратегиям, формирующим общеучебные умения и умения чтения.
- От преподавания чтения к обучению ему, а затем к совместной деятельности обучаемого и обучающего.
Помимо этого сформировался новый взгляд на сам учебный процесс как на ситуацию обучения пониманию при чтении. Учитель ведет наблюдение за тем, как учащиеся читают и понимают, какими стратегиями пользуются, каких им не хватает, как им надо помочь.
Такой подход можно считать развивающим личность, в его рамках формируется опытный (С.К. Фоломкина), гибкий (О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова), стратегиальный (Н.Н. Сметанникова), идеальный (И.В. Усачева) чтец, который: осознает и выбирает цель чтения в зависимости от искомой информации и характера читаемого текста; подбирает, если необходимо, источники информации; владеет приемами, стратегиями чтения; правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляя читательскую гибкость.