Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый “эффект эмоционального сгорания” (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).
Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому “эмоционального выгорания”:
- Усталость, утомление, истощение, бессонница;
- Негативное отношение к собеседнику;
- Негативное отношение к работе;
- Скудность репертуара рабочих действий;
- Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем;
- Отсутствие аппетита или переедание;
- Негативная “Я-концепция”;
- Агрессивные чувства;
- Тревожность, раздражительность;
- Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
- Переживание чувства вины.
Определенные личностные характеристики могут являться дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Это внутренние предпосылки. Перечислим их.
1. Сниженное чувство собственного достоинства. Для этих людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения, что внешне может проявляться как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение в адрес более успешных людей.
Сниженное самоуважение приводит к появлению трудоголизма, высокой мотивации успеха вплоть до перфекционизма (быть лучше всех всегда и во всем). Поэтому любое снижение результатов труда может вызвать неадекватную реакцию: уход в себя, депрессия, агрессивные вспышки.
2. Склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне может проявляться как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, предполагающая взятие на себя другой роли, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Эти люди с трудом перестраивают жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому редко могут самостоятельно справиться с проблемой эмоционального выгорания. В результате велик риск наступления следующего этапа развития профессиональной дезадаптации - психосоматических заболеваний.
Также следует отметить, что только внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социо-культурными условиями общества. В организации можно выделить три существенных момента:
1. Неэффективный стиль руководства. “Мужской” стиль руководства не может обеспечить людям необходимую эмоциональную поддержку. “Женский” поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку нечеткие, неопределенные требования ставят под угрозу стремление все делать лучше всех.
2. Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.
3. Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку.
Влияние социо-культурных факторов также играет важную роль. Уровень эмоционального выгорания всегда повышается в условиях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования (особенно часто встречается в рекламных акциях (например, реклама лекарств)).
Реорганизующее влияние на личность наблюдается в любой профессии. Но не всегда это влияние носит позитивный характер. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, условия труда, само отношение личности к объекту своей деятельности накладывают отпечаток на всю структуру личности. Поэтому так легко узнать представителей той или иной профессии, особенно педагогов, которые даже в неформальной обстановке выдерживают повелительный тон, авторитарны, малоэмоциональны и безапелляционны в отношении окружающих. Это свидетельствует о профессиональной ригидности, утере способности изменять свой стиль поведения, что демонстрирует наличие “профессиональной деформации”. У педагогов деформированность личности профдеятельностью может проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов):
1. Деформации общепедагогические, характерные для всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью (назидательность, самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.).
2. Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей и структурами строения педагогической деятельности (коммуникатор, организатор, просветитель, предметник).
3. Специфические деформации (предметные) обусловлены спецификой работы педагога.
4. Индивидуальные деформации, определяющиеся изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, что обусловлено личностной направленностью педагога.
Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать информирование их о существовании проблемы профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания.
Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха.
Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения.
Г.А.Широкова рекомендует следующие направления в работе по преодолению синдрома “эмоционального выгорания”.
1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
- снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
- формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.
При организации работы с педагогами следует учитывать влияние педагогического стажа. В таблице представлены эффективные формы взаимодействия педагога и психолога в зависимости от педагогического стажа воспитателя.
При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы.
- Наблюдение за деятельностью.
- Беседа.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Социометрия.
Методики:
1. Диагностика “эмоционального выгорания” у педагогов дошкольных учреждений (Автор В.В.Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
2. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение нервно-психической устойчивости педагогов)
3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости.
4. Тест “Нужно ли вам бороться со стрессом?”
5. Методика по определению способа решения жизненных проблем.
6. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях).
7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение).
8. Шкала депрессии.
9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).
10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).
11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога.
Стаж в годах | Характеристика профессиональной деятельности | Формы взаимодействия психолога и педагога |
1-5 | Преобладание знаний над умениями; Концентрация на собственных возможностях; Склонность к самоизменениям Открытость новому; Профессиональный поиск; Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках. |
Эмоциональная поддержка Развитие уверенности в своих силах; Акцент на достижениях |
6-10 | Формирование устойчивой
профессиональной позиции; Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания; Повышение значимости профессии |
Помощь в осознании ограничений; Расширение позитивных возможностей. |
11-15 | Осознание противоречий между
имеющимися возможностями и желанием
профессиональных изменений; Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений. |
Привлечение к наставнической и
проектной деятельности; Помощь в рефлексии достижений; Расширение возможностей к восприятию инноваций; Привлечение к экспериментальной деятельности. |
16-20 | Кризис самосознания, между “Я –
реальным” и “Я – идеальным”; Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов защиты; Рост увлеченности работой. |
Привлечение к наставнической
деятельности; Помощь в обобщении опыта работы и его распространения среди коллег для повышения самооценки педагога. |
21-25 | Наибольшая увлеченность работой; Сформированность профессионально значимых качеств; Критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами. |
Опора на авторитет педагога; Привлечение к наставнической деятельности. |
Более 25 | Возникновение синдрома
“эмоционального выгорания”; Психоэмоциональное напряжение. |
Помощь в анализе достижений |