Цели:
Предметные:
– познакомить учащихся с новой частью речи – деепричастием, его лексическим
значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью, с её
специфическими суффиксами;
– научить отличать эту часть речи от других;
– учить использовать деепричастия в речи.
Надпредметные:
– развивать мышление учащихся: умение устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать выводы, создавать обобщения,
анализировать;
– развивать связную устную монологическую и письменную речь;
– освоение универсальных способов деятельности: составление алгоритма, работа по
алгоритму, работа с текстом.
Личностные:
– воспитание внимательного отношения к природе;
– формирование коммуникативной компетенции;
– развитие регулятивной компетенции.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Начнём урок необычно. Содержание части нашего учебника я вынесла на доску. Рассмотрите.
1. Орфография. 2. Синтаксис и пунктуация. 3. Морфология. – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное – Глагол – _______?_________ |
– Какой принцип изучения материала на уроках русского языка отражен в схеме?
(По разделам.)
– Какой раздел науки о языке изучаем сейчас? (Морфология.)
– Мы изучили имена, глагол. Предположите, чем будем заниматься на сегодняшнем
уроке? (Будем, вероятно, знакомиться со следующей за глаголом частью речи.)
– А по какому плану мы изучаем каждую часть речи?
На доске нарисованы 3 кита и учитель спрашивает:
– Какая информация на доске является подсказкой? (Три кита на доске подсказывают, что план изучения новой части таков: лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
Рис. 1
Целеполагание.
Учитель: Итак, мы изучим сегодня совершенно новую для вас часть речи.
– Какие цели, стало быть, мы перед собой ставим? (Познакомиться с лексическим значением новой части речи, её морфологическими признаками и синтаксической ролью, с её внешними признаками.)
Учитель дополняет ответы ребят: “Мы узнаем, какова роль этих слов в речи, будем тренироваться использовать их в своей собственной речи, попробуем назвать наш урок”.
– Какие умения будем развивать? (Умение видеть её, узнавать среди других
частей речи по внешним и другим признакам, умение вводить в свой лексикон,
употреблять в собственной речи, что является перспективной целью всех уроков.)
– Как это можно сделать?
Дети говорят, что это можно, во-первых, прочесть в учебнике, во-вторых, послушать рассказ учителя, в-третьих, самим сконструировать понятие в практической деятельности.
– Что выбираем?
3. Работа с текстом.
Текст представлен на распечатках с пропусками орфограмм и пунктограмм.
– Какие задачи мы решаем всегда, работая с текстами? (Определяем тему (о чем текст), основную мысль, стиль, тип речи, определяем микротемы, озаглавливаем).
1. Зима. 2. Пр..шла она как-то неожиданно. 3.Укутав как
одеялом всё в..круг крыши домов кусты и деревья улицы и дворы белым
снегом, она каж..тся п..с..лилась н..долго. 4. Потреск..вая, стоят деревья в алмазном ине.. . 5. Их ветки, пр..нарядившись в белые шап..чки, з..стыли в бе..молвном молчани.. . 6. А на вершинах сосен, на их (бело)зелёных в..нцах, играет золотистый солнечный свет. 7. И над всем этим – син… огромное и удивительно нежное небо. 8. Какое великолепие и спокойствие! 9. Стоишь смотр..шь, любуясь и зам..рая от восхищения. |
Вопросы и задания для анализа текста:
– О чем текст?
– Озаглавьте его.
– Какова роль первого предложения?
– К какому стилю речи он относится? Докажите свою точку зрения.
– Какими средствами художественной выразительности создан образ зимы?
– Как, с помощью каких средств выражено отношение автора?
– Определите тип речи текста.
– Сколько микротем в тексте? Совпадает ли их количество с абзацным членением
текста?
– Сформулируйте основную мысль текста. В каком предложении она заключена?
Задание:
- Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте их и сгруппируйте.
- Расставьте пунктограммы.
- Первый вариант: составьте схему предложения № 3.
Второй вариант: выполните полный синтаксический разбор предложения № 4. - Выполните проверку. Во время работы класса 3 человека самостоятельно выполняют те же задания у доски. (Первое и второе задания выполняются на переносных досках, а третье – на доске.)
4. Объяснение нового материала.
1) Учитель: обратимся к материалу для наблюдений (на доске, он есть и на рабочих листах).
В алмазном инее стоят деревья и потрескивают. | В алмазном инее стоят деревья, потрескивая. |
Задание:
– Подчеркните грамматические основы в каждом предложении. Сравните.
– В каком предложении выделенные слова называют действия равноправные,
одновременные?
– А в каком предложении от одного выделенного слова можно поставить вопрос к
другому?
– То есть, в каком предложении выделенные слова обозначают действия
неравноправные?
– Какое из этих действий главное? Чем (какой частью речи) оно выражено?
– Назовите, каким словом выражено добавочное действие. (Потрескивая.)
– На какой вопрос отвечает слово “потрескивая”? (Как? Что делая?)
– А слово “укутав” в тексте на какой вопрос будет отвечать?
Учитель: Это и есть та часть речи, которую мы сегодня начинаем изучать. Называется она деепричастие.
2) Запись темы.
3) – Обобщите проделанную работу: Какая часть речи называется деепричастием?
Во время работы над грамматической темой, на доске постепенно заполняется алгоритм в виде дома, в котором живет эта часть речи.
Рис. 2
Учитель: Лексическое значение части речи – это первый вопрос, на который мы отвечаем, работая над изучением любой части речи. Каков наш следующий шаг? (Определение морфологических признаков части речи.)
4) – От какой части речи образуется деепричастие? (От глагола.)
– Докажем это.
На доске записаны заранее деепричастия. Выполняется их словообразовательный разбор. (Один ученик у доски.)
потрескивая ← потрескива – ю*, потрескива-ть |
укутав ← укута-ть |
принарядившись ←принаряди-ть-ся |
не дыша ← дыш-у, дыша-ть |
* Учитель обращает внимание учеников, что деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени, а не от основы инфинитива, но на данном уроке этот материал не отрабатывается.
– Каков способ образования деепричастий?
– Теперь вы понимаете, почему деепричастие изучается после глагола?
– Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий?
Учитель: Это и есть те специфические, то есть особые, суффиксы, которых нет ни у одной другой части речи, они-то и образуют деепричастия. Это их видимый признак.
5) Учитель: Итак, деепричастие образуется от глагола.
– Вспомните постоянные морфологические признаки глагола. (Вид,
возвратность, спряжение, переходность.)
– Какими из этих грамматических категорий могут обладать деепричастия?
(Вид, возвратность, переходность.)
При выяснении, есть ли эти грамматические признаки у деепричастий, учитель помогает ребятам, обращая их внимание на деепричастия из текста, просит вспомнить, как они определяются у глаголов.
Учитель: Итак, вы верно определили, что вид, возвратность и переходность – постоянные морфологические признаки деепричастия.
– Каким должен быть наш следующий шаг? (Выяснить, каковы непостоянные
признаки деепричастия.)
– Как мы это сделаем? (Попробуем просклонять, проспрягать, изменить по числам
и родам.)
6) Дети самостоятельно выполняют эту работу, пытаются изменять деепричастия.
– Какой вывод мы можем сделать? (Деепричастие – неизменяемая часть речи.
Она не имеет окончания, даже нулевого.)
7) – Знакомы ли вам подобные части речи? (Наречие.)
– Какие еще признаки наречия, кроме неизменяемости, есть у деепричастий?
(1. Не изменяется. 2. Относится к глаголу. 3. Отвечает на обстоятельственные
вопросы как? почему? когда? 4. В предложении является обстоятельством.)
Рис. 3
8) Расскажите о деепричастии, обобщив проделанную работу, пользуясь алгоритмом, опираясь на собственный опыт изучения частей речи.
Дети слушают, оценивают ответ одноклассника.
9) Учитель: Какая удивительная часть речи – деепричастие! Некоторые свои грамматические признаки она взяла у глагола, другие – от наречия. Так, может, это вовсе и не самостоятельная часть речи?
10) Работа с учебником. (Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс: в 3 частях. М.: Мнемозина, 2007. Ч.2. С.38.)
– Найдите в учебнике ответ на поставленный вопрос.
– Какая информация, помещённая в параграфе учебника, не прозвучала на уроке?
(1. Почему деепричастие так называется. (Причастный к действию.)
2. Деепричастие обладает еще таким морфологическим признаком, полученным им от
глагола, как способность иметь при себе зависимое слово, имя существительное или
наречие.)
– Докажите способность деепричастия иметь зависимое слово, пользуясь текстом о
зиме. (Укутав (чем?) снегом, укутав (как?) надолго.)
(Внести добавление в алгоритм.)
11) Учитель: Итак, вы ответили на три ключевых вопроса урока-изучения
новой части речи, то есть выяснили
– лексическое значение,
– морфологические признаки,
– синтаксическую роль деепричастия.
– Какова теперь наша задача? (Закрепление, тренировка.)
5. Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант.
Задание: выпишите деепричастия вместе с теми словами, которые к ним относятся и глаголом, от которого они зависят. Обозначьте суффиксы деепричастий. Записывайте деепричастия поморфемно.
Один ученик работает у доски.
Опустив свои величественные головы, почти касаясь снега черными носами, по колено в снегу стоят два оленя-красавца, вслушиваясь в безмолвную тишину. |
Стоят (что сделав? как?) о-пуст-и-в головы,
(что делая? как?) кас-а-я-сь снега,
(что делая? как?) в-слуш-ива-я-сь в тишину.
2) – Пользуясь алгоритмом, докажите, что это деепричастия.
Проверка: ученик отвечает устно, остальные ученики оценивают его ответ.
Пример ответа:
Опустив – деепричастие, так как
– обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом “стоят”,
– отвечает на вопрос “что сделав?”,
– относится к глаголу “стоят”,
– образовано от глагола “опустить”,
– образовано с помощью специфического суффикса –в,
– как и глагол, имеет такие грамматические признаки: сов.вид, невозвр., перех.,
– не изменяется,
– имеет зависимое слово: опустив (что?) голову,
– отвечает на смысловой вопрос “как?”, следовательно, в предложении является
обстоятельством.
3) Творческая работа по опорным словам.
На доска записаны фразы и словосочетания:
Поглядев в окно; падают, кружась в медленном вальсе; |
опускаются, танцуя; тают, как бы прощаясь. |
Задание: используя данные фразы, составьте небольшой текст.
Учитель: Обратите внимание, что деепричастия и деепричастия с зависимыми словами выделены запятыми. На следующем уроке познакомимся с этой темой.
Дети читают варианты своих мини-сочинений. Коллективное оценивание по
критериям: – отвечает ли работа заданным параметрам,
– уместно и логично ли использованы фразы с деепричастиями,
– общая правильность речевого и грамматического оформления работы.
Вариант составленного текста. Утро. Поглядев в окно, прихожу в восторг. Медленно, словно кружась в вальсе, падают на землю крупные снежинки. И так, танцуя, опускаются до самой земли, и на ней, как бы прощаясь, тают.
– Какова роль деепричастий в речи?
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
– Достигли ли мы их?
– Как назовём наш урок?
7. Домашнее задание.
§ 40, упр. 571. Или § 40, письменный ответ на вопрос, слова каких частей речи могут заканчиваться на –я, -а, -в. Докажите свое мнение примерами, выполните их морфемный и частеречный разбор.
8. Окончание урока.
Учитель: Дети, благодарю вас за работу. Вы – истинные помощники и соавторы урока.