Введение
Актуальность данной работы (критерии
выбора темы
методической разработки и каково ее место в
содержании образования)
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результат образования, как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; ...
Там же дается "портрет выпускника начальной школы":
- любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Задачи данного проекта сформулированы с учетом требований Стандарта к личностным характеристикам выпускника.
Новизна методической разработки
Во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе ежегодно изучается тема “Осень”. Часто эти занятия носят шаблонный характер, формируют у детей стереотипы, гасят познавательный интерес. Серия учебных занятий, разработанных в рамках проекта “Дары осени”, позволяют внести новизну в изучение одного из времен года, организовать работу так, чтобы задействовать помимо когнитивной сферы, эмоциональный, духовно-нравственный, деятельностный и творческий компоненты.
Цель и задачи методической разработки
Цель: помочь детям увидеть нематериальные дары осени, понять смысл слова “ДАР”.
Задачи:
Направленные на формирование личностных компетенций:
- через осмысление понятия “малая Родина” воспитывать патриотизм;
- повышение познавательного интереса и расширение кругозора;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
- формировать эстетические потребности детей;
- воспитывать у младших школьников поэтический взгляд на мир;
- расширение опыта разновозрастного общения в детском коллективе;
Направленные на формирование предметных компетенций:
- обогатить словарный запас заимствованиями из японского языка;
- расширить читательскую эрудицию детей знакомством с разными поэтами;
- учиться выразительно читать стихи об осени;
- познакомить с достопримечательностями родного города;
- познакомить с мировыми шедеврами живописи и с японскими гравюрами;
- выполнять художественные работы с использованием различных материалов и в разных техниках;
- учить слушать музыку, любоваться красотой природы;
Направленные на формирование метапредметных компетенций:
- провести пешие и выездные экскурсии, для ознакомления с достопримечательностями и помогающие оздоровлению школьников, их физическому развитию;
- учить слушать чтение товарищей;
- обучить детей правилам безопасного поведения во время во время коллективных выходов из школы;
- расширять ИК компетенции.
Условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка
была бы реализована в практике образования)
Наш опыт может быть использован воспитателями детского сада, учителями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, преподавателями музыки, ИЗО, МХК. Реализовать проект можно как во внеурочной деятельности, так и в группах продленного дня в рамках кружковой работы.
Для успешной работы над проектом необходимы Интернет – ресурсы. Реализация поставленной цели, в условиях крупного города и маленького поселка будет иметь некоторые особенности.
Посетить музей, картинную галерею, филармонию, культурный центр могут городские школьники, зато сельские педагоги могут использовать близость к природе, народные традиции.
Трудоемкость, ограничения
Ограничений нет.
Проект покажется Вам менее трудоемким, если Вы найдете единомышленников среди коллег и родителей учащихся.
Основная часть
Специфика методической разработки
- Данная разработка является межпредметным образовательным проектом.
- В процессе реализации поставленных задач применяется педагогическая технология “Образ и мысль” (Приложение 1. Приложения), клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций.
- Система заданий предусматривает активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности.
- В ходе реализации проекта широко используются возможности образовательной среды (привлечение родителей, библиотечных фондов, экскурсии, …)
Существующие требования (рекомендации)
к методической разработке с учетом ее специфики
Наиболее полный эффект от реализации проекта возможен при соблюдении всех направлений (образовательных областей). Это поможет детям получить целостную картину мира и его отображения в искусстве, так же дает детям возможность выбора направлений и видов деятельности для самореализации.
Если проект реализуется преподавателем музыки или изобразительного искусства, то можно проработать только те темы, которые касаются предметных компетенций данного педагога. И это тоже будет полезно.
Замысел автора и логика разработки
(основная часть может быть структурирована и
разделена на составляющие части)
Проект начинается со стартовой презентации, (Приложение 2, Входная презентация), которая помогает начать работу по четырем направлениям: языкознание, окружающий мир, искусство, технология.
Образовательная область: Языкознание
1. Подготовка к конкурсу чтецов стихов об осени по выбору детей. | Практический выход проекта: все дети учат стихи и рассказывают их классу. По итогам этой работы учитель формирует группу чтецов для выступления на более широкую аудиторию. |
2. Опираясь на программу
Чураковой, познакомиться с традиционной
японской поэзией – хокку или хайку (2 класс 1
часть, глава “Секреты чайного домика”) Знакомство с особенностями жанра. |
Практический выход проекта:
сочинение детьми своих подражаний японской
поэзии. Возможно оформление детских работ в
книгу. Организовали выступление группы детей
перед учащимися других классов. (Приложение 3) Приложение несколько |
3. Клоуз-тест по хокку. | (Приложение 4) |
4. Составление словаря заимствований из японского языка. | Кимоно, оригами, бонсай, икебана, Фудзияма, момидзигари, татами, цунами,... |
Образовательная область: Искусство
1. Опираясь на программу Чураковой, познакомиться с традиционной японской гравюрой (2 класс 1 часть, глава “Секреты чайного домика”, музейный дом Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка”) | Рассматривание японских гравюр по технологии “Образ и мысль” |
2. Знакомство с биографией и циклом “Времена года” А. Вивальди и П.И. Чайковского. Слушание музыки. | Слушание музыки. (прим. Музыкальные занятия проводились под руководством мамы одного из учеников, окончившей консерваторию). |
3. “Аргентинская осень” Пьяццолла в исполнении автора на бандонеоне. | Практическое занятие “Музыкальные инструменты со всего света”. (Приложение. 10, 11, 12) |
4. ДДТ “Что такое осень”. | Практический выход проекта: песня ДДТ “Осень” была разучена и исполнена на школьном концерте. |
5. Знакомство и разучивание современных детских песен про осень. | Практический выход проекта: дети завели песенники. |
6. “Мертвая природа или тихая жизнь вещей” – натюрморт, как жанр живописи. Символика в натюрморте 16-17 веков. | Рассматривание картин по технологии “Образ и мысль”. |
7. Знакомство с биографией и циклом портретов “Времена года” Дж. Арчимбольдо. | http://museumdoma.ru/giuseppe-arcimboldo/ |
Образовательная область: Технология
1. Проведение интегрированного занятия по сказке С.Козлова “Красота” и выполнение пластилинового барельефа “Осенний букет на окне”. | Практический выход проекта: выставка детских работ. (Приложение 5, 6) |
2. Детская работа “Осенний листок” в технике оригами. | |
3. “Бабушкин погребок” детская работа в технике монотипия. | |
4. “Осенний лес” гуашь | |
5. “Осенние листья”, монотипия, листья, гуашь. | |
6. Декоративная работа “Осенний базар” |
Образовательная область: Окружающий мир
Изучение традиций любования в Японии. Знакомство с основными символами любования – сакура, Фудзияма, японский клен, хризантема, первый снег. | Практический выход проекта: вырезание из вареной морковки кленовых листиков – Момидзигари. (Приложение 7) |
Экскурсия в ботанический сад. | Фотографирование объектов
любования. Практический выход проекта: создание презентаций “Наши объекты любования”. (Приложение 8) |
Экскурсия в центр японской культуры Сибирь – Хоккайдо. | (Приложение 9) |
Заключение
Основные выводы по теме разработки
Тема нашей работы: “Межпредметный образовательный проект "Дары осени" (серия учебных занятий), творческое воспитание в начальной школе.
В процессе реализации поставленных задач учащиеся знакомятся с творчеством музыкантов, художников, фотографов, писателей.
Проект насыщен разными формами работ, позволяющих учитывать индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащает коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Материалы нашей работы структурированы в соответствии с образовательными областями. В реальной жизни разные образовательные линии могут переплетаться в рамках одного занятия или одного дня, что помогает детям представить целостную картину мира.
Проект может быть реализован без ограничений. В зависимости от географического расположения ОУ, возраста учащихся, национальной и конфессиональной принадлежности наполнение предметных линий может меняться. Это придаст новому проекту своеобразие.
К материальным результатам проекта можно отнести выставки детских художественных работ, выступление на школьном концерте, создание фото – презентаций “Объекты любования 1 и 2 классов”, написание детьми хокку, оформление их в книгу и выступление перед другими классами в форме “Живой газеты”. Эти результаты были внедрены в практику. Но ведь есть еще и нематериальные продукты деятельности, “внедрение которых в практику” пролонгировано, отсрочено на некоторое время ...
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать
(Ф. Тютчев)
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.:Просвещение, 2011.
2. Чуракова Н.А. Литературное чтение, 2 класс, 1 часть, М.:Академкнига/учебник, 2012.
3. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. Методическое пособие. М.:Академкнига/учебник, 2012.
4. Ссылки на Интернет-ресурсы в приложениях.