Цели урока:
- систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях;
- стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика;
- учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
- Учебная – обобщение, систематизация, углубление знаний.
- Развивающие –
- развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности;
- развитие умения моделировать и творчески мыслить.
Техническое оснащение: компьютер,
экран, мультимедийный проектор.
На экране высвечиваются высказывания: «Всё
выучить невозможно, а научиться рассуждать –
необходимо». (Слайд 2)
ХОД УРОКА
1. В течение пяти минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя (Приложение 1)
- Какие явления называются тепловыми?
- Какое движение называется тепловым?
- Внутренняя энергия это …
- Теплопроводность это …
- Количество теплоты это …
- Формула расчета количества теплоты при нагревании
- Что показывает удельная теплоемкость вещества?
- Плавление кристаллических тел – это …
- Формула количества теплоты при плавлении …
- Удельная теплота парообразования – это …
- Формула расчета количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива …
- Что показывает удельная теплота сгорания топлива?
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества?
- Кристаллизация – это процесс …
- Формула расчета количества теплоты при парообразовании …
- Что показывает удельная теплота парообразования?
- Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива?
- Испарение зависит …
- Что показывает удельная теплота плавления?
- Единица измерения удельной теплоты плавления?
2. Учитель: Назовите процессы, рассматриваемые при изучении темы «Тепловые явления» По мере повторения выстраивается система процессов, рассмотренных в данной теме (Слайд 3)
3. Учитель предлагает работу в парах. Установить соотношение между физическим процессом, величиной, характеризующей процесс и единицей измерения величины. (Проверка – слайд 4)
4. Попытаемся объяснить следующие явления (Приложение 2).
Вопросы: (слайд 5)
1. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из
носика кипящего чайника, или брызги самой
кипящей воды?
Ответ: Пар обжигает значительно сильнее, т.к.
коже еще отдается тепло, выделяющееся в процессе
конденсации.
2. Почему на раскаленной сковороде капли воды
долго “скачут” и медленно испаряются?
Ответ: Под каплями образуется неустойчивая
прослойка пара, поэтому и “скачут”. Прослойка
затрудняет передачу тепла от сковороды к воде.
3. Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают
меньше тепла, чем сухие?
Ответ: Часть тепла идет на парообразование.
4. В сильный мороз катки заливают горячей водой.
Почему?
Ответ: Чтобы вода успела растечься ровным
слоем прежде, чем замерзнет.
5. Почему в сауне человек может выдержать
температуру воздуха до 130 оС, а в русской
бане – вдвое меньше?
Ответ: В сауне очень сухой воздух.
Интенсивность испарения влаги с поверхности
кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и
испарение слабее.
6. На дне сосуда намерз лед. Налили воду – лед
растаял. Изменится ли уровень воды?
Ответ: Слегка понизится – плотность воды
больше, чем плотность льда.
7. Почему вода гасит огонь костра?
Ответ: Интенсивность испарения воды
охлаждает дерево, а образующаяся оболочка
водяного пара препятствует доступу кислорода в
воздухе, и горение прекращается.
5. Рассмотрим график зависимости температуры от времени
Вопросы к графику: (слайд 6)
1. Какие процессы происходят с веществом?
2. Какое это вещество?
3. На каких участках энергия:
а)
поглощается
(АВ, ВС, СД, ДЕ)
б)
выделяется
(ЕМ, МN, NK)
4. В каком состоянии находится вещество в
- Точке 1 (твердом и жидком)
- Точке 2 (жидком)
- Точке 3 (твердом)
- Точке 4 (жидком и газообразном)
6. Проанализируем предложенные задачи (решение предлагается выполнить дома)
7. Задачи: (слайд 7)
1. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г, взятой при 0 оС, для того, чтобы нагреть её до кипения и испарить? Температура кипения воды 100 оС, удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг • оС, удельная теплота парообразования воды 2,3 106 Дж/кг. (Ответ: 27200 Дж).
2. Сколько спирта надо сжечь, чтобы нагреть воду массой 2 кг от 16 до 70 оС, если вся теплота, выделенная спиртом, пойдёт на нагревание воды? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг • оС, удельная теплота сгорания спирта 2,7•107 Дж/кг. (Ответ: 17 г).
Более подробно рассматривается задача: Сколько нужно сжечь сухих дров, чтобы расплавить 2 кг льда, взятого при температуре – 10оС и обратить в пар.
1. Пример решения задачи (слайд 8)
2. Анализ решения задачи (слайд 9)
3. Решение задачи (слайд 10)
8. Подведение итогов