Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации увеличивается. Знания, полученные в школе, заметно устаревают, нуждаются в коррекции. Результаты обучения нужны не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первое место выдвигаются не предметные результаты, а личностные и метапредметные.[1] Современный урок – это урок активной мыслительной деятельности, урок, где происходит формирование не только предметных результатов, но и личностных , и метапредметных. К таким урокам смело можно отнести урок – тренинг. Но говорить надо не просто об уроке как форме организации учебной деятельности, а рассматривать технологию урока-тренинга.
Немного истории.
Технология уроков-тренингов была адаптирована для учащихся начальных классов в 1996 г. учителями г. Москвы И.Е.Куликовой, Н.А. Итатиной, О.Б. Калининой. Учителя нашей школы заинтересовались и стали широко использовать эту технологию с 2004 г. Зам. директора по УВР Валяевой Н.В. и мною был обобщён опыт по данной теме и размещён на сайте «Первое сентября». Спустя какое-то время технология уроков – тренингов нами была забыта. С введением федеральных государственных общеобразовательных стандартом к технологии уроков-тренингов обратились вновь.
Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.
Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.
Урок – тренинг отвечает всем требованиям современного урока. Урок опирается на следующие принципы [1]:
- личностно ориентированный принцип. Ученик – главное действующее лицо.
- здоровьесберегающий принцип. Учащиеся чувствуют себя комфортно, не испытывают стрессовых ситуаций. Каждый ученик делает свой выбор, так как считает нужным. Далее при обсуждении он может согласиться, а может не согласиться с членами своей группы.
- деятельностно ориентированный принцип. Для выбора нужного решения необходимо активизировать свою мыслительную деятельность.
- проблемно-диалогический принцип. В обсуждения возникают проблемы, решение которых происходит в диалоге.
Урок – тренинг – это такая форма учебной деятельности, которая способствует формированию личностных и метапредметных результатов. А это одно из важных требований ФГОС НОО [1].
Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.
Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Урок – тренинг это урок активной мыслительно-речевой деятельности учащихся.
В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.
Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при обобщении и систематизации знаний.
Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание каждого ученика. Эффективность уроков-тренингов зависит от высокой организации урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться: из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности.
Урок-тренинг имеет определённую структуру.
1. Постановка цели.
На этом этапе урока формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия.
Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока. (Регулятивные УУД) Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Мотивация на работу подкрепляется в круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.(Личностные УУД)
2. Самостоятельная работа.
На втором этапе урока происходит формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей. Анализирую задания, учащиеся определяют, какие знания имеются для решения поставленной задачи, какие знания необходимо добыть.
3. Работа в парах (четверках).
Третий этап урока формирует личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал, почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.
Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению.
Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.
4. Выслушивание классом различных мнений.
Содержание четвёртого этапа урока способствует формированию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Представители от каждой группы объясняют, почему их группа сделала тот или иной выбор, что способствует формированию умения оформлять свои мысли в устной форме.
Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли её в свою речь. (Познавательные УУД)
Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи. (Регулятивные УУД)
5. Экспертная оценка.
После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора. Сравнивают с эталоном (Регулятивные УУД)
6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Этому способствует система вопросов:
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Смог ли доказать правильность своего выбора?
- Если нет, то почему?
- Что получилось, что было трудно? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.
Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам - от 2 к 6.
Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий. Вся работа на данном этапе способствует формированию регулятивных УУД
7. Подведение итогов.
Подведение итогов проходит в круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие его смысла. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь реализовывать свои возможности.
Уроки-тренинги позволяют развиваться учащимся в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.
Технологию урока-тренинга можно применять не только на обобщающих уроках по математике и русскому языку, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории.
Творческий подход учителя к проведению данного типа уроков сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого учащегося.
Литература
- Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа [Текст]:. В 2 –х книгах. Книга 2. / Под науч.ред.Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.- М.: Баласс, 2011. – 416 с. - ISBN 978‑5‑85939‑854‑6.
- Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. [Текст]: / Под науч.ред.Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.- М.: Баласс, 2008. – 336 с. - ISBN 978-5-85939‑-702-0.