Понятие о деепричастии. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: работа с текстом, универсальные учебные действия, морфология


Цели:

Предметные:

– познакомить учащихся с новой частью речи – деепричастием, его лексическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью, с её специфическими суффиксами;
– научить отличать эту часть речи от других;
– учить использовать деепричастия в речи.

Надпредметные:

– развивать мышление учащихся: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, создавать обобщения, анализировать;
– развивать связную устную монологическую и письменную речь;
– освоение универсальных способов деятельности: составление алгоритма, работа по алгоритму, работа с текстом.

Личностные:

– воспитание внимательного отношения к природе;
– формирование коммуникативной компетенции;
– развитие регулятивной компетенции.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Начнём урок необычно. Содержание части нашего учебника я вынесла на доску. Рассмотрите.

1. Орфография.

2. Синтаксис и пунктуация.

3. Морфология.

– Имя существительное

– Имя прилагательное

– Имя числительное

– Глагол

– _______?_________

– Какой принцип изучения материала на уроках русского языка отражен в схеме? (По разделам.)
– Какой раздел науки о языке изучаем сейчас? (Морфология.)
– Мы изучили имена, глагол. Предположите, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Будем, вероятно, знакомиться со следующей за глаголом частью речи.)
– А по какому плану мы изучаем каждую часть речи?

На доске нарисованы 3 кита и учитель спрашивает:

– Какая информация на доске является подсказкой? (Три кита на доске подсказывают, что план изучения новой части таков: лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)

Рис. 1

Целеполагание.

Учитель: Итак, мы изучим сегодня совершенно новую для вас часть речи.

– Какие цели, стало быть, мы перед собой ставим? (Познакомиться с лексическим значением новой части речи, её морфологическими признаками и синтаксической ролью, с её внешними признаками.)

Учитель дополняет ответы ребят: “Мы узнаем, какова роль этих слов в речи, будем тренироваться использовать их в своей собственной речи, попробуем назвать наш урок”.

– Какие умения будем развивать? (Умение видеть её, узнавать среди других частей речи по внешним и другим признакам, умение вводить в свой лексикон, употреблять в собственной речи, что является перспективной целью всех уроков.)
– Как это можно сделать?

Дети говорят, что это можно, во-первых, прочесть в учебнике, во-вторых, послушать рассказ учителя, в-третьих, самим сконструировать понятие в практической деятельности.

– Что выбираем?

3. Работа с текстом.

Текст представлен на распечатках с пропусками орфограмм и пунктограмм.

– Какие задачи мы решаем всегда, работая с текстами? (Определяем тему (о чем текст), основную мысль, стиль, тип речи, определяем микротемы, озаглавливаем).

1. Зима. 2. Пр..шла она как-то неожиданно. 3.Укутав как одеялом всё в..круг крыши домов кусты и деревья улицы и дворы белым снегом, она каж..тся п..с..лилась н..долго.
4. Потреск..вая, стоят деревья в алмазном ине.. . 5. Их ветки, пр..нарядившись в белые шап..чки, з..стыли в бе..молвном молчани.. . 6. А на вершинах сосен, на их (бело)зелёных в..нцах, играет золотистый солнечный свет. 7. И над всем этим – син… огромное и удивительно нежное небо. 8. Какое великолепие и спокойствие!
9. Стоишь смотр..шь, любуясь и зам..рая от восхищения.

Вопросы и задания для анализа текста:

– О чем текст?
– Озаглавьте его.
– Какова роль первого предложения?
– К какому стилю речи он относится? Докажите свою точку зрения.
– Какими средствами художественной выразительности создан образ зимы?
– Как, с помощью каких средств выражено отношение автора?
– Определите тип речи текста.
– Сколько микротем в тексте? Совпадает ли их количество с абзацным членением текста?
– Сформулируйте основную мысль текста. В каком предложении она заключена?

Задание:

  1. Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте их и сгруппируйте.
  2. Расставьте пунктограммы.
  3. Первый вариант: составьте схему предложения № 3.
    Второй вариант: выполните полный синтаксический разбор предложения № 4.
  4. Выполните проверку. Во время работы класса 3 человека самостоятельно выполняют те же задания у доски. (Первое и второе задания выполняются на переносных досках, а третье – на доске.)

4. Объяснение нового материала.

1) Учитель: обратимся к материалу для наблюдений (на доске, он есть и на рабочих листах).

В алмазном инее стоят деревья и потрескивают. В алмазном инее стоят деревья, потрескивая.

Задание:

– Подчеркните грамматические основы в каждом предложении. Сравните.
– В каком предложении выделенные слова называют действия равноправные, одновременные?
– А в каком предложении от одного выделенного слова можно поставить вопрос к другому?
– То есть, в каком предложении выделенные слова обозначают действия неравноправные?
– Какое из этих действий главное? Чем (какой частью речи) оно выражено?
– Назовите, каким словом выражено добавочное действие. (Потрескивая.)
– На какой вопрос отвечает слово “потрескивая”? (Как? Что делая?)
– А слово “укутав” в тексте на какой вопрос будет отвечать?

Учитель: Это и есть та часть речи, которую мы сегодня начинаем изучать. Называется она деепричастие.

2) Запись темы.

3) – Обобщите проделанную работу: Какая часть речи называется деепричастием?

Во время работы над грамматической темой, на доске постепенно заполняется алгоритм в виде дома, в котором живет эта часть речи.


Рис. 2

Учитель: Лексическое значение части речи – это первый вопрос, на который мы отвечаем, работая над изучением любой части речи. Каков наш следующий шаг? (Определение морфологических признаков части речи.)

4) – От какой части речи образуется деепричастие? (От глагола.)
– Докажем это.

На доске записаны заранее деепричастия. Выполняется их словообразовательный разбор. (Один ученик у доски.)

потрескиваяпотрескива – ю*, потрескива-ть
укутавукута-ть
принарядившись ←принаряди-ть-ся
не дышадыш-у, дыша-ть

* Учитель обращает внимание учеников, что деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени, а не от основы инфинитива, но на данном уроке этот материал не отрабатывается.

– Каков способ образования деепричастий?
– Теперь вы понимаете, почему деепричастие изучается после глагола?
– Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий?

Учитель: Это и есть те специфические, то есть особые, суффиксы, которых нет ни у одной другой части речи, они-то и образуют деепричастия. Это их видимый признак.

5) Учитель: Итак, деепричастие образуется от глагола.

– Вспомните постоянные морфологические признаки глагола. (Вид, возвратность, спряжение, переходность.)
– Какими из этих грамматических категорий могут обладать деепричастия?

(Вид, возвратность, переходность.)

При выяснении, есть ли эти грамматические признаки у деепричастий, учитель помогает ребятам, обращая их внимание на деепричастия из текста, просит вспомнить, как они определяются у глаголов.

Учитель: Итак, вы верно определили, что вид, возвратность и переходность – постоянные морфологические признаки деепричастия.

– Каким должен быть наш следующий шаг? (Выяснить, каковы непостоянные признаки деепричастия.)
– Как мы это сделаем? (Попробуем просклонять, проспрягать, изменить по числам и родам.)

6) Дети самостоятельно выполняют эту работу, пытаются изменять деепричастия.

– Какой вывод мы можем сделать? (Деепричастие – неизменяемая часть речи. Она не имеет окончания, даже нулевого.)
7) – Знакомы ли вам подобные части речи? (Наречие.)
– Какие еще признаки наречия, кроме неизменяемости, есть у деепричастий? (1. Не изменяется. 2. Относится к глаголу. 3. Отвечает на обстоятельственные вопросы как? почему? когда? 4. В предложении является обстоятельством.)


Рис. 3

8) Расскажите о деепричастии, обобщив проделанную работу, пользуясь алгоритмом, опираясь на собственный опыт изучения частей речи.

Дети слушают, оценивают ответ одноклассника.

9) Учитель: Какая удивительная часть речи – деепричастие! Некоторые свои грамматические признаки она взяла у глагола, другие – от наречия. Так, может, это вовсе и не самостоятельная часть речи?

10) Работа с учебником. (Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс: в 3 частях. М.: Мнемозина, 2007. Ч.2. С.38.)

– Найдите в учебнике ответ на поставленный вопрос.
– Какая информация, помещённая в параграфе учебника, не прозвучала на уроке?

(1. Почему деепричастие так называется. (Причастный к действию.)
2. Деепричастие обладает еще таким морфологическим признаком, полученным им от глагола, как способность иметь при себе зависимое слово, имя существительное или наречие.)
– Докажите способность деепричастия иметь зависимое слово, пользуясь текстом о зиме. (Укутав (чем?) снегом, укутав (как?) надолго.)

(Внести добавление в алгоритм.)

11) Учитель: Итак, вы ответили на три ключевых вопроса урока-изучения новой части речи, то есть выяснили
– лексическое значение,
– морфологические признаки,
– синтаксическую роль деепричастия.
– Какова теперь наша задача? (Закрепление, тренировка.)

5. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант.

Задание: выпишите деепричастия вместе с теми словами, которые к ним относятся и глаголом, от которого они зависят. Обозначьте суффиксы деепричастий. Записывайте деепричастия поморфемно.

Один ученик работает у доски.

Опустив свои величественные головы, почти касаясь снега черными носами, по колено в снегу стоят два оленя-красавца, вслушиваясь в безмолвную тишину.

Стоят (что сделав? как?) о-пуст-и-в головы,
(что делая? как?) кас-а-я-сь снега,
(что делая? как?) в-слуш-ива-я-сь в тишину.

2) – Пользуясь алгоритмом, докажите, что это деепричастия.

Проверка: ученик отвечает устно, остальные ученики оценивают его ответ.

Пример ответа:

Опустив – деепричастие, так как
– обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом “стоят”,
– отвечает на вопрос “что сделав?”,
– относится к глаголу “стоят”,
– образовано от глагола “опустить”,
– образовано с помощью специфического суффикса –в,
– как и глагол, имеет такие грамматические признаки: сов.вид, невозвр., перех.,
– не изменяется,
– имеет зависимое слово: опустив (что?) голову,
– отвечает на смысловой вопрос “как?”, следовательно, в предложении является обстоятельством.

3) Творческая работа по опорным словам.

На доска записаны фразы и словосочетания:

Поглядев в окно;
падают, кружась в медленном вальсе;
опускаются, танцуя;
тают, как бы прощаясь.

Задание: используя данные фразы, составьте небольшой текст.

Учитель: Обратите внимание, что деепричастия и деепричастия с зависимыми словами выделены запятыми. На следующем уроке познакомимся с этой темой.

Дети читают варианты своих мини-сочинений. Коллективное оценивание по критериям: – отвечает ли работа заданным параметрам,
– уместно и логично ли использованы фразы с деепричастиями,
– общая правильность речевого и грамматического оформления работы.

Вариант составленного текста. Утро. Поглядев в окно, прихожу в восторг. Медленно, словно кружась в вальсе, падают на землю крупные снежинки. И так, танцуя, опускаются до самой земли, и на ней, как бы прощаясь, тают.

– Какова роль деепричастий в речи?

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
– Достигли ли мы их?
– Как назовём наш урок?

7. Домашнее задание.

§ 40, упр. 571. Или § 40, письменный ответ на вопрос, слова каких частей речи могут заканчиваться на –я, -а, -в. Докажите свое мнение примерами, выполните их морфемный и частеречный разбор.

8. Окончание урока.

Учитель: Дети, благодарю вас за работу. Вы – истинные помощники и соавторы урока.